Расчет крыши        03.08.2023   

Архитектурное освещение: типы, приемы, функции. Освещение зданий Проектирование и монтаж освещения фасада

Освещение улиц и фасадов зданий как таковое используется людьми с незапамятных времен. Сначала оно имело чисто функциональное значение: облегчать жизнь жителям городов в темное время суток. Но людям свойственна тяга к красоте, поэтому со временем этого оказалось недостаточно. Свет начали использовать еще и в эстетических целях.

Появилось понятие подсветки, которая помогала акцентировать внимание на определенных элементах здания, выделять и подчеркивать формы и линии фасадов. Со временем простая подсветка превратилась в архитектурное освещение зданий, являющееся сегодня одним из важнейших инструментов светового дизайна. С его помощью дизайнеры воплощают в жизнь свои оригинальные идеи и замыслы.

Архитектурная подсветка и используемые для ее обустройства осветительные приборы

Чтобы подсвечиваемое сооружение преобразилось в ночное время и получило неповторимый образ, надо, чтобы проект архитектурного освещения создавали профессионалы. А для его воплощения в жизнь необходимы светильники, отвечающие ряду требований. Только тогда художественная подсветка сможет изменить до неузнаваемости облик не только центральных, но и находящихся на окраине города улиц.


Какой бы тип осветительных приборов ни использовался для наружного освещения фасадов, все они должны отвечать следующим основным требованиям:

  • быть максимально безопасными,
  • функционировать при любой погоде.

Это возможно благодаря антикоррозийному покрытию светильников, их ударопрочным и термостойким стеклам. Важным показателем качества приборов художественной подсветки является их энергоэффективность. Последнему качеству светильники обязаны использованию в них светодиодов.

Актуальными для устройства освещения светодиодные приборы являются еще и потому, что заменять их приходится сравнительно редко. Их ресурс рассчитан на 5-6 лет беспрерывной работы. Сегодня практически невозможно представить город, в котором бы отсутствовала художественная подсветка фасадов и архитектурное светодиодное освещение. По способности создавать динамические эффекты и производить весь спектр основных цветов равных светодиодам нет.

Благодаря всем перечисленным параметрам светодиодных осветительных приборов в последние годы существует тенденция к полному вытеснению ими газоразрядных и металлогалогеновых ламп, не говоря уже о лампах накаливания, из сферы художественной и архитектурной подсветки.

Архитектурное освещение различных типов объектов

Создавая проект архитектурного освещения сооружений и зданий, светодизайнеры принимают во внимание множество факторов, в том числе и особенности объектов. Если речь идет о деловом строении (банк, бизнес-центр, офис и т.п.), само здание обычно освещается полностью одним цветом. Просто для входа используется заливка другого цвета.

Для привлечения покупателей в ТРЦ рядом с ним нередко устанавливаются прожекторы, яркие столбы света которых устремляются в темное ночное небо. Оправдана установка мощных светильников для освещения находящихся на стадии реализации новостроек. Обустраивая архитектурное освещение какого-либо памятника, дизайнеры света и архитектуры стремятся только подчеркнуть задумку, которой руководствовался его создатель, не нарушая при этом саму идею.

При архитектурном освещении фасадов зданий специалисты обращают внимание на материал их облицовки. Глянцевая или отражающая поверхность может отражать в себе сами осветительные приборы, снижая качество подсветки любого объекта.

Типы архитектурного освещения

При разработке проекта архитектурной подсветки можно использовать два подхода к его реализации. Если надо освещать архитектурные объекты, представляющие историческую ценность, используются приемы, позволяющие ночью и днем сохранять их одинаковый облик. Другим зданиям специфическое освещение фасадов придает совершенно иной более выигрышный вид.

В распоряжении светодизайнеров сегодня – огромный выбор светотехнических средств для устройства подсветки фасадов зданий. Их умелое использование позволяет придать объекту особую выразительность, не нарушая при этом его целостный внешний вид. Наиболее часто применяются следующие виды художественно-архитектурного освещения:

  • зонально-локальное,
  • общее заливающее,
  • силуэтное фоновое,
  • контурное,
  • цветодинамическое.

Использование локальной подсветки актуально в том случае, если необходимо обратить внимание окружающих на какие-либо отдельные элементы объекта. Это могут быть:

  • колонны,
  • барельефы,
  • карнизы,
  • балконы и т.д.

Реализуется такого типа подсветка зданий и фасадов с помощью прожекторов направленного действия, световых приборов небольшой мощности, которые прикрепляются кронштейнами к выделяемой поверхности.



Заливающее архитектурное наружное освещение обустраивается в том случае, когда по задумке светодизайнеров здание с большой фасадной площадью должно восприниматься в целом. Общее архитектурное освещение достигается посредством комбинирования света прожекторов большой мощности, установленных в определенных местах на земле или на соседних объектах.

Если архитектурная подсветка нужна не для выделения отдельных элементов здания, а обустраивается с целью получить его очертания, применяют фоновое силуэтное освещение архитектурного объекта. Достичь такого эффекта можно путем использования заливающих прожекторов, установленных с тыльной стороны здания.

Контурная подсветка оправдана в случае необходимости выделить какие-либо оригинальные элементы архитектурных объектов. Это могут быть, например, оконные проемы, входные группы, колонны, арки.

Контурное освещение может также обустраиваться по торцам или выступающим частям строения путем прокладки по фасаду светодиодных лент, шнуров или линейных светильников. Осветительные приборы гирляндного типа используются для праздничной иллюминации.

Динамическое освещение используется в качестве дополнения к заливающей или контурной подсветке. Цветодинамика предполагает возможность управления интенсивностью освещения и цветом световых потоков в автоматическом или ручном режиме. Для ее реализации используют обычные прожекторы и осветительные приборы со светодиодными лентами.

Интересным решением архитектурного освещения фасадов и зданий являются так называемые световые фасады. Применяется такой прием в том случае, когда фасады строений полностью состоят из стекла. Это могут быть центры административных услуг, развлекательные или торговые комплексы и т.п.

Желаемый эффект достигается следующим образом. Осветительные приборы размещают внутри помещения на потолке. Свет от них падает на стекло под определенным углом и освещает фасад изнутри. С наружной стороны такое освещение имеет потрясающий вид.

Применение архитектурного освещения, его задачи

Перед правильно обустроенной архитектурно-художественной подсветкой ставятся две равноценные по значению задачи: представить освещаемые объекты в выгодном свете в окружающем пространстве и подчеркнуть красоту их архитектурного облика. Чтобы достичь выполнения этих глобальных задач, обустраивающим освещение специалистам необходимо добиться:

  • исключения вмешательств в облик зданий, нарушающих идеи, которые воплотили архитекторы при планировке объекта;
  • соблюдения всех правил уличного освещения, заложенных в требованиях нормативных документов;
  • бесперебойной работы задействованных в подсветке здания осветительных приборов, максимального сокращения количества потребляемой ими электроэнергии;
  • качественного освещения с минимальными затратами на его обустройство и содержание светильников в надлежащем состоянии.

Параметры выбора способа архитектурного освещения зданий

Какой подсветке отдать предпочтение и как ее реализовать в том или ином случае зависит от ряда факторов:

  • Места расположения здания и какие архитектурные объекты находятся рядом. Составляя проект, в соответствии с которым планируется осуществлять его архитектурное освещение, необходимо учесть, какое освещение прилегающей территории будет оптимальным.
  • Стиля сооружения, специфические особенности его архитектуры. От этого зависит выбор типа осветительных приборов, необходимое их количество.
  • Задач, которые должно выполнять архитектурное освещение. Если, например, надо подчеркнуть статус офисного объекта, освещение должно быть сдержанным. Для крупного ТРЦ выбирается освещение яркое, чтобы привлечь большее количество посетителей.
  • Материалов отделки фасада. Здесь следует учитывать, что зеркальные и металлические поверхности имеют свойство отражать свет, создавая при этом слепящие яркие пятна.

Выбирая архитектурное освещение, светодизайнеры принимают во внимание возможные ракурсы просмотра объекта.

Многофункциональность применения архитектурного освещения здания

Если художественное освещение организовано профессионально, оно производит потрясающий эффект, дает возможность раскрыть новые грани архитектурного замысла. Грамотное расположение осветительных приборов, выбор уровня их яркости и цвета светового потока помогает:

  • предать внешнему виду подсвечиваемых зданий презентабельности в ночное время,
  • подчеркнуть их силуэт,
  • сделать невидимыми имеющиеся на фасадах строительные изъяны;
  • добавить динамики в общее оформление сооружения.

Если здание коммерческое, его эффектное освещение выделяет его из ряда других расположенных рядом объектов, обращает на себя внимание, делает его запоминающимся. Профессионально сделанное фасадное освещение способно:

  • привлечь в торговые точки больше покупателей,
  • быстрее и выгодней сдать в аренду торговые площади или продать новые постройки.

Подсвечивать фасады помещений надо еще и для того, чтобы обеспечить им безопасность путем предупреждения несанкционированного проникновения в них «незваных гостей», минимизировать бытовой травматизм из-за передвижения в темноте.

Предложения компании 500LUX

Художественное освещение различных архитектурных объектов – наша основная сфера деятельности. Мы обустраиваем также архитектурную подсветку элитной недвижимости. Специалисты компании выполняют весь цикл работ:

  • составляют проект,
  • разрабатывают техническое задание,
  • обеспечивают помощь в выборе и поставке необходимых осветительных приборов,
  • осуществляют монтаж подсветки и последующее обслуживание светильников.

При разработке концепции, согласно которой будет осуществляться освещение объекта, нами учитываются пожелания заказчика, особенности фасада, выделенный на реализацию проекта бюджет. Цены на освещение, организованное специалистами 500LUX, ниже средних по Москве. Решение задач по архитектурному освещению состоит из пяти этапов:

Акцентное освещение


Комбинированное освещение


Заливающее освещение


Выделение рельефа архитектуры светом


Контурное освещение

Встроенный в карниз функциональный свет

  • сбора необходимой информации;
  • составления дизайн-проекта с целью предоставить заказчику возможность увидеть, как будет выглядеть его объект ночью;
  • проектирования;
  • производства монтажных работ;
  • обеспечения гарантийного и послегарантийного обслуживания здания.

Архитектурное освещение зданий является одним из самых интересных на сегодняшний день направлений светодизайна. Используя его, можно создавать уникальное оформление зданий.

Для чего используется

Подсветка фасадов зданий выполняет следующие функции:

  1. Создание эффектного силуэта здания в ночное время суток. Разработка дизайна осуществляется с учетом оформления других расположенных рядом построек.
  2. Привлечение внимания потенциальных клиентов. В этом случае используется достаточно яркий светодизайн.
  3. Оригинальная подсветка подчеркивает статус здания.
  4. Охрана здания - освещение снижает риск проникновения в здание посторонних.

Где используется

Очень часто архитектурная подсветка применяется для оформления:

  1. Загородных частных домов, а также мини-гостиниц.
  2. Городских зданий. Это могут быть административные учреждения, памятники архитектуры, офисы крупных компаний, магазины и т. д.
  3. Мостов.

Метод освещения выбирается в зависимости от назначения здания, его архитектурных особенностей и места расположения.

Локальное освещение

Этот тип подсветки осуществляется при помощи светильников, которые располагаются на или рядом с ним. Так можно акцентировать внимание на наиболее значимых архитектурных элементах здания. Это могут быть, к примеру, карнизы, балконы, барельефы, таблички, оконные своды и т. д. Помимо всего прочего этот тип освещения позволяет экономить электроэнергию, однако злоупотреблять им не стоит, так как большое количество светильников наверняка испортит внешний вид здания.

Заливающее освещение

В этом случае осветительные приборы (прожекторы разной мощности) располагаются на довольно-таки значительном расстоянии от здания. Для их маскировки используются деревья, декоративные кустарники, Фасад в этом случае освещается полностью. Применяется подобная архитектурная подсветка для больших построек, закрытых по ночам. Использование направленных пучков света позволяет выгодно выделить элементы постройки. Очень часто так оформляют исторические памятники зодчества, музеи, административные здания и храмы.

Контурное освещение

Это архитектурное освещение зданий предполагает выделение контуров. При этом подчеркнуты могут быть все грани постройки либо края отдельных элементов: крыши, фасада и т. д. Для организации этого вида подсветки могут использоваться трубки, а также Оформление в этом случае получается мягким и ненавязчивым.

Фоновая заливка

Такое архитектурное освещение используется в основном для зданий, представляющих собой культурную или историческую ценность. В этом случае выделяется фон и боковые части постройки. Очень часто так оформляют здания с колоннами. Этот делает здание строже, монументальнее и величественнее. Сами осветительные приборы полностью исключаются из поля зрения, а их установка не портит элементы конструкции здания.

Световые фасады

Полностью остекленные фасады зданий в наше время не редкость. Осветить такую постройку снаружи практически невозможно, так как стекло просто-напросто поглощает свет. Дизайнеры нашли очень интересное решение оформления таких зданий. Архитектурное освещение фасадов в этом случае выполняется не снаружи, а изнутри здания. Оборудование в этом случае монтируется на стены или потолки помещений. направляется на стекло под разными углами, создавая потрясающий эффект.

Динамическое освещение

В этом случае декоративный эффект достигается за счет периодического изменения интенсивности, цвета, смешения оттенков света. При этом чаще всего используется светодиодное архитектурное освещение. Современное оборудование позволяет получать потрясающие по красоте динамические эффекты. Это может быть, к примеру, трансляция видеоряда или реклама.

На что обращают внимание при создании подсветки

При создании подсветки специалисты руководствуются целым рядом самых разных факторов:

Этапы создания подсветки

Оформление выполняется в несколько этапов.

  1. Определяется концепция освещения, выполняется моделирование светодизайна с учетом всех архитектурных особенностей сооружения.
  2. Разрабатывается светотехнический проект, производится расчет яркости ламп, их мощности и т. д.
  3. Разрабатывается электротехнический проект.
  4. Закупается и монтируется оборудование.

Используя архитектурное освещение, можно создать необыкновенно эффектное оформление здания. Но только в том случае, если проект был составлен с учетом всех особенностей как самой постройки, так и прилегающей к ней территории.

Архитектурная подсветка фасадов решает несколько проблем одновременно. Главнейшей из них, конечно же, является проблема освещения зданий. На втором месте по приоритету стоит придание строению привлекательного облика. Как правило, подсветка зданий создается, чтобы решить эти две задачи одновременно, как говорится, убить двух зайцев сразу. В этой статье речь пойдёт о монтаже подсветки различных зданий, к примеру, коттеджа или деревянного дома. А также о том, какое оборудование стоит использовать для этого.

Самый простой способ получить красивую лужайку перед домом

Вы, конечно же, видели идеальный газон в кино, на аллее, а возможно, и на соседской лужайке. Те, кто хоть раз пытался вырастить зеленую площадку у себя на участке, без сомнений скажут, что это огромный труд. Газон требует тщательной посадки, ухода, удобрения, полива. Однако так думают только неопытные садоводы, профессионалы давно знают про инновационное средство - жидкий газон AquaGrazz .

Существует огромное количество принципов освещения зданий. Основные из них перечислены ниже:

  • Заливающее освещение. Как правило, подобная подсветка используется для равномерной подсветки определённой площади ярким светом. Осветительное оборудование устанавливается в самой высокой точке и при включении заливает ярким светом определённую территорию. Подобное освещение очень часто используется для подсветки подъездной дорожки к дому. В таких случаях используемое оборудование оснащается фотоэлементами, вследствие чего свет включается только в те моменты, когда на подъездной дорожке дома происходит движение. Такой подход к вопросу позволяет решить проблему яркого света, который может бить по глазам;


  • Архитектурная LED подсветка. Такое освещение предназначено для подчёркивания определённых элементов декора. Если оборудование установлено правильно, то подобная подсветка загородного дома смотрится очень эффектно, скрывая из виду какие бы то ни было недостатки и выставляя напоказ достоинства;
  • Освещение фасада. Подобный принцип освещения коттеджа или любого другого сооружения заключается в установке оборудования таким образом, чтобы равномерно подсвечивался весь периметр зданий или их определённая часть;
  • Световая графика. Подобный тип освещения зданий в последнее время набирает популярность. Смысл подобного освещения заключён в создании на фасадах зданий разноцветных и разнообразных световых конструкций. Смотрится подобное освещение невероятно красиво. Создать подобное световое чудо на стенах загородного дома совсем несложно. Для этого существует два способа. Первый заключается в размещении на стенах коттеджа светодиодов. Данный способ отнимает много времени и сил. Второй способ гораздо проще первого. На некотором удалении от стены коттеджа устанавливаются специальные светильники, которые проецируют исходящий от них свет на дом;


  • Фоновое освещение. Принцип подобного освещения заключается в создании гармонирующих между собой областей света и тени. При монтаже подобного принципа освещения светильники, как правило, устанавливаются невысоко от земли;
  • Контурное освещение. При использовании подобного принципа освещения, светильники устанавливаются таким образом, чтобы были видны только лишь очертания коттеджа или любого другого здания, например, загородного дома. Подобное архитектурное освещение очень популярно в маленьких населенных пунктах.

Для создания более привлекательного внешнего вида загородного дома или любого другого здания стоит совмещать несколько разных принципов в единое целое. Эффект от этого получится просто потрясающим.

Проектирование подсветки фасада

Прежде чем приступить непосредственно к монтажу подсветки фасада, необходимо спроектировать все это на бумаге. Это можно сделать как самостоятельно, так и обратившись за помощью к специалистам. Если вам требуется спроектировать и создать подсветку своего загородного дома, лучше сделать это самостоятельно. Ведь благодаря этому вы сэкономите некоторую сумму денег. Так как объемы освещения не так уж и велики, это не составит труда для любого человека, даже не обладающего никакими специфическими знаниями в области электрики.

Многие считают, что проектирование – это лишнее, и что можно обойтись и без него. Такие суждения в корне неверны. Проектирование имеет ряд положительных моментов.


  1. Вы сможете определиться, какие принципы освещения больше всего подойдут для вашего загородного дома или любого другого строения.
  2. Также вы заранее сможете рассчитать, какое количество электроэнергии будут потреблять установленные светильники. Имея на руках эти данные, вы решите: не сильно ли это для вас накладно.
  3. К тому же вы сможете заблаговременно рассчитать стоимость всего необходимого оборудования и комплектующих.
  4. Имея на руках подробный проект, вы сможете выполнять все работы пошагово, не перебегая от одного незаконченного элемента подсветки к другому. Это очень сэкономит ваше время.

Монтаж подсветки фасадов

После того как готов проект подсветки фасадов, и все необходимое оборудование, в том числе светильники, куплены, стоит перейти непосредственно к монтажу освещения.

Важно учитывать два момента, которые пригодятся как на этапе проектирования, так и на этапе монтажа подсветки.

  1. Если у вас отсутствует допуск к электропроводке, то есть, нет соответствующего разрешения, не стоит самостоятельно заниматься подключением элементов подсветки к электросети.
  2. На этапе проектирования стоит рассчитать максимальную потребляемую мощность всех приборов, а также необходимое сопротивление используемых в создании подсветки проводов. На этапе монтажа все эти данные необходимо еще раз перепроверить.

Итак, преступаем непосредственно к монтажу подсветки фасадов.

  • Первым делом, опираясь на имеющийся проект, необходимо установить светильники в выбранные для них места. Как мы знаем, существует огромное количество различных принципов подсветки. Поэтому светильники могут располагаться где угодно. К примеру, для создания фоновой подсветки их необходимо устанавливать на расстоянии от 30 сантиметров до полутора метров от земли. А для заливающей подсветки необходимо подготовить самое возвышенное место. Поэтому перед установкой светильников стоит позаботиться о местах их монтажа;
  • После того как светильники заняли положенное им место, следует провести от них электропровода, которые будут их питать. Стоит учитывать, что все элементы освещения не следует подключать к одному источнику питания. Это чревато перегрузкой электросети. В каждом частном доме имеется так называемая коробка. Стоит выбрать несколько из них, которые являются менее перегруженными. Если же у вас в планах имеется создание грандиозной иллюминации, стоит подвести все провода непосредственно к электросчетчику;


Светильники для освещения фасада

  • Всю проводку следует надежно закрепить при помощи соответствующих креплений, которые продаются в каждом магазине, торгующем электрооборудованием. Если электрокабель будет помещен в землю, для его защиты стоит поместить его в гофру и хорошенько запомнить место, где он проложен. В противном случае при проведении каких-либо земельных работ, он может быть поврежден. При этом можно получить электротравму;
  • Последним этапом в создании подсветки является подключение к питанию. Как уже говорилось ранее, не стоит делать это самостоятельно, если у вас не имеется соответствующего допуска для работы с электричеством. Лучше пригласите специалиста. В случае выделения под освещение отдельного источника питания, исходящего напрямую из электросчетчика, также будет необходимо получить разрешение у соответствующей службы.

Вот и все, архитектурная подсветка фасада готова. Можете смело включать ее в темное время суток.


Энергия солнца

В последнее время в моду стали входить световые элементы, работающие непосредственно от природной энергии. Это может быть энергия солнца или ветра. Самым популярным является первый вариант. Плюс подсветки за счет солнечной энергии очевиден. Вы затратите средства лишь на закупку оборудования.

Существует два вида светильников, работающих на солнечных батареях.

  • Первый из них представляет собой элемент освещения со встроенной в него солнечной батареей.
  • Вторая же подобная конструкция гораздо сложнее. Она включает в себя отдельно светильники и солнечную батарею. Как правило, светильники устанавливаются на ваше усмотрение. Тогда же как батарея должна быть установлена в том месте, где солнце в течение дня бывает дольше всего. Как правило, это западный склон крыши дома.

Минус у подобного оборудования также присутствует и он не менее существенен, чем плюс. Бывает так, что прямые солнечные лучи по несколько дней, а порой даже недель не достигают поверхности земли. Соответственно, батарее подзаряжаться не от чего, и подсветка фасадов не будет работать все это время.


Преимущества светильников для фасадов

  • Подобные светильники являются в высокой степени безопасными.
  • Они практически невосприимчивы к атмосферным явлениям, таким как дождь или снег.
  • Также они являются в высокой степени ударопрочными. Это совсем не означает, что умышленно их нельзя повредить. Но от случайного воздействия они не испортятся.
  • Светильники для подсветки фасада изготавливаются с учетом возможности воздействия на них высоких температур летом и низких, соответственно, в зимний период.

Цены на светильники для подсветки фасадов

Стоимость оборудования варьируется от 500 рублей до 20000. Все зависит от каждого конкретного случая. Если вам нужен не сильно мощный светильник непопулярной фирмы, он будет стоить совсем мало. Если же наоборот, то дорого. Существует несколько определяющих критериев цены.


  • Марка производителя.
  • Модификация светильника.
  • Мощность.
  • Конструкция.

Теперь вы все знаете о создании подсветки фасадов, принципов освещения, проектирования и монтажа, а также о примерных ценах. Опираясь на эти знания, вы можете определиться: стоит ли делать подсветку фасада своего дома.

Архитектурное освещение – не просто красивая подсветка, это своеобразная художественная игра света, которая инсталлирует формы фасадов в оригинальные дизайнерские задумки. Также с помощью подсветки фасадов зданий, домов, памятников можно создать интересный проект, подчеркнуть силуэт строения либо изменить привычный дневной вид в ночное время суток. Одним словом, подсвеченное здание точно не останется незамеченным, оно будет приковывать взгляды, а в рекламных целях подобное освещение – незаменимый инструмент.

Вообще-то, архитектурное наружное освещение зародилось в США после окончания Первой мировой войны, когда престижный район Нью-Йорка, а именно Манхэттен, буквально преобразился, превратившись в сказочную ночную страну с освещенными воздушными замками — такое сообщение появилось в 1925 году в газете «Нью-Йорк Таймс».

А вот в Европе декоративное освещение фасадов зданий развивалось параллельно с распространением моды на эстетическое оформление городов. Несомненно, европейские идеи характеризовались глубоким чувством стиля и утонченностью вкуса архитекторов.

По словам немецкого кинорежиссера Ф. Ланга, который посетил США в 1924 году, улицы Нью-Йорка превратились в кричащие бездны света вращающегося, крутящегося, движущегося, а это и есть утверждение настоящего счастья. Естественно, многих европейских архитекторов «кричащий», динамичный и хаотичный стиль Америки раздражал, потому что в Европе четко прослеживалось чувство меры и многовековые традиции.

До 1960 года освещение в архитектуре было второстепенным, но количество идей и решений стремительно возрастало, поэтому возникла необходимость получения уровня мастерства и соответственного профильного образования.

Современное архитектурное освещение отличается некоторыми особенностями. Во-первых, это эстетика и функциональность. К примеру, для коммерческих объектов подобное освещение приносит практическую пользу – привлечение внимания, запоминаемость образа. Во-вторых, немаловажен вопрос энергоэффективности, поскольку тарифы растут и затраты, соответственно, также растут. Поэтому время ламп уходит и на смену им приходят экономичные светодиоды.

Многофункциональность освещения фасадов

Умелое применение архитектурной подсветки может иметь потрясающий результат. Плюс ко всему, возможно точечное, разноцветное, контурное освещение, а при желании можно добавить в оформление динамики. Грамотный световой дизайнер может удивительным образом спроектировать здание: подчеркнуть детали, которые днем практически неразличимые, а ночью они приобретают совершенно иной вид.

Архитектурное освещение — способ выделить строение, придать фасаду особую выразительность

Сегодня в распоряжении специалистов огромный выбор светотехнических средств, которые легко монтируются, они не портят целостный вид здания. Во время разработки проекта специалисты учитывают все нюансы, тонкости: мощность, энергопотребление, точки подключения, способы монтажа, возможность удобного обслуживания в будущем, безопасность использования, направленность потоков. Соблюдение строительных и санитарных норм также учитывается.

Важно: освещение фасадов любого здания проектируется с целью создания уникального, роскошного и гармоничного ансамбля света и архитектуры, привлекающего внимание.

Также следует заметить, что в последнее время архитектурное освещение зданий становится еще более интересным, потому что, например, оно может меняться в зависимости от времени года, по желанию владельца, это может быть праздничное либо будничное освещение.

Типы архитектурного освещения зданий

Если говорить об основных приемах наружного освещения, их шесть:

  • общее заливающее освещение – с точки зрения дизайна это самый простой вариант освещения. Он превосходно подходит для объектов культуры (памятников, церквей), отдельно стоящих объектов, потому что сохраняется величественность и целостное восприятие. Заливающее освещение характеризуется установкой прожекторов на определенном расстоянии от освещаемого объекта – чаще всего они монтируются на столбах. Но нужно учитывать факт, что свет, направленный на здание, будет проходить через окна, поэтому данный вид освещения нежелательно применять для зданий, в которых в темное время суток находятся люди: жилые дома, бизнес-центры, гостиницы;

Общее заливающее освещение — самый простой вариант организации

  • локально/зональное освещение – акцентирование внимания на элементах фасада: оконные проемы, своды, карнизы, балконы, фризы. Для того чтобы композиция была гармоничной, необходимо умело увязать все освещенные детали в единую композицию. В данном варианте архитектурного освещения используются светильники средней, малой мощности, а также светильники линейной формы на базе светодиодов. Именно светодиоды в нынешнее время приобретают все большую популярность, поскольку они являются превосходной заменой громоздким установкам с люминисцентными лампами;

Зональный вид архитектурного освещения акцентирует внимание на отдельных архитектурных элементах

  • фоновое/силуэтное освещение – своеобразный артистичный эффект, позволяющий добиться изображения очертаний форм объекта, но без каких-либо деталей. Суть эффекта – создание светящегося заднего плана, то есть силуэт объекта кажется черным или темным. При этом создается четкий, сильный графический образ, а применяется подобный эффект для освещения дворцов с колоннами, театров;
  • световые фасады – прием подходит для освещения современных зданий со сплошным остеклением: торговые и развлекательные центры, административные здания. Осветительное оборудование устанавливается внутри помещения и направляется на стекло – получаются разнообразные световые эффекты: статичные или с динамикой;
  • контурное освещение – достаточно новый прием, когда с помощью линейных светильников выделяется контур здания. Такое массовое осуществление контурного освещения стало возможным благодаря появлению дешевых источников света – гибкий неон, светодиодные линейки. Они устанавливаются по фасаду сотнями метров, к примеру, ими освещаются фризы, углы;

Применение цветодинамики — потрясающее зрелище, привлекающее внимание к зданию, нередко используется в рекламных целях

  • цветодинамика – очень интересный метод освещения с применением синтеза цвета, изменением оттенков в течение определенного времени, возрастанием/угасанием яркости. А вот приемы применения цветодинамических систем могут быть любыми: и заливающие, и акцентные, и силуэтные. Здесь используются разнообразные цветодинамические светильники: прожекторы, светодиодные линейки, точечные светильники.

Важно: еще можно создавать изумительные светографические рисунки, например, в виде светящихся точек, линий, которые изменяют цвет.

Виды используемых светильников

Архитектурно-художественная подсветка фасадов создается с помощью разных светильников:

  • прожекторы – их чаще всего используют для подсветки фасадов, а также для освещения общей территории или же для рекламных щитов. С помощью прожекторов можно создать рассеянное, мягкое, точечное освещение, к тому же галогенные прожекторы обладают главным достоинством – отличная цветовая передача, максимально приближенная к дневному свету. Но есть и недостаток, а именно скорость разгорания ламп, ведь после включения они разгораются не сразу, а только через две минуты. Да и повторное включение лампы возможно спустя некоторое время;
  • люминисцентные светильники – они применяются для архитектурной подсветки высоких зданий. С помощью данных светильников можно подчеркнуть форму здания либо создать световой рисунок. Такая подсветка является одним из недорогих видов;
  • неоновая подсветка – используется в наружной рекламе и для локального освещения элементов сложной конфигурации. Основное преимущество – придание неоновой трубке любой формы, к тому же при правильной эксплуатации неоновая подсветка может служить длительное время;

Светодиоды — современное решение, позволяющее сократить расход энергии

  • светодиоды – самый современный вид подсветки. Архитектурное светодиодное освещение применяется для подсвечивания геометрических форм, но для сложных форм с оконными проемами, арками оно не очень подходит. Для объектов урбанистического направления – это самый подходящий вариант, к тому же самый экономный: до 80%, если сравнивать с галогенными лампами. Цвет светодиодов невероятно насыщенный: бордовый, зеленый, красный, оранжевый – их категорически нельзя ставить рядом с бледными оттенками металлогенных ламп. С помощью специального устройства можно самому запрограммировать оттенки цветов, а их очень много.

Важно: светодиодное освещение можно назвать эксклюзивом, а он, как известно, дорого стоит. Проекты освещения некоторых зданий оцениваются в сотни миллионов долларов.

Архитектурное освещение сегодня востребовано, главное не забывать об электробезопасности и защищенности оборудования, ну и помнить о качестве светильников.

Архитектурное освещение представляет собой подсветку фасадов зданий, обеспечивающую художественную игру света, для реализации задумки дизайнера. Такой тип наружного освещения используют не только для домов, но и для памятников, рекламных щитов, ведь его цель – подчеркнуть красоту предметов в ночное время суток, выделить их.

Общие задачи фасадного освещения

Фасадное освещение было изобретено в США еще в начале XX века. Оно использовалось для украшения престижных районов крупных городов, после «перекочевало» и в более скромные кварталы. Именно декоративная подсветка придает домам, коттеджам, особнякам яркий, динамичный стиль, превращая целые улицы в бездны света. Современное фасадное освещение – неотъемлемая часть архитектуры, поэтому план подсветки создается еще на этапе проектирования домов, коммерческих сооружений.

Нежилые помещения подсвечивают для хорошего вписывания в городской образ, а также для привлечения внимания посетителей. Благодаря декоративной функции яркая иллюминация особенно популярна при оформлении банков, торговых центров, развлекательных комплексов, магазинов, кафе и ресторанов. Фасадное освещение придает таким объектам большие маркетинговые преимущества, поэтому повышает их рыночную стоимость.

Использование иллюминации в частных и загородных домах, дачных постройках – одно из направлений светодизайна, обеспечивающее высокие декоративные качества сооружениям. Даже самый обычный дом можно превратить в уникальное произведение искусства, выделить в нем колонны, ниши, иные формы. Но у фасадной подсветки есть и функциональная роль, она:

  • улучшает визуализацию дорожек, дверей в темный период суток;
  • повышает безопасность дворов, парковок, входов в дома.

Архитектурное освещение подчеркивает статус строения, поэтому самые крупные здания в городе обычно освещены ярче, чем небольшие.

Требования к освещению

Подсветка зданий устанавливается не только исходя из желания заказчика. Перед монтажом оборудования специалисты учитывают особенности строения – его стиль, геометрию элементов. Важно учесть и схему расположения дома, ведь освещение должно хорошо смотреться на фоне подсветки соседних зданий. Чтобы создать контраст между фоном и фасадом дома, следует организовать и уличное освещение двора, причем – особым образом.

Не менее важен правильный подбор светильников, прожекторов, иных осветительных приборов, а также расчет их количества. Так, здания для развлечений и отдыха оформляют ярче, а офисы нуждаются в менее навязчивом и броском свете. Исторические здания вовсе подсвечивают так, чтобы не нарушить задумку зодчих. При покупке ламп учитывают такие их характеристики:

  • мощность;
  • цветовая температура;
  • оттенок.

Материал фасада тоже играет не последнюю роль при монтаже подсветки снаружи здания. Металл, стеклянные поверхности и глянец уменьшают яркость освещения, могут вызывать появление слепящих пятен. Здесь нужно верно располагать источники света, чтобы освещенность была на должном уровне.

Есть и иные требования к фасадной подсветке. Монтировать оборудование надо так, чтобы оно было доступно для ремонта и замены ламп. На городских улицах фасадное освещение не должно слепить проезжающих в автомобилях водителей.

Нормы и правила подсветки зданий

Проектирование светодизайна зданий отличается от разработки проектов иных типов освещения. Придется осуществлять тщательные расчетные работы, после чего можно будет выполнять основные узлы, конструкции. Специалисты точно измеряют малейшие рельефные изгибы, все элементы фасада, выбирают места установки щитов освещения, а также систем управления и областей прокладки проводки.

Существуют определенные нормативы по подбору и установке светильников. Приборы обязательно должны быть внешними (наружными), иметь КСС – кривые силы света. Угол рассеивания света составляет 10-60 градусов. Расставляют светильники так, чтобы точно реализовать основную задумку дизайнера и исключить слепящее воздействие на жильцов с противоположной стороны улицы. План расположения светильников будет служить основанием для их монтажа, поэтому он рассчитывается с высокой точностью.

Вот основные правила, которые соблюдают при планировании архитектурного освещения:

  • колонны освещают прожекторами с узкими лучами рассеивания;
  • карнизы подсвечивают особыми линейными светильниками, создающими длинную светящуюся линию;
  • межоконные простенки первого этажа освещают торшерами или иными отдельно стоящими светильниками;
  • скульптуры выделяют при помощи металлогалогенных ламп с индексом цветопередачи более 80;
  • средняя яркость фасадов в зависимости от значимости сооружения составляет 3-10 кд/кв. м.

Для выполнения проекта используют специальные компьютерные программы, значительно облегчающие работу архитектора. После готовности всех документов начинается их согласование с контролирующими органами, и только затем можно приступать к монтажу.

Типы архитектурного освещения

Существует множество способов организации освещения домов и иных зданий. У каждого есть свое предназначение, поэтому выбор зависит от стиля и размеров объекта, его конструктивных особенностей – конфигурации, фактуры. Также учитывают материал и цвет облицовки, не менее важно рассмотреть характеристики зданий вокруг.

Локальное освещение

Для усиления эстетических свойств какой-либо части здания применяют локальную иллюминацию. С ее помощью можно расставить акценты на окнах, балконах, карнизах. Данный метод широко применяют как на деревянных домах, так и на зданиях с облицовкой из керамогранита или панелей. Такой тип освещения считается самым экономичным, к тому же он универсальный. Реализация светодизайна достигается путем использования настенных светильников небольшой яркости, которые крепят в нужных местах фасада. Также применяют линейные светодиодные лампы, отлично заменяющие громоздкие люминесцентные светильники.

Заливающее освещение

Данный тип освещения является самым простым в создании. Он используется для выделения объектов культуры, памятников, церквей, любых отдельно стоящих сооружений небольшого размера. Заливающее освещение подразумевает установку прожекторов на земле или столбиках, они будут давать направленный свет. Для зданий, где живут или работают люди, заливку лучше не использовать, так как свет будет проникать в окна и создавать дискомфорт.

Контурное освещение

Организация освещения по контуру стен – оригинальный прием, который начали применять недавно. Сейчас контурная подсветка организуется при помощи светодиодов в форме лент, линеек, а также с участием гибких неонов. Большое количество светящихся элементов помогает выделить углы, иные детали фасада.

Фоновая заливка

Такой тип освещения акцентирует очертания форм здания, но при этом скрывает детали. Смысл состоит в создании светящегося фона (заднего плана), на котором силуэт сооружения будет черным. Особенно эффектно фоновая заливка смотрится по отношению к театрам, дворцам. Для ее монтажа применяют особые светодиодные трубки.

Световые фасады

Такой прием годится для подсветки домов со сплошным остеклением, а также развлекательных центров, магазинов, некоторых офисных зданий. Источники света ставят внутри помещения и направляют их на стекло, создавая неподвижный или динамичный светодизайн.

Динамическое освещение

Для такого типа освещения монтируют цветодинамические системы, в результате фасад будет подсвечен разными цветами. Через определенное время они меняются, как и яркость подсветки. Для монтажа используют прожекторы, диоды, ленты, точечные источники света.

Виды используемых светильников

В архитектурном освещении задействуют практически все типы существующих светильников. Но к ним предъявляют совсем иные требования, нежели к тем, что ставят внутри помещений. Вот эти требования:

  • возможность работать при любых климатических условиях;
  • герметичность корпуса, отсутствие дополнительных швов;
  • 100 % электробезопасность, пожаробезопасность;
  • стойкость к механическому воздействию;
  • высокая степень пыле-, влагозащиты (от IP65);
  • удобство в обслуживании;
  • корпус из нержавейки, алюминия, листовой стали с антикоррозионным покрытием.

К внешнему виду светильников требования тоже есть. Главное, чтобы они были незаметны для глаз, без лишних деталей, цвет - в тон фасада или нейтральный. Днем приборы освещения не должны портить внешний облик сооружения. Поскольку устройства работают продолжительное время, желательно устанавливать те, что потребляют минимум электроэнергии.

Сейчас выпускают такие источники света для фасадов:

  • грунтовые;
  • линейные;
  • точечные;
  • акцентные.

Лампы для таких устройств бывают люминесцентными, металлогалогенными, но перспективными считаются только светодиодные. Их преимущества - максимальная яркость и небольшая мощность, а также длительный срок службы. Диоды работают при температурах -40…+40 градусов, быстро и легко запускаются, не мигают. Спектр цветовой температуры диодов огромен (2700-6500 К), поэтому дизайнер сможет подобрать тон, оттенок, текстуру света. Особые формы диодов - линейки и шнуры. Это ленты с круглым или прямоугольным сечением, выпускаемые в разных вариациях.

Некоторые ученые отмечают риск «светового загрязнения», которое нарушает здоровье людей и не дает созерцать чистое ночное небо в городах. Решить проблему могут особые технологии, снижающие интенсивность такого типа загрязнения и минимизирующие расходы на электроэнергию. Полностью обойтись без светодизайна зданий нельзя – он несет декоративную и практическую функции, поэтому применяется повсеместно.