Интересные факты        29.03.2023   

Характеристика Тома Сойера. Том Сойер - обычный ребенок из благополучной семьи

Выдающийся американский писатель Марк Твен написал много книжек, которыми зачитывается уже много поколений людей. И любимейший среди них — роман «Приключения Тома Сойера». Главный герой этого произведения — Том. Он — беззаботный школьник, непослушный, иногда даже грубый. В голове у него всегда полно всяких глупых россказней и пакостей. Том может прогулять занятие в школе, играясь в лесу и воображая себя то пиратом, то знаменитым разбойником Робином Гудом. Он даже убегает из дома. Но этот мальчик — большой мечтатель и выдумщик, смелый, честный, верный в дружбе, не любит неверных, нечестных людей и клеветников. Он берет вину девочки Бекки, которая ему нравится, на себя, старается сообщить тітоньці, что он живой, чтобы и не волновалась.

Том сумел благодаря своей изобретательности превратить наказание в развлечение — так привлекательность крашения забора, которая выстроилась целая очередь желающих. На судьбу Тома Сойєра выпадает много приключений, среди них и опасных. Но он вместе со своим другом Геком с честью выходит из всех опасных ситуаций, обнаруживает свои лучшие качества, хотя и наносит своим близким много забот.

Итак, Марк Твен ярко и убедительно показал детский мир американских мальчиков, которым пришлось столкнуться не только со своими, детскими проблемами, а и с жестокостью и несправедливостью взрослого мира. Читатели верят, что Том Сойєр вырастет добрым человеком и порядочным гражданином, не считая ни на что.

Мир Детства Тома Сойера

Другие сочинения по теме:

  1. Выдающийся американский писатель Марк Твен написал много книжек, которыми зачитывается уже много поколений людей. И любимейший среди них — роман...
  2. В 1876 г. было опубликовано одно из наиболее известных и популярных произведении вена — «Приключения Тома Сойера». «Приключения Тома Сойера»...
  3. Марк Твен провел детство в городке Ганнибал на Миссисипи. После смерти отца вынужден был оставить школу. Работая учеником наборщика в...
  4. Американская действительность в сатире М. Твена (В произведениях «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна») Американская действительность в сатире М. Твена...
  5. В образе Тома Сойера Марк Твен изобразил самого себя «Я рассказывал в «Томе Сойере» о собственных проделках,- сообщил писатель своему...
  6. Секрет здесь в том, что и сказка насыщена такими подробностями, которым мы верим сразу же, потому что они жизненны. О...
  7. В 1876 г. было опубликовано одно из наиболее известных и популярных произведений Твена — «Приключения Тома Сойера «Приключения Тома Сойера»...
  8. С того времени, как они познакомились, жить один без одного уже не могли. Фин — сын известного в городке пропойцы,...
  9. Повесть «Принц и нищий» (1882). Англия 16 века, два очень похожих мальчика — один принц, другой нищий — поменялись одеждой...
  10. Это же бессмыслица — работать в субботу. Том, получив от тетушки Полли задачу белить забор, задумался: тридцать ярдов деревянного забора...
  11. Одним из средств создания комического эффекта служит писателю диалог, которым он владеет с поразительным совершенством. В сознании юных героев все...
  12. Много всяческих приключений было в жизни героев Марка Твена — Тома Сойера и Гекльберри Финна. И в каждом эпизоде оказывается...
  13. Поздравляю! Я — Том Сойер. Мое имя вам кажется чудным? Возможно, так оно и есть. Я англичанин. Живу с теткой...
  14. Глава I Тетя Полли ищет своего проказливого племянника Тома Сойера по всему дому и излавливает его, когда мальчишка пытается прошмыгнуть...
  15. Легко вообразить чувство двух мальчиков, которые оказались ночью на кладбище. Их всегда привлекало все тайное, неведомое, связанное с опасностью. Том...
  16. Бичер-Стоу Гарриет Дочь пастора, жена профессора богословия. В романе «Хижина дяди Тома» (1852), получившем мировую известность, впервые показала бесчеловечность рабовладения...
  17. Творческая деятельность американской писательницы Гарриэт Бичер-Стоу (1811 -1896) связана с подъемом аболиционизма, выраставшего вместе с усилением противоречий между промышленными северными...

Литература, 5 класс.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Автобиографический характер повести. Светлый и радостный мир детства в повести

Цели:

    Показать учащимся автобиографический характер повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера».

    Совершенствовать практические навыки и умения раскрывать идейно-художественное содержание художественного произведения. Продолжить работу по формированию умения анализировать систему образов. Определить отношение автора к своему герою.

    Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование:

    Книга Марка Твена “Приключение Тома Сойера”.

    Рисунки учащихся.

    Электронная презентация.

Ход урока

І. Организационный этап.

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня мы обратимся к творчеству Марка Твена – крупнейшего американского писателя. Посмотрите на портрет писателя, (Слайд №1) запечатлевший его в пожилом возрасте, - с усами и седой шевелюрой. Старшая дочь Сюзи оставила детские воспоминания об отце: “У него очень красивые седые волосы, не слишком густые и не слишком длинные, а в самый раз; римский нос, от которого его лицо кажется еще красивее; добрые синие глаза и маленькие усики”. Вглядитесь в портрет писателя и попробуйте представить, каким был этот человек.

    Какой у него был характер?

    Был ли он послушным ребенком или озорником?

    Добрым или жестоким?

    Домоседом или искателем приключений?

    Были ли у него друзья?

(Ребята представят себе вихрастого мальчишку, веселого и неугомонного. Иначе как смог бы он написать такие веселые книги, рассказать о проделках и приключениях своих героев – Тома Сойера и Гека Финна?)

2.Слово учителя:

- В своей автобиографии Твен говорил о том, что Тома Сойера во многом писал с самого себя, а в предисловии к повести утверждал, что большинство описанных в ней приключений взято из жизни – они произошли или с ним, или с его одноклассниками.

3. Сообщение учеников- биографов.

- В “Автобиографии” писатель говорил, что у каждого из героев был прототип в реальной жизни. Том Сойер – это он сам, тетя Поли – его мать, Сид – его брат Генри, Гек – Том Бленкеншип, сын местного пьяницы, негр –Джим – дядюшка Дэниель.

В предисловии к повести “Приключение Тома Сойера” писатель выразился осторожнее: “Большая часть приключений, о которых рассказано в этой книге, взяты из жизни: одно-два пережиты мною самим, остальные мальчишками, учившимися вместе со мной в школе. Гек Финн списан с натуры, Том Сойер тоже, но не с одного оригинала – он представляет собой комбинацию черт, взятых у трех мальчиков, которых я знал…”

(Нужно остановиться на этом моменте, потому что для учеников шестого класса граница между искусством и жизнью все ещё размыта. Скажем о том, что писатель, взяв материал из жизни, преображает его, и Том Сойер, конечно, не простой автопортрет.)

4. Проверка домашнего задания .

(Каждый учащийся получил задание: дома подготовить к пересказу эпизод, который больше всего запомнился. Какие места показались самыми смешными? Что именной вызвало смех? Предлагалось сделать рисунок к эпизоду.)

ІІІ. Работа по теме урока.

  1. Слово учителя .

- Знаю, что вы не очень доверяете взрослым, когда слышите от них: «Эх, где мое детство?». В будущей взрослой жизни вы видите себя самостоятельными, независимыми, успешными... Но не торопитесь расставаться с детством. Поверьте, взрослые правы: детство - это самое прекрасное время.

Н а доске представлены ваши, ребята, рисунки, сделанные к различным главам книги. Я делаю вывод о том, что приключения Тома Сойера и его друзей не оставили в стороне никого из нас. Так давайте же войдем в неповторимый, светлый мир детства главных героев.

  1. Р абота над осмыслением содержания повести .

Вопросы:
- Давайте вспомним, с чего начинается повесть? Каким предстает перед нами Том с первых страниц? (Слайд №2) Зачитаем портретную характеристику, которую дает автор.

(Уже с первых строк книги Том предстает перед нами во всем блеске мальчишеской непоседливости и озорства, изворотливости.)
-Посмотрим, внимательно ли вы читали произведение? Кто сказал о Томе? (слайд №3)

- Как автор характеризует Тома? Как его характеризует тетя Полли? Есть ли у Тома мечта?

- Почему же так бросаются в глаза выдумки Тома, его непоседливость, его озорство и шалости? (слайд №4)

(Это для тихого городка – целое событие. Поэтому Том с его озорством, огромной жизненной энергией, словно стихийное бедствие для тети Полли и всех остальных горожан.)

- Все дети ходят в школу. Почему же Том ненавидел школу и церковь? Ответ подтвердите текстом.

(Том не любил школу, ему не нравится учить уроки, перелистывая страницы скучных учебников. Но он очень любит читать. Он прочел много книг о приключениях.)

- В каком эпизоде проявляются «романтические» наклонности Тома?(слайд №5)

3. «Театр» на уроке. Сцена «Знакомство Тома с Беки».

4. «Театр» на уроке. Сцена «Гонки клеща и разбитое сердце»;

сцена «Будущий храбрый пират».

- Так каков же Том? Каким героем он является, положительным или отрицательным?

- Где и почему мальчишки чувствуют себя свободными и счастливыми? Почему? (слайд №6,7)

- Но почему друзья, всё же, покидают чудесный остров?

- Что вам понравилось в Томе, а что вы считаете недостатком в его характере?

- А как сам автор относится к своим героям?

І V . Подведение итогов урока.

Слово учителя.

Все мы родом из детства. Эта истина проста, как все гениальное. Детство – это целый мир: яркий, разнообразный, полный тайн и загадок. В нем всегда найдется место для шалостей и развлечений, для подвигов и нелепых поступков, для первой любви и для первых измен и разочарований. Но самое главное, что детство – это неиссякаемый источник знаний, с которыми к человеку приходит опыт. «Приключения Тома Сойера», я уверена, никого не оставили равнодушными. Создается впечатление, что не судьба посылает испытание мальчику, а наоборот – именно он испытывает судьбу. Некоторые поступки можно считать бессмысленными, но верность героя своим идеалам, уверенность в победе добра не могут не восхищать читателя. И хочется, чтобы все взрослые время от времени вспоминали, что они родом из детства, тогда, возможно, и их мир станет солнечным.

V . Домашнее задание . Написать письмо Тому о своем детстве.

Все мы родом из детства. Эта истина проста, как все гениальное. Детство – это целый мир: яркий, разнообразный, полный тайн и загадок. В нем всегда найдется место для шалостей и развлечений, для подвигов и нелепых поступков, для первой любви и для первых измен и разочарований.

Но самое главное, что детство – это неиссякаемый источник знаний, с которыми к человеку приходит опыт.

Есть люди, которые на всю жизнь в душе остаются детьми. Они не теряют юношеского задора, жажды познания нового, верят в торжество добра. Мне кажется, что именно таким и был Марк Твен, иначе смог бы он так естественно воспроизвести мысли, переживания, стремление маленького мальчика Тома Сойера и его друзей.

Том обычный мальчик, который рано понял, что в маленьком сером городе каждый занимается только своими заботами, к проблемам других никому нет дела. Но, как все другие дети, он остро чувствовал несправедливость и

Со всем своим детским максимализмом выступает против зла. Маленький мальчик вместе со своим другом Гекльберри Финном сделал то, на что не решился ни один взрослый, – спас невинного человека.

Том был мечтателем и фантазером. Когда он с друзьями убежал из дома и оказался на острове, в его воображении возникли картины из жизни пиратов. Он уверял ребят, что когда-то давно на этом острове пираты спрятали несметные сокровища.

Писатель трогательно описывает переживания героя, связанные с чувством первой любви.

Поэтому очень нравится Бекки. Он пытается привлечь ее внимание, но у него это получается как-то по-детски неуклюже. Может, потому, что он боится потерять в глазах своих товарищей авторитет сорвиголовы, который не должен размениваться на какие-то нежности. Но чувство берут верх над разумом. Он невольно выводит имя девочки на песке, из-за чего очень злится на себя, вытирает написанное.

“Приключения Тома Сойера”, я уверена, никого не оставили равнодушным. Создается впечатление, что не судьба посылает испытание мальчику, а наоборот – именно он испытывает судьбу. Некоторые поступки можно считать бессмысленными, но верность героя своим идеалам, уверенность в победе добра не могут не восхищать читателя. И хочется, чтобы все взрослые время от времени вспоминали, что они родом из детства, тогда, возможно, и их мир станет солнечным.

Сочинения по темам:

  1. Том Сойер – энергичный, остроумный, предприимчивый мальчик двенадцатилетнего возраста, сирота которого воспитывает тетя Полли. Тетя Полли – в общем то,...
  2. Выдающийся американский писатель Марк Твен написал много книжек, которыми зачитывается уже много поколений людей. И любимейший среди них – роман...
  3. Марк Твен провел детство в городке Ганнибал на Миссисипи. После смерти отца вынужден был оставить школу. Работая учеником наборщика в...
  4. В дом состоятельного сквайра Олверти, где он живет со своей сестрой Бриджет, подкидывают младенца. Сквайр, несколько лет назад потерявший жену...

Разделы: Литература

ЦЕЛИ УРОКА:

образовательные:

  • показать учащимся, что герои книги отличаются богатым воображением, душевной чистотой, свободолюбием;
  • выработать умение аргументировать свои суждения ссылками на текст;

воспитательные:

  • заложить в детские души понятия “дружба”, “детство”, “фантазия”;
  • развить в детях чувство товарищества, взаимовыручки;
  • продемонстрировать образец детской дружбы;

развивающие:

  • приобщить ребят к миру увлекательного чтения приключенческих произведений;
  • научить детей творчески размышлять над художественным произведением;
  • подготовить ребят к осознанию ценности дружеских отношений между людьми.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Портрет Марка Твена (цветная репродукция).
  2. Выставка произведений Марка Твена (оформляется за несколько дней до урока).
  3. Выставка детских рисунков к роману “Приключения Тома Сойера” (оформляется за 1-2 дня до урока).
  4. Фотография памятника Тому Сойеру и Гекльберри Финну в г. Ганнибале (США).

ХОД УРОКА

Даже самый серьёзный, самый деловитый человек,
когда говорит об этом всемирно известном мальчике,
начинает улыбаться, и глаза его добреют.

И. Ильф и Е. Петров.

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Здравствуйте, ребята!

Тема нашего урока сегодня: “Мир детства в книге Марка Твена “Приключения Тома Сойера”.

К сегодняшнему уроку мы шли с вами почти год. В течение целого учебного года на уроках литературы мы с вами обращались к этой замечательной книге, следили за событиями, разворачивающимися на её страницах, переживали за судьбы юных героев романа. А сегодня мы с уверенностью можем сказать, что книга нами прочитана и понята. К уроку вы должны были сделать рисунки к главам книги, которые привлекли ваше внимание, понравились вам и запомнились. Обратите внимание на выставку рисунков, к ней мы ещё обратимся в ходе урока.

Наша цель сегодня - выяснить, каковы же герои Марка Твена, как автор относится к своим героям, а также закрепить умение работать с текстом произведения.

Перед тем, как говорить о произведении и его героях, необходимо познакомиться с писателем, к чьему творчеству мы прикоснулись.

Несколько человек на прошлом уроке выразили желание самостоятельно подготовить небольшие сообщения о Марке Твене. Пожалуйста!

II. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКОВ О М. ТВЕНЕ.

Марк Твен – известный американский писатель. С двенадцати лет начал он свою трудовую деятельность. Он работал наборщиком в типографии, золотоискателем, репортером, лоцманом на реке Миссисипи.

Марк Твен – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Сэмюэль Клеменс. Такой псевдоним был выбран не случайно. “Марк твен” у лоцманов Миссисипи в то время означало: “ все в порядке, мели нет, можно спокойно вести судно”. Марк Твен написал много книг. Самые известные из них: “Приключения Гекльберри Финна”, “Принц и нищий” и, конечно же, “Приключения Тома Сойера”.

Итак, М.Твен – это литературный псевдоним американского писателя Сэмюэля Клеменса, который перед тем как стать писателем, поменял несколько профессий, в том числе был лоцманом на реке Миссисипи.

III. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Благодарю ребят за сообщение. Продолжаем работу.

Ваши впечатления о книге. Что вам понравилось? Расскажите.

Часто ребята называют наиболее интересными следующие главы:

Глава IV. О том, как Том выдумывает болезни, чтобы не идти в школу.

Глава VIII. О том, как Том вместе с Джо Гарлером играют в Робин Гуда.

Главы XIII, XIV, XVI. О том, как Том, Гек и Джо живут на острове, словно пираты.

Главы XXXI, XXXII. О том, как Том и Бекки Тэтчер путешествовали, заблудившись в пещере.

Глава XXI. О том, как Том вместе с друзьями проучил злобного учителя Доббинса.

Выслушиваю каждого ребёнка. Его мнение важно для результата урока в целом.

IV. КОММЕНТАРИИ ДЕТЕЙ К РИСУНКАМ.

На доске представлены ваши, ребята, рисунки, сделанные к различным главам книги.

И сейчас я попрошу тех, кто желает, прокомментировать свои работы. Ответьте, почему именно этот эпизод из книги Вам захотелось изобразить на бумаге?

V. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Итак, на основе ваших отзывов о книге, на основе ваших замечательных рисунков и их комментирования, я делаю вывод о том, что книга понравилась. Приключения Тома Сойера и его друзей не оставили в стороне никого из нас. И мы не одиноки. Книгу Марка Твена о приключениях никогда не унывающего сорванца Тома Сойера читали и читают во многих странах мира.

А чем так привлекает эта книга? Попробуем выяснить этот вопрос.

VI. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РОМАНА.

1. Давайте вспомним, с чего начинается роман? Каким предстает перед нами Том с первых страниц? (Чтение)

Уже с первых строк книги Том предстает перед нами во всем блеске мальчишеской непоседливости и озорства, изворотливости.

2. А каким представляете себе Тома вы? (Свои ответы подтвердите ссылками на текст)

4. Почему же так бросаются в глаза выдумки Тома, его непоседливость, его озорство и шалости?

5. Кстати, а в каком городе происходит действие романа? Что это за город? Найдите его описание на страницах книги. (г. Сент-Питерсбург (Санкт-Петербург)).

Американцы любят давать маленьким провинциальным городкам названия крупных городов и даже столиц других стран. Есть у них не только Санкт-Петербург, но и Константинополь и даже Париж.

После ответа ребят о привычках жителей городка и образе их жизни (Маленький город привык к тихой размеренной жизни, спокойствию. Обычную жизнь его жителей ничто не нарушает. Все в городке знают друг друга по именам и в лицо), спрашиваю о реакции питерсбуржцев на появление нового человека в городе или целой семьи (как это было с семьей Бекки Тэтчер). В ответ дети говорят, что это для тихого городка – целое событие. Поэтому Том с его озорством, огромной жизненной энергией, словно стихийное бедствие для тети Полли и всех остальных горожан.

6. Почему же Том ненавидел школу и церковь? (Ответ подтвердите текстом.)

Том не любил школу, ему не нравится учить уроки, перелистывая страницы скучных учебников. Но он очень любит читать. Он прочел много книг о приключениях.

Самое время узнать у ребят, какие приключенческие книги прочитали они. Если ответы детей скупы, стоит назвать им несколько произведений и рекомендовать к прочтению некоторые из них.

7. Где и почему мальчишки чувствуют себя свободными и счастливыми? Почему? (Подтвердите свой ответ ссылками из текста.)

8. Но почему друзья всё же покидают чудесный остров?

9. Так каков же Том? Каким героем он является, положительным или отрицательным? Что вам понравилось в Томе, а что вы считаете недостатком в его характере?

Но перед тем, как ответить на этот вопрос, я предлагаю вам посмотреть сценку, подготовленную вашими одноклассниками

(СЦЕНКА) К сценке ребята готовятся заранее, подбирают костюмы, мастерят реквизит.

Итак, чем же привлек вас Том Сойер?

10. А кто из персонажей книги похож на Тома? Такой же озорник? Чем похожи они на Тома?

VII. ВЫВОД.

Том, как сотни других детей, как и многие из вас, - живой веселый мальчик, увлекающийся чтением и знающий много игр, большой выдумщик.

У него доброе и отзывчивое сердце. В школе и церкви ему невыносимо скучно и неинтересно. За разные шалости и проделки его нередко наказывают, но он никогда не унывает и всякий раз находит новые забавы. Например, побелку забора Том превращает в увлекательную игру.

Он и его друзья (Гек, Джо) не могут мириться со скучной жизнью маленького провинциального городка и убегают на остров, где наслаждаются свободой и чувствуют себя счастливыми. Том бескорыстен, благороден, добродушен, а Бэкки называет его даже благородным.

12. А кого еще мы называем благородным? Что такое “благородство”?

Удивительные приключения Тома не могут оставить равнодушными не только нас, но американских ребят и взрослых. Да, даже взрослые знают и любят Тома Сойера и его друзей, а также человека, их придумавшего – Марка Твена.

У вас на партах ребята репродукция со снимка памятника Тому Сойеру и Гекку Финну в г. Ганнибале (США), в котором родился Сэмюэль Клеменс.

13. Как вы думаете, с какой целью американцы воздвигли этот памятник? (Обратите внимание на надпись, сделанную на памятнике).

Марка Твена любили и любят многие поколения юных читателей. И даже писатели и поэты, коллеги Твена по перу, преклонялись перед его талантом. А русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева посвятила Марку Твену стихотворение “Книги в красном переплёте”:

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте,
Неизменившие друзья
В потёртом, красном переплёте.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет… В воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…

Кладбище… Вещий крик совы…
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приёмыш чопорной вдовы
Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком – корона…
Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:
“Позвольте, я наследник трона!”

О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

IX. ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.

Важно, чтобы выводы по теме урока соответствовали и его ходу, и тем целям, которые были поставлены учителем.

X. НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ в конце урока отметить каждого ребёнка, принявшего в нём участие, прокомментировать каждую отметку, похвалить ребят, мотивируя их на положительное эмоциональное поле, на работу на следующем уроке.

Марк Твен Мендельсон Морис Осипович

Детство писателя и «Приключения Тома Сойера»

Начнем этот разговор о Марке Твене с того, с чего обычно начинают жизнеописания. Сэмюел Клеменс родился 30 ноября 1835 года в деревушке Флорида штата Миссури. Ребенок был еще совсем мал, когда его родители переехали в поселок, расположенный на реке Миссисипи. Там, в Ганнибале, и прошло детство будущего писателя.

Детство Марка Твена…

Перед нами возникает в ослепительном сиянии летнего дня широчайшая и полноводная Миссисипи. Над ее величественной гладью дремлет крохотное поселение. Кругом безмолвие лесов, все пронизано покоем.

Детство Марка Твена…

Эти слова у многих читателей вызовут представление о благословляемом солнцем мирном городишке, о веселой жизни непоседливых мальчуганов.

Кажется, мы видим, как маленький Сэмюел Клеменс и его товарищи белят забор, наслаждаясь своим трудом. Вот начинается драка с незнакомым мальчиком. Дети, конечно, ищут клад. Легкой, подпрыгивающей походкой движется мальчуган, изображающий речное судно. «Подойдя ближе, он убавил скорость, стал посреди улицы и принялся не торопясь заворачивать, осторожно, с надлежащею важностью, потому что представлял собою «Большую Миссури», сидящую в воде на девять футов. Он был и пароход, и капитан, и сигнальный колокол в одно и то же время, так что ему приходилось воображать, будто он стоит на своем собственном мостике, отдает себе команду и сам же выполняет ее».

А теперь мы видим зеленый островок, где царит весенняя природа и нет никого из взрослых. Помните, мальчики съели яичницу из черепашьих яиц, найденных в песке, а затем стали носиться взад и вперед по отмели. Они гонялись друг за другом, «сбрасывая с себя на бегу одежду, а потом голые мчались далеко-далеко, к мелководью, продолжая бесноваться и там. Сильное течение порою сбивало их с ног, но от этого им становилось еще веселее».

Ни для кого не секрет, конечно, что эти строки почерпнуты из книги Твена о Томе Сойере. Но разве, изображая приключения Тома и его друзей, автор не описывал свое собственное детство?! В десятках книг и сотнях статей рассказывается о том, кого из своих родных или близких знакомых писатель воплотил в образах Сида, тети Полли, Гека, индейца Джо. Окруженный спутниками детских лет Твена, Том Сойер превращается во «второе я» самого писателя.

Да, детство Твена, как и детство Тома Сойера, прошло на берегах одной из величайших рек мира. В жизни будущего писателя были и безмятежные дни на островке, который лежит неподалеку от Ганнибала, и озорная радость купания в Миссисипи потихоньку от взрослых, и недовольство унылой школой, где учитель так охотно пользуется розгой, и захватывающие приключения, и счастье близости к девственной природе. Что и говорить, в безудержной энергии Тома, в его тяготении к раздолью и свободе, в буйном воображении мальчика и в его стихийном демократизме, в неутолимой жажде увлекательной, полнокровной жизни и вере в амулеты, в его детских устремлениях и невзгодах сказались различные черты характера самого Сэмюела Клеменса.

Возле Ганнибала, как и около Санкт-Петербурга, в котором развертывается действие «Приключений Тома Сойера», находились таинственные пещеры, в которых можно было заблудиться, как заблудились Том и Бекки. А прототип Кардифской горы, которую, как сказано в книге о Томе Сойере, видно было отовсюду и которая весною сплошь зарастала зеленью, назывался в Ганнибале холмом Холлидея.

О поэзии твеновского детства, о лесах, окружавших Ганнибал, о величии и прелести гигантской Миссисипи, реки - друга и утешителя, источника сказаний реки-кормилицы, реки, заполнявшей чуть ли не весь горизонт мальчишеского сознания, никто не скажет лучше автора «Приключений Тома Сойера».

Но Санкт-Петербург и Ганнибал - это все-таки не одно и то же. В конечном счете образ тети Полли не очень-то уж много нам говорит о жизни и характере родителей Твена. Образ самого Тома Сойера далеко не во всем автобиографичен.

Марк Твен писал о своем детстве не только в «Приключениях Тома Сойера». Мало найдется художников слова, которые с таким постоянством, как Твен, снова и снова возвращались к ранним годам своей жизни. О детстве писателя можно узнать немало интересного из «Приключений Гекльберри Финна», «Позолоченного века», «Тома Сойера-сыщика» и «Тома Сойера за границей», «Простофили Вильсона», «Автобиографии» и даже из книги об авторстве шекспировских пьес. Из рассказов и повестей Твена: «Деревенские жители, 1840-43», «Гек Финн и Том Сойер среди индейцев», «Таинственный незнакомец в Ганнибале» - мы тоже, по-видимому, могли бы почерпнуть груду ценных сведений о жизни Сэмюела Клеменса в его детские годы, а заодно и об Америке 40-х годов прошлого века, если бы только эти произведения были… опубликованы. В настоящее время они известны в отрывках.

Впрочем, о Твене-ребенке, о его родителях и о стране, в которой он родился и вырос, говорят не одни лишь сочинения писателя. В распоряжении исследователя есть, разумеется, и иной, обширный, хотя (как чувствует, пожалуй, каждый биограф) далеко еще не достаточный материал: воспоминания современников, исторические документы.

Все это помогает увидеть Сэма Клеменса и окружавших его людей такими, какими они были на самом деле.

Из книги Вечерний звон автора Губерман Игорь

Хижина дяди Тома Наверняка понятие «негритянская работа» некогда возникло у литераторов. И как-то очень прочно утвердилось в языке. Некто что-то сочинил, но появился этот плод труда и вдохновения под именем того, кто оплатил работу. За множество политиков писали книги

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь первая: В Бессарабии автора

Хижина дядя Тома – 2 Я почему-то понимал тогда и чувствовал, что негритянство – это некая воронка и меня в нее бесповоротно засосет. Настолько понимал, что даже мысленно прикидывал, о ком еще я мог бы написать с таким же удовольствием и интересом. А тщеславие – ничуть не

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Визитка и дедушка Тома Во всякой трагедии есть доля фарса. Наверное, это для того, чтобы смех отвлек человека от горьких мыслей. Ведь смех - замечательное лекарство!Только до смеха ли мне было, когда я увидела странную фигуру, продвигающуюся зигзагами по самой широкой

Из книги Ким Филби автора Долгополов Николай Михайлович

Светлана ТОМА Первой любовью Светланы стал ее «крестный отец» в кинематографе режиссер Эмиль Лотяну. В пору их знакомства Лотяну было 29 лет, а Томе – 19. Их встреча оказалась делом случая.Окончив среднюю школу, Тома собиралась пойти по стопам своей тети, которая, закончив

Из книги Приключения писателя-фантаста в "Cтране Cчастливых" автора Харитонов Евгений Викторович

Целые тома секретов Собеседник: - Боюсь, что здесь свою роль сыграл и предвоенный период, когда докладывали, докладывали - а даты нападения переносились. И только когда это все пошло уже в комплексе, когда вся группа Филби стала работать, их воспринимали уже по-другому.

Из книги Там, где всегда ветер автора Романушко Мария Сергеевна

Евгений Викторович Харитонов Приключения писателя-фантаста в "Cтране Cчастливых" Ян Леопольдович Ларри В декабре 1940 года на имя Сталина пришло необычное письмо:"Дорогой Иосиф Виссарионович!Каждый великий человек велик по-своему. После одного остаются великие

Из книги Марк Твен автора Мендельсон Морис Осипович

Новенькая Тома Тома пришла в наш класс среди зимы, мы с ней подружились. В том смысле, что она пока не определилась, с кем ей дружить, а я была «свободным художником», ни с кем не ходила в парочке, как шерочка-с-машерочкой, поэтому каждая новая девочка в классе дружила сначала

Из книги Фонвизин автора Люстров Михаил Юрьевич

«Приключения Тома Сойера» Написав о лоцманах, Твен смог вернуться к «Приключениям Тома Сойера».Вскоре повесть была завершена и вышла в свет. В «Приключениях Тома Сойера» Твен показывает себя мастером приключенческой литературы. Книга полна юмора, вызывает то улыбку, то

Из книги Красавица и чудовище автора Тарасова Татьяна Анатольевна

Знакомство с Тома Вновь Фонвизин обращается к литературному творчеству лишь через несколько лет после завершения потрясших Россию внутренних и внешних неурядиц. В 1777 году в Петербурге выходит анонимный, но, несомненно, принадлежащий Фонвизину перевод «Слова

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

Турне Тома Коллинза Тома Коллинза я называю Колумбом, потому что он открыл для русских фигуристов Америку. Том знает и любит каждого из нас, он знает, наверное, лучше нас, во всяком случае не хуже, советское, а теперь российское фигурное катание. Коллинз - великий человек,

Из книги Чёрная кошка автора Говорухин Станислав Сергеевич

АРХИТЕКТОР ТОМА ДЕ ТОМОН Жан Франсуа Тома родился в Париже в семье мещанина в 1760 году. После окончания школы он стал одним из лучших учеников Королевской академии архитектуры в Париже, однако Большой Римской премии не удостоился, заняв на конкурсе лишь четвёртое место и

Из книги Марк Твен автора Ромм Анна Сергеевна

«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». 1982 Продолжаю осуществлять свой план: дарить детям - с экрана - свои любимые книги. В этом фильме начали свой звездный путь два артиста: Мария Миронова (Бекки) и Влад Галкин (Гекльберри). Любой режиссер мечтает снять классный

Из книги Том 4. Приключения Тома Сойера. Жизнь на Миссисипи автора Твен Марк

«Приключения Тома Сойера» Работая над «Томом Сойером», Твен сам хорошо не знал, пишет ли его для взрослых или для детей. Вложив в эту задорную, насмешливую, жизнерадостную книгу свои заветные мысли и стремления, писатель был склонен думать, что «Приключения Тома Сойера»

Из книги автора

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОМА СОЙЕРА Предисловие Большинство приключений, описанных в этой книге, происходило взаправду: два-три приключения - со мною, остальные - со школьными моими товарищами. Гек Финн существовал на самом деле. Том Сойер тоже. Но не в качестве отдельного лица: в

Из книги автора

«Приключения Тома Сойера» Следующим - после «Позолоченного века» - крупным произведением Марка Твена был цикл очерков, опубликованных в 1875 году в журнале «Атлантик» под названием «Старые времена на Миссисипи». Позднее эти очерки вошли в книгу «Жизнь на Миссисипи»,