Гидропароизоляция        29.03.2023   

Как характеризуется одиночество анчара. Художественные образы стихотворения "Анчар" А

Лирическое стихотворение «Анчар» А.С. Пушкин написал, находясь в Тверском имении Вульфов. Год создания произведения — 1828 -й. В течение двух месяцев, с сентября по ноябрь, великий поэт сочинял свое мятежно-философское произведение, которое облек в форму небольшого стиха.

В этом году за «неблагонадежным» Александром Сергеевичем была установлен секретный полицейский надзор, который привел к душевному разочарованию поэта и желанию противостоять цензуре . Что беспокоило поэта, когда он писал «Анчар», анализ имеет глубочайший философский смысл.

Вконтакте

Экзотическая сказка о вселенском зле

Восточную легенду о грозящем гибелью всему живому дереве Анчар поэт облекает в поэтическую иносказательную форму, отражающую собственные переживания.

Важно! После двух политических ссылок за поэтом были организованы преследования со стороны секретного полицейского ведомства, поэтому мятежный революционный протест со своей стороны Александр Сергеевич кодирует фольклорным сюжетом в трагическом стихотворении.

История создания стихотворения Анчар Пушкина выражает кардинальную смену гражданской позиции поэта.

Меняется либеральное воспевание свободомыслия на острую критику государственной власти, облеченную в форму сказочной аллегории .

В основу повествования заложена легенда о том, что на острове Ява произрастает ядовитое растение «древо яда», отравляющее воздух и почву своими испарениями.

Смертельный яд сочится с ветвей его, и коварные предводители туземных племен заставляют своих рабов собирать этот яд для того, чтобы напитывать им губительные стрелы.

Лексика

В описании аскетичной природы местности, где произрастает анчар, звучат трагические нотки одинокой судьбы и дикого вселенского ужаса:

«В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной…»

Мрачная характеристика, представляющая читателю само дерево, слышится в парадоксальной фразе, описывающей это чудовищное растение: «зелень мертвая ветвей». Традиционно зелень символизирует процветание и жизненную силу, но зелень в кроне грозного Анчара несет мучительную смерть. Поэт использует яркие художественные средства , с помощью которых иллюстрирует фатальную трагическую развязку легенды в стиле восточного фольклора. Для этого он применяет архаичные старославянские выражения, усиливающие негативную торжественность и гнетущую эмоциональность текста:

  • «вихорь черный»;
  • «по бледному челу»;
  • «лист его дремучий».

Древняя легенда, не имеющая названия, об источнике вселенского зла, растущем «на краю пустыни», написана Пушкиным в литературном стиле эпического философского сочинения . Некоторые эксперты жанр стихотворения называют балладой – песней, с драматическим развитием сюжета.

Смысловая линия

Основная мысль стихотворения – несправедливость мироустройства и трагические отношения между свободным человеком и непоколебимой властью тирана. Властелин, правящий безмолвными подданными – готовит смертельное оружие против соседей:

«А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы»

Покорный раб, рожденный вольным человеком, сам осужденный на смертную казнь, послушно поддерживает злобного деспота в его коварных и агрессивных замыслах .

«И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом»

Особенность сюжета

Сюжет стихотворения отражает личные представления Александра Сергеевича Пушкина о добре и зле, является типичной иллюстрацией гражданской лирики великого русского поэта начала девятнадцатого века. Анчар, символизирующий смертельное зло, полезен для тирана, обладающего абсолютной властью, который использует покорного раба для уничтожения других людей. Грозное дерево, «порожденное природой» в пустыне, символизирующее жизнь, становится источником смерти в руках властительного злодея и бессловесного раба – соучастника бесчеловечного преступления.

Построение композиции

В процессе написания стихотворение Анчар структурно разделено автором на две части. В начале сочинения дается описательная характеристика самого «древа зла» и сурового пейзажа, в котором оно произрастает, источая ядовитую смолу и отпугивая животных.

В финальной части жестко и хлестко излагаются преступные действия владыки – вершителя судеб и его послушного раба, коих поэт уравнивает в совместном молчаливом преступлении:

  • «Но человека человек послал к анчару властным взглядом»;
  • «И умер бедный раб у ног непобедимого владыки».

Важно! В мире людей царь-тиран является метафорой Анчара, смертельной опасности и омерзительного коварства преступного порабощения для живущих людей, имеющих активную гражданскую позицию.

Главная тема

Центральный образ стихотворения – дикое одинокое дерево Анчар, растущее в пустыне и творящее погибель всему живому – и зверям, и людям.

Тема одиночества явно просматривается в описании дерева, порожденного природой в день гнева.

Произведение звучит как глубокая библейская притча, в которой заключен тайный смысл несправедливого угнетения деспота и раба с молчаливого согласия сторон.

Ритмический строй

Размер стихотворения – четырехударный ямб, в котором ударение падает на второй слог. Это традиционная пушкинская манера написания поэтических драм, состоящая из четырехударных и двухударных строк. Художественный ритм стихотворения литературные эксперты соотносят с манерой трагических поэм великого английского поэта Вильяма Шекспира.

Изучаем русскую литературу — стих Пушкина Анчар

«Анчар» Пушкина - одно из самых мощных стихотворений поэта. Оно выражает протест против абсолютной власти одного человека над другим. Пушкин создал в нем совершенно новый для русской поэзии круг образов, воспринятый им с Востока.

История создания

Стихотворение «Анчар» Пушкин написал в 1828 году, спустя три года после восстания декабристов. Незадолго до Александра Сергеевича известный поэт П. Катенин создал целую поэму с «древом жизни», которое было символом царского милосердия. Возможно, как противопоставление этому льстивому произведению, был сложен «Анчар». Его напечатали в альманахе «Северные цветы» в 1832 году. При этом поэту пришлось объясняться с шефом жандармов А. Х. Бенкендорфом по поводу слишком подозрительной темы, и тем не менее граф разрешил выпустить в печать вольнолюбивое произведение.

Композиция

Произведение состоит из девяти строф. «Анчар» Пушкина построен на противопоставлении. В первых пяти строфах описана знойная природа пустыни и смертоносное, грозное для всего живого дерево. Оно порождено в день гнева. В нем все напоено ядом: мертвая зелень ветвей, корни, ствол со стекающими каплями, которые к вечеру застывают прозрачной смолой. Анчар стоит на скупой и чахлой почве в совершенном одиночестве. К нему никто не смеет приближаться, кроме черного вихря. Он набежит на мгновение и уже мчится дальше, унося тлетворные силы.

Вторая часть, состоящая из четырех строф, рассказывает о человеческих взаимоотношениях при абсолютной, развращающей, не знающей милости власти и безгласной покорности раба.

При всем фантастическом антураже здесь прочитывается состояние людей в николаевской России. Крепостной боится своего хозяина, который может забить его до смерти, солдат боится офицера со шпицрутенами и получить смертельную дозу ударов, чиновник боится начальника канцелярии, придворные боятся одного взгляда императора. Страх пронизывает всю огромную страну. Он лишает простого человека достоинства и указывает ему место на задворках. Но одновременно достоинства лишается и тот, в чьих руках находится смертоносная власть. Получая наслаждение от нее, хозяин становится рабом своей черной души.

Так и царю Пушкина в «Анчаре» хватило только грозного взгляда, чтобы послать своего подданного на верную погибель.

Тема, идея стихотворения

Это типичный восточный миф. От него рождаются зыбкие миражи. Такого дерева в природе нет и быть не может.

В нем все пронизал ствол, ветви и корни целиком. Даже если выпадет дождь, то он будет орошать горючий песок ядом. К анчару Пушкина, столь страшному для всего живого, не летит птица, не идет грозный тигр. До него долетает лишь черный вихрь, и тут же мчится прочь, став тлетворным. Но! Что не сбудется, если хочет божество!

Не сказав ни слова, только указав путь человеку взглядом, владыка послал к анчару бессловесного раба. Он послушно потек в дорогу, понимая, что он идет на смерть. Выполнив приказ, он ослабел и тихо лег у ног всесильного владыки. Он умер рядом со своим господином. Непобедим тот, кто ради победы над чужими не жалеет своих. Вот секрет деспота. Князь, напитавший стрелы ядом, не погиб, потому что зло торжествует в мире, и дерева бы такого не было, если бы в мире не было зла. Стихотворение «Анчар» Пушкина, анализ которого мы проводим, раскрывает социальные отношения людей: деспотизм и античеловечность с одной стороны, безгласную покорность - с другой.

Действующие лица и их характеристика

Бедный безвольный раб вызывает сочувствие. Но сколько побоев, боли и унижений он, видимо, претерпел, став из вольного, гордого человека покорным и безмолвным. Так, издеваясь и мучая, «перевоспитывают» деспоты людей.

А что ж владыка? Он прекрасно знал, что этот человек не выживет, но спокойно ждал его возвращения, ни на минуту не сомневаясь, что тот никуда не убежит. Да и куда бежать в раскаленной безводной пустыне? Везде ждет только смерть. Так и в Российской империи холопу спрятаться некуда.

Приемы раскрытия образов

Продолжая анализ «Анчара» Пушкина, мы должны сказать о совершенстве автора как художника. Зримо и ярко перед нами предстает одинокий анчар - смертоносное древо, которое стоит как «грозный часовой», на границе пустыни и жаждущих дождя степей, выжженных зноем. Мы видим и застывшую золотую смолу на его коре, и увядшие от яда листья на ветках. Дерево становится метафорой всего зла, которое имеется в мире.

Только черный вихрь проносится над ним.

Стремительный, он рисуется в воображении, как воронка урагана.

Все зло мира, собранное в ядовитом дереве, начинает с огромной скоростью повсюду распространяться. Сначала это только вихрь, затем дождь, который становится ядовитым, позже - стрелы, несущие всему гибель.

То есть «ядовитый» и «яд» становятся ключевыми словами ко всему произведению. А эпитеты: "чахлая и скупая" пустыня, "мертвая" зелень ветвей, "черный" вихрь нагнетают мрачный колорит.

Деспот наполняет послушливые стрелы ядом и начинает сеять зло. Так оно распространяется во все доступные ему пределы. Идея мирового зла волнует поэта, а его беспристрастный, отстраненный рассказ только усиливает впечатление, которое он создает.

Жанр произведения

Скорее всего, произведение «Анчар» можно назвать философской притчей, поскольку достоверных сведений о таком дереве история не сохранила.

Русские предполагали, что оно растет на Яве, но это были лишь туманные домыслы, которые гениально обыграл поэт.

Размер и ритм

Ритм стихотворению придают повторы семантического характера (сок стекает, человек потек в путь, пот струится) и анафоры (корни напоены ядом, ветвей мертвая зелень). Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Если его читать медленно, соблюдая смысловые цезуры, то по звучанию оно приближается к гекзаметру.

План «Анчара» Пушкина дан в тексте статьи. Им каждый может воспользоваться, добавив только свое личное впечатление. Стихотворение глубоко трагичное. Оно затрагивает проблемы мирового зла, которое позже определит тематику произведений Л. Толстого, Ф. Достоевского, М. Лермонтова, Ф. Тютчева. Гуманизм русских писателей и поэтов призывал читателей бороться со злом в любых его формах и проявлениях.

Стихотворение «Анчар».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Анчар» было создано А.С. Пушкиным в 1827 году. Напечатано в альманахе «Северные цветы» в 1832 году. В рукописи содержался эпиграф из трагедии Кольриджа «Раска­яние». Интересно заглавие стихотворения. Анчар – это ядови­тое тропическое дерево, соком которого туземцы отравляли свои стрелы.

Произведение мы можем отнести к вольнолюбивой лирике. Стихотворение «Анчар» было написано спустя три года после поражения восстания декабристов, и в нем отразились чувства поэта. Анчар символизирует в стихотворении российское само­державие (орфоэпическое, текстуальное сходство «анчар – «а царь»). Основной пафос стихотворения – борьба против раб­ства и деспотизма.

В основе композиции стихотворения лежит принцип анти­тезы, противопоставление природы и цивилизации. Мы можем выделить в произведении две части. Первая часть – это страш­ный пейзаж, описание «древа яда», которое растет в «чахлой и скупой пустыне». Вторая часть – описание человеческих отно­шений, отношений «раба» и «владыки». Если мир природы ра­зумен («К нему и птица не летит, И тигр нейдет…»), то челове­ческая цивилизация этой мудрости природы лишена («Но чело­века человек Послал к анчару властным взглядом»). Одновре­менно в этом сюжете все время нарастает мотив смерти. Сначала анчар «один во всей вселенной», затем губительное действие древа смерти начинает расширяться – «яд каплет сквозь его кору», следующий круг – ядом поражается воздух («вихорь черный», набежав на древо смерти, становится «тлетворным»), следующий, уже больший круг – ядом поражается вода и земля (ядовитый дождь стекает в «песок горючий»), затем следующий круг еще более расширяется (от древа смерти погибает человек – «бед­ный раб»), а затем этот круг смерти становится необъятным:

А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катрена­ми, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные сред­ства художественной выразительности: многочисленные эпите­ты («В пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую ветвей», «лист его дремучий», «песок горючий», «смертную смолу», «хладными ручьями», «бедный раб», «непобедимого владыки»), сравнение («Анчар, как грозный часовой»), метафору («И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы»), анафору («И зелень мер­твую ветвей, И корни ядом напоила»), синтаксический паралеллизм («К нему и птица не летит, И тигр нейдет…»).

Это произведение очень выразительное, яркое. Восхищаясь этими стихами, В.Г. Короленко писал: «Посмотрите, как тут тремя-четырьмя штрихами нарисована целая картина. Вообра­жение читателя тронуто, взбудоражено этими мелкими штри­хами, и оно само уже рисует остальное. Вы как будто видите и цвет песка, и безоблачное горячее небо, и мрачный профиль дерева, – хотя об этом прямо не упоминается. Вот это называ­ется силой стиха. Сила эта состоит в том, что в данной комбина­ции слов каждое слово, кроме прямого представления, влечет за собой еще целый ряд представлений, невольно возникающих в уме».

Стихотворение «Анчар» мы можем рассматривать в контек­сте таких произведений, как ода «Вольность», послание «В Си­бирь», стихотворение «Арион».

Здесь искали:

  • анализ стихотворения анчар
  • анчар анализ стихотворения
  • анализ стиха анчар

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Стихотворение «Анчар» - один из самых значимых трудов поэта. Работа над его созданием началась автором в конце августа - начале сентября 1828 года. Место написания произведения – Малинники, Тверское поместье Вульфов. Работа была завершена 9 ноября 1828 года, опубликована в альманахе «Северные цветы» (конец 1831 г., приблизительно 24 декабря)

3 слайд

Описание слайда:

Стихотворение «Анчар» полностью посвящено изображению мира зла. Это самое суровое стихотворение в творчестве Пушкина. Здесь поэт задумал собрать воедино все черты зла и придать им обобщенный характер. Обратимся к названию стихотворения, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.

4 слайд

Описание слайда:

(Анчар - древо яда; тропическое Южно-азиатское дерево с ядовитым соком, который использовался для смазывания наконечников стрел, которым восточные воины поражали своих врагов) О чем говорит нам это название?

5 слайд

Описание слайда:

Композиция Стихотворение делится на две части. В первой части дается описание ядовитого дерева. Во второй части рассказывается о всесильном владыке, пославшего на смерть своего раба. Озаглавить их можно как: («Зло в природе» и « Зло в обществе»)

6 слайд

Описание слайда:

Стихотворение «Анчар» построено по следующему принципу: - завязка произведения, - основной конфликт (противоречие), развитие действия - это вторая композиционная часть (она начинается с союза «Но») - скоротечная развязка (она начинается с противительного союза «А»)

7 слайд

Описание слайда:

1 часть стихотворения. 1 строфа Прочитав первое четверостишие, следует выделить в последнем стихе числительное «один». Первое, что мы узнаем об анчаре, это то, что он один. Первое слово - «пустыня». Поэт переносит нас в пустой мир и подготавливает тему одиночества («стоит один»). Пустыня получает ряд резко отрицательных характеристик: «чахлая», «скупая». Эти эпитеты обладают признаком одушевленности. Эпитеты, придающие пустыне характер живого и человекоподобного существа, как бы наделяют ее свойствами человека, в том числе волей, активностью. Это заставляет нас воспринимать пустыню в первых строках стихотворения как злое существо, имеющее злую волю и являющееся активным создателем окружающего зла. Вывод: Первая строфа стихотворения «Анчар» привела нас в мрачный мир всемирного зла. Пушкин прибегает к крупному плану, тем самым подчеркивая значимость образа.

8 слайд

Описание слайда:

2 строфа Сухая, раскаленная зноем почва - это мертвая почва. Пушкин создает образ мира зла, пространства антимира, в котором привычные черты мира разрушены и заменены чудовищно искаженными. Земля здесь - «почва»: синоним, имеющий то же значение, но лишенный всех фольклорно-поэтических ассоциаций, связанных со словом «земля». Вторая строфа посвящена характеристике анчара, его отношению к Природе. Природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. Но это противоестественное рождение - «в день гнева». «Природа жаждущих степей...» (обратите внимание на то, что эпитет «жаждущих» отсылает к символизирующим бесплодность эпитетам первой строфы - «чахлый», «скупой», «раскаленный»). В день гнева порождается анчар. Дары, которыми награждает мать свое дитя, противоестественны: И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила

9 слайд

Описание слайда:

И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень» содержит оксюморон, т. е. эпитет, который противоречит сущности определяемого слова (типа: сладкая горечь, звонкая тишина). Оксю́морон (др.-греч. οξύμωρον - «острая глупость») - стилистическая фигура или стилистическая ошибка - сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны - жизни. Сочетание «зелень мертвая» воспринимается читателем как чудовищное нарушение норм природы. В таком ключе должно восприниматься и все стихотворение. У Пушкина природа всегда добра по отношению к человеку, гармонирует с его лучшими чувствами. Именно поэтому та природа, образ которой создается в стихотворении «Анчар», кажется чудовищно искаженной.

10 слайд

Описание слайда:

3 строфа Глаголы Деепричастие «каплет» «застывает» «растопясь» ПЕРЕДАЮТ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТОНОСНОГО ЯДА, МРАЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТИ.

11 слайд

Описание слайда:

Прием градации усиливает впечатление губительности «древа смерти» Что такое градация? (Градация (от лат. gradatio - постепенное возвышение) - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор)

12 слайд

Описание слайда:

Все живое избегает прикосновения к анчару. К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит - И мчится прочь, уже тлетворный.

13 слайд

Описание слайда:

«ТЛЕТВОРНЫЙ» Это слово из высокой славянской лексики имеет два корня - тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать). В словаре церковнославянского языка Петра Алексеева (1819) слово «тлетворный» имеет следующее значение: «смертоносный, ядовитый, пагубный», например: «тлетворный воздух», т. е. моровое поветрие. Моровое поветрие - это эпидемия чумы. Пушкин, конечно, знал словарь Петра Алексеева и такое значение слов «тлетворный воздух». Конечно, реальное дерево, называемое «анчар», произрастающее в Индонезии и действительно имеющее ядовитую смолу, не является столь страшным распространителем смерти, и уж конечно, не способно вызывать эпидемию, однако Пушкин, который все это знал, создает не ботаническое описание одного ядовитого дерева, а обобщенную художественную картину зла в природе.

14 слайд

Описание слайда:

5 строфа Появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в извращенном пространстве зла и дождь становится источником смерти: И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей уж ядовит Стекает дождь в песок горючий.

15 слайд

Описание слайда:

Ключевые образы первой части. Пустыня чахлая и скупая Почва зноем раскалённая Степи жаждущие Зелень мертвая Вихорь черный, тлетворный Дождь ядовит День гнева Песок горючий Грозный часовой,один во всей вселенной, древо смерти

16 слайд

Описание слайда:

2 часть «Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…» С начала шестой строфы в стихотворении происходит идейно-композиционный перелом: до сих пор речь шла о зле в природе, о зле, существующем в самом порядке мира. Теперь начинается рассказ о зле, создаваемом человеком. Союз «но» резко делит интонацию стихотворения на две части.

17 слайд

Описание слайда:

Образ раба Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет как река, не в силах изменить свое русло. Образ раба раскрывается в своей человеческой сути: И пот по бледному челу Струился хладными ручьями… Автор сочувствует рабу. Это видно и в глаголах, описывающих его состояние (принес – и ослабел, и лег – и умер), а также в обобщающем эпитете: «бедный раб». Выразительная картина: « И пот по бледному челу/ Струился хладными ручьями» создают образ страдающего человека, жертвы деспотичной воли князя. Глаголы подчеркивают предопределенность судьбы раба. «принес», « ослабел» « лег» ,«умер» Пушкин отдает рабу сострадание и сочувствие, поскольку раб- жертва самовластия и тирании. Перед его самоотверженностью и самоотречением бледнеет власть и слава «непобедимого владыки». Так проявляется пушкинский гуманизм, осуждающий деспотизм, бесчеловечный к судьбам обыкновенных подданных. Однако нельзя не заметить, что именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота (ведь князь все равно отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли бы он или же выразил протест!) объективно служат делу деспотизма. Раб - не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчеркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в чужие страны: раб «послушно в путь потек», князь разослал «послушливые стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.

18 слайд

Описание слайда:

Образ владыки Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное зло природы – анчар и страшное зло человеческой жизни – деспотизм. Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние: А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. Интересно, что даже повтор однокоренных слов («послушно в путь потек» - «послушливые стрелы») подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке».

19 слайд

Описание слайда:

Антитеза В стихотворении прослеживается антитеза «владыка – раб». Она поддержана выразительными эпитетами: «властный взгляд» - «послушно», «бедный раб» - «непобедимый владыка». Глаголы также подчеркивают это противопоставление: «послал» - «потек». Действия князя получают одинаковое выражение: «послал» – «разослал», «послушно» – «послушливые (стрелы)». Столь же одинаков результат: «умер бедный раб» – « и с ними гибель разослал».

20 слайд

Описание слайда:

Анафора В данном стихотворении Пушкин использует и композиционный прием единоначатия (анафоры), повторяя и усиливая эмоциональное напряжение напряжение: «Принес он смертную смолу… Принес – и ослабел и лег…»

21 слайд

Описание слайда:

Последняя строфа, начинающаяся с противительного союза «А» - рассказывает нам о том периоде, когда раба уже нет в живых. Для чего нужна была смола царю? Напитать ядом «послушливые стрелы», предназначенные для соседей.

22 слайд

Описание слайда:

О чём стихотворение «Анчар»? Это стихотворение о неправедном мироустройстве, о роли человека в нём. Это произведение - о трагических, непримиримых взаимоотношениях между непобедимым владыкой и бедным, бесправным рабом. Пушкин в своём произведении обращается к теме, которая красной нитью проходит через всё его творчество: теме свободы и тирании.

23 слайд

Описание слайда:

Главная мысль стихотворения. Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим. Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.

24 слайд

Описание слайда:

Идейный смысл. Идейный смысл этого великого творения Пушкина-изображение губительной для общества власти самодержавия, призыв к её уничтожению.

25 слайд

Описание слайда:

Тема стихотворения. Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с философской, так и с общечеловеческой точки зрения

26 слайд

Сочинение

Данное стихотворение было написано в 1828 году. При создании своего произведения Пушкин пользовался несколькими источниками. Во-первых, это старинная легенда о древе яда. Кроме того, поэту стало известно сообщение некоего доктора Фурша «о древе яда»: «…на острове Ява растет дерево, вокруг которого земля… суха и не производит никаких плодов… За шесть часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали… Государь этих мест посылает осужденных на смерть преступников за… ядом…».

Доктор Фурш ограничился рассказом о любопытном явлении природы и интересном экзотическом обычае. Пушкин в своем стихотворении переводит повествование в общественно-философский план.

Композиционно стихотворение явно делится на две части. Первая состоит из пяти первых четверостиший. В ней описывается безжизненный пейзаж. Поэт рисует дерево с мертвой зеленью ветвей, с корнями, пропитанными ядом. Равномерно капают капли с ветвей, праевращаясь в смертную смолу:

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

В пустыне все мертво, неподвижно:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит —

И мчится прочь, уже тлетворный.

Движение, обычно символизирующее жизнь, здесь превращается в мрачное движение смерти. Анчар становится символом вселенского зла.

Зловещую картину мертвенной пустыни и смертоносного анчара помогают автору передать разные средства художественной выразительности. Эпитеты: «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую ветвей», «ядовит дождь», «вихорь черный… тлетворный», «в день гнева», «песок горючий» и так далее. Пушкин также использует метафоры: «природа породила… напоила», «вихорь набежит… мчится прочь"и так далее. В стихотворении присутствуют и сравнения: «анчар, как грозный часовой».

Во второй части сюжет стихотворения обогащается новым мотивом:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом…

Теперь уже повествование переводится в сферу человеческих отношений. «Человек» и «человек», равные по своей природе, разделены социальными границами на «раба» и «владыку». Достаточно одного взгляда (даже не слова!), чтобы раб пошел на верную смерть:

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет как река, не в силах изменить свое русло. Образ раба раскрывается в своей человеческой сути:

И пот по бледному челу

Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное зло природы — анчар и страшное зло человеческой жизни — деспотизм. Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние:

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Интересно, что даже повтор однокоренных слов («послушно в путь потек» — «послушливые стрелы») подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке».

В стихотворении явно прослеживается антитеза «владыка — раб». Она выражается эпитетами: «властный взгляд» — «послушно», «бедный раб» — «непобедимый владыка». Глаголы также подчеркивают это противопоставление: «послал» — «потек». В данном стихотворении Пушкин использует анафору, чтобы усилить напряжение: «Принес он смертную смолу… Принес — и ослабел и лег…»

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Это помогает автору передать своеобразную ритмичность произведения. Если в первой части ямб передает движение смерти в природе, то во второй части он передает страшную силу зла в человеческих отношениях.

Я считаю, что в таком порядке вещей виноват не только владыка, но и раб. Он слишком беспрекословно выполняет приказы своего властителя. Даже знание о своей неминуемой смерти не останавливает его. Рабство — лишь обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины. Именно рабство души, внутренняя несвобода помогают появлению зла.