Материал        12.07.2023   

Котельное оборудование на жидком топливе. Жидкотопливные котлы отопления: вся сермяжная правда о расходе топлива и эксплуатационных затратах

Котлы на жидком топливе сегодня весьма популярны, так как функционируют полностью автономно и могут работать без непосредственного участия в процессе человека. Есть и другие преимущества, но все они блекнут перед высокой стоимостью топлива (порядка 35 рублей за литр) и сложным монтажом. Применение таких котлов целесообразно лишь в тех случаях, когда требуется полностью автоматизированное отопление либо рядом пролегает газовая магистраль.

Жидкотопливные приборы несколько напоминают газовые, отличие заключается только в наличии вентиляторной горелки – она необходима для распыления топлива и подачи его в камеру сгорания. При высоком давлении топливо распыляется, смешивается с воздухом, подается в топку и горит.

Вводное видео

Читайте так же о том как самостоятельно сделать твердотопливный котел —

Как работает жидкотопливный котел

О самой процедуре горения мы уже упомянули. Отметим лишь, что при горении прогреваются и стенки топки, вследствие чего греется вода в теплообменнике. Для вывода газов оборудуется дымоход. Когда газ в него попадает, он проходит ряд пластин-теплообменников, которые скапливают тепло и передают его в основной теплообменник. Эффективность отопления и КПД прибора от этого резко повышается.

Когда горит жидкое топливо, это сопровождается образованием сажи, что объясняется простыми химическими процессами. Именно по этой причине пользователь котла должен уделять особое внимание его обслуживанию. Требуется регулярная чистка топочной камеры от сажи, кроме того, нужно постоянно мониторить состояние вентиляторной горелки.

Важная информация! Такая горелка не идет в комплекте с котлом, ее необходимо покупать отдельно. Благодаря этому котел можно собрать исходя из требований и пожеланий самого владельца. Более того, при необходимости горелку можно поменять на газовую, после чего котел превращается в газовый отопительный прибор.

Достаточно удобно, согласитесь. Особенно если рядом не пролегает газовая магистраль, а жидкое топливо используется временно. Сама горелка может быть двух типов:

  1. встроенная;
  2. съемная.

Для нагрева же в таком случае лучше использовать водонагреватель косвенного нагрева, который будет использовать в работе горячую воду из системы отопления.

О жидком топливе

Жидкотопливные котлы могут использовать следующие виды топлива:

  • дизтопливо;
  • биотопливо (о том как самостоятельно сделать биотопливо,
  • отработку (использованное машинное масло);
  • мазуту.

О стоимости дизельного топлива мы упомянули в начале статьи – из перечисленных вариантов оно самое дорогое. Цена масла будет составлять примерно 1/5 от этой цифры, а мазут – ?. Характерно то, что каждый вид топлива нуждается в специальное, если не сказать своей, горелке. И тут всплывает парадокс: стоимость горелки возрастает обратно пропорционально к стоимости топлива! Но есть и универсальные горелки (очень дорогие), способные функционировать на любом жидком топливе.

Особенности установки

Как мы уже говорили в одном из предыдущих пунктов статьи, котел на жидком топливе предусматривает обустройство отдельного помещения для себя. Таким образом, у вас в доме появится миниатюрная котельная, в которой, помимо самого котла, должно находиться следующее:

  • дымоход;
  • резервуар для того, чтобы хранить топливо;
  • вытяжная система.

О требованиях и нормах СНиП к котельной в частном доме, вы можете,

К слову, резервуар должен быть максимально большим (в идеале его должно хватать на весь сезон отопления), чтобы вы не утруждали себя постоянным его наполнением. Также следует позаботиться об арматуре для трубопровода и о насосе, который перегонял бы жидкое топливо из резервуара непосредственно в котел. Если вы имеете соответствующий опыт и навыки, то можете самостоятельно выполнить весь спектр работ – от составления проекта до собственно установки теплогенератора.

Но рекомендуется, конечно же, прибегнуть к помощи профессионалов. Обученный человек учтет при работе все, учитывая и особенности вашего жилья, поэтому сделает все правильно и рекордно быстро. Ведь подобная система отопления – штука серьезная, требующая особого подхода.

Еще один важный момент – установка котла может быть проведена одним из двух существующих способов, а выбор того или иного из них основывается исключительно на особенностях самого прибора.

  1. Навесные котлы более легкие, но вместе с тем менее мощные и производительные. Другими словами, они компакты и удобны, но площадь здания, которое они смогут обогреть, зачастую ограничивается 300 метрами квадратными. Встречаются такие приборы нечасто, чего нельзя сказать о приборах газовых, возможно, из-за того, что они не столь популярны среди населения.
  2. И напольные котлы – более мощные и, соответственно, более массивные.

Отопительные котлы промышленного типа

Если отопительная система имеет значительные масштабы, то и котел, разумеется, должен этим масштабам соответствовать. Разумеется, обычные бытовые приборы имеют в десятки раз меньшую мощность, нежели промышленные. В роли топлива на крупных промышленных предприятиях выступает мазута либо солярка, то порой используется и отработка. Касаемо использования масла, то это скорее удел тех государств, которые уделяют особое внимание чистоте окружающей среды. Этот вариант имеет сразу два преимущества:

  • котлы на жидком топливе имеют, на чем работать;
  • решается проблема утилизации отходов.

Система отопления, которую используют вместе с промышленными приборами, зачастую паровая, то есть, теплоносителем в данном случае выступает разогретый водяной пар, который часто необходим для нужд предприятия. У каждого котла имеется свой экономайзер и полностью автономная продувка. Конденсат во время эксплуатации удаляется, а благодаря применению экономайзеров КПД существенно возрастает. В общем, если требуется обогреть какой-нибудь цех или другое крупное помещение, то желательно дополнительно устанавливать бойлер.

Самые распространенные проблемы

Еще на этапе проектирования будущий владелец жидкотопливного котла сталкивается с рядом распространенных проблем. И причиной тому выступает преимущественно архитектурная особенность его дома. Привычные для нас способы отопления невозможно в данном случае использовать, а генераторы тепла на жидком топливе практически во всех случаях полностью устраивают.

Топливо, которое мы упоминали ранее и которое необходимо для работы прибора, является доступным во всех уголках страны. Чего нельзя сказать о газовых магистралях, которые, будем честными, проложены далеко не везде.

Также мы говорили о том, что данный котел очень напоминает газовый (чего уж там, он может и стать им), но отличается удобством и, что более важно, очень высоким КПД – порядка 95 процентов. Да и топливная жидкость подается несколько по-иному – наличествует специальная горелка, которая подает воздух. А воздух жизненно необходим для работы системы – так топливо будет сгорать равномернее.

В качестве небольшого заключения

В итоге отметим, что если к высокой стоимости топлива приплюсовать еще стоимость самого котла (порядка 36000 рублей) и его монтажа (что включает оборудование отдельного помещения – установку топливного резервуара, обустройство звукоизоляции), то получается, что отопление дома жидким топливом едва ли можно считать хоть чуточку экономным вариантом. Хотя нужно добавить, что более современные котлы на жидком топливе оборудуются специальными звуковыми глушителями, так что одной проблемой будет меньше.



Установив котел на жидком топливе для дома, можно решить сразу несколько проблем: получить источник тепла для обогрева жилых помещений и горячей воды, в достаточном количестве. Перед тем как приобрести теплогенератор, учитывают особенности эксплуатации, влияющие на выбор, возможные затраты на отопление и стоимость.

Виды бытовых жидкотопливных котлов

Отопительные котлы для частных домов и коттеджей жидким топливом, классифицируются по нескольким признакам. Принято разделять котельное оборудование по принципу работы и типу используемого топлива:


Домашние котельные установки, работающие на жидком топливе, также классифицируются по качеству сборки. Сделанные в заводских условиях, отличаются надежностью и безопасностью. «Самопальные» установки, являются взрыво- и пожароопасными.

Выгодно ли обогревать дом жидкотопливным котлом

Первые системы отопления загородных домов с котлами на жидком топливе, были практически бесплатными. Владельцы СТО, автотранспортных колон и автопарков, были готовы отдавать отработку, практически даром. От потребителя, требовалось оплатить затраты на электроэнергию. На данный момент, стоимость жидкого топлива, существенно возросла, но и заводские котлы, стали экономичнее.

Чтобы определить экономическую выгоду установки жидкотопливных котлов для обогрева жилых домов, рассматривают несколько важных аспектов их эксплуатации:

  • Стоимость установки и подключения – затраты сводятся к проведению монтажных работ и оплаты работ по обвязке котла. Получение дополнительных документов и разрешений, не требуется.
    Разница с газовым котлом, становится очевидной, если учесть, что только за подключение к центральной магистрали, в некоторых регионах РФ, потребуется 80000 - 120000руб.
  • Расходы жидкого топлива – для получения 10 кВт тепла в течение часа, потребуется сжечь около 1 кг энергоносителя. На затраты влияет температура окружающей среды, отсутствие ошибок в подключении теплогенератора. Средний расход солярки в год, для дома в 100 м², составит 4-5т., отработанного масла, 6-7 т.
Подключение жидкотопливной котельной с большим запасом производительности, приводит к перерасходу топлива на 10-15%. По этой причине, предварительный расчет котла, выполняет специалист. Запас по мощности, не должен превышать 10-15% от фактической потребности в тепловой энергии, с учетом ГВС.

Как выбрать котел для обогрева дома жидким топливом

Домашние жидкотопливные отопительные котлы, изготавливают европейские и отечественные компании. При подборе подходящей модели, учитывают несколько эксплуатационных характеристик:
  • Мощность – вычисления делает специалист. Предварительный расчет выполняется по формуле 1 кВт = 10 м².
  • Функциональность – одноконтурные модели, работают на обогрев, двухконтурные, подключаются к системам отопления и ГВС.
    В некоторых моделях с двумя контурами, присутствует встроенная накопительная емкость, обеспечивающая равномерную подачу горячей воды во время пиковых нагрузок на ГВС.
  • Цена котла – дороже всего, стоят немецкие котлы, представленные исключительно в премиум классе. В средней ценовой категории, предлагаются котлы корейских производителей, снабженные системой автоматизации и многоуровневой защитой. Дешевле всего в ценовом сегменте, находится отечественное котельное оборудование.

Помимо подбора по мощности, функциональности и ценовой категории, теплогенератор выбирают, в зависимости от марки производителя.

Жидкотопливные котлы каких фирм лучше

Котлы, работающие на жидком топливе, перестали быть редкостью, как в начале девяностых, двухтысячных годов. Современные приборы обогрева, выпускают несколько десятков предприятий, как мировых лидеров в производстве систем отопления, так и малоизвестных компаний.

Надежностью и неизменным спросом российского потребителя, пользуются следующие марки:

  • Kiturami.
  • De Dietrich.
  • Navien.
  • ГеККОН.
  • Vaillant.
  • 5Energy.
  • Olympia.
  • Viessmann.
В списке, особенно выделяются модели отечественных жидкотопливных котлов. Достоинства – неприхотливость к качеству используемого сырья, устойчивость автоматики и насоса к перепадам напряжения.

Требования к установке жидкотопливного котла в доме

Установка котла отопления на жидком топливе в частном доме, должна соответствовать требованиям пожарной безопасности и строительным нормам. Монтажные работы, выполняют с соблюдением следующих рекомендаций:
  • Под котельную, используют проветриваемое помещение с наличием естественного и искусственного освещения. Обязательно наличие принудительной приточно-вытяжной вентиляции.
  • Стены котельной облицовывают негорючими материалами: керамической плиткой, штукатуркой.
  • Работу котла сопровождает шум высокой интенсивности – предусматривается звукоизоляция котельной.
  • Санитарные нормы под установку котла, рекомендуют использовать исключительно технические и нежилые помещения, отгороженные от коридора и жилых комнат дверью.
  • Монтаж жидкотопливного котла, выполняется с учетом противопожарных разрывов. Дымоходная труба при прохождении через плиту перекрытия, стены и кровлю, устанавливается в специальную разделку.
Для удобной эксплуатации и обслуживания, котел размещают в котельной, имеющей достаточную площадь, чтобы обеспечить свободную доступность ко всем важным узлам устройсттва.

Опыт эксплуатации котлов на жидком топливе – за и против

Котлы отопления для индивидуальных жилых домов, коттеджей, дач, на жидком топливе, имеют несколько весомых преимуществ. Существуют и недостатки, влияющие на эксплуатацию:
  • Преимущества – современные жидкотопливные теплогенераторы, это экономичные котлы с высокой степенью автоматизации обогрева. Топливо доступно в любом регионе РФ.
    Для бытового подключения, нет необходимости в получении разрешений и выполнении согласований. Дополнительный плюс, возможность дальнейшего переоборудования под природный газ, а также, работа на любом типе жидкого топлива.
  • Недостатки – при сжигании сырья, образуется большое количество сажи. Чистить котел, работающий на отработке, придется каждые 2-3 дня, на солярке, приблизительно раз в неделю.
Если учесть все преимущества и недостатки, в местности, где отсутствует центральная газификация – это оптимальный котел для обогрева и получения горячей воды.

Современные котлы отопления на жидком топливе, несмотря на техническое совершенство и способность эффективно отапливать здания в отсутствие подключения к магистрали централизованного снабжения природным газом, редко встречаются в наших домах. При этом в странах Западной Европы, обладающих более развитой инфраструктурой и трепетно относящихся к проблемам экономии, процент подобного оборудования в общей массе теплогенераторов выше. Предлагаем разобраться вместе, чем хорош и чем плох жидкотопливный котел отопления (ЖТКО) и в каком случае его установка в отечественных условиях себя оправдывает.

На каких видах жидкого топлива работают жидкотопливные теплогенераторы

Бытовые (промышленных это не касается) ЖТКО способны работать на следующих видах топлива:

  • Дизельное топливо - наиболее качественный, но и дорогой вид жидкого топлива. Эксплуатационные затраты при его использовании сравнимы, а при некоторых условиях и выше, чем при отоплении электроэнергией и сжиженным газом.
  • Топливное масло или нефтяное печное топливо - продукт перегонки нефти, схожий с дизтопливом, но получаемый из более тяжёлых фракций. Его теплотворная способность на 15-20% ниже, зато цена почти в два раза меньше. Топливное масло нуждается в более тщательной фильтрации, чем «солярка».
  • Биотопливо - растительные горючие масла, как правило, используются в смеси с дизтопливом или нефтяным маслом. Характеристики растительных масел схожи с нефтяными, стоимость несущественно ниже.
  • «Отработка» - отслужившее техническое смазочное масло, слитое из механизмов. Для автопредприятия, СТО, базы сельхозтехники это находка, ведь топливо ничего не стоит. Частникам редко удаётся найти дешёвый и постоянный источник отработанного масла.

Теплообменники жидкотопливных котлов

Теплообменник - устройство, в котором происходит сгорание топлива и нагрев теплоносителя. В современных котлах он имеет развитое оребрение, позволяющее отбирать максимальное количество тепла в процессе горения. Появились и конденсационные ЖТКО с дополнительной секцией теплообменника, позволяющей утилизировать вторичное тепло отходящих газов. Циркуляция теплоносителя организована по принципу «водяной рубашки».

Теплообменники могут быть изготовлены из чугуна либо стали. Чугунные дороги, тяжелы, боятся термических и механических ударов, зато при аккуратном обращении очень долговечны, служат не менее полувека.

Даже стальные теплообменники жидкотопливных котлов весьма тяжелы, не говоря уж о чугунных, поэтому ЖТКО выпускаются только в напольном исполнении.

Существуют и комбинированные теплообменники из чугуна и стали

Вентиляторные горелки и управление ими

  • Горелка для жидкого топлива имеет встроенные насос и вентилятор. Первый всасывает из бака топливо, впрыскивает под давлением и распыляет его в теплообменнике, второй принудительно подаёт воздух в дозированном количестве, необходимом для горения. Наличие вентилятора заодно повышает эффективность дымоудаления. Жидкотопливная горелка - сложное и недешёвое устройство, чувствительное к качеству топлива. Установка предварительных фильтров и их своевременная замена для его очистки обязательна. Простые и дешёвые горелки могут работать только на максимальном режиме, более совершенные имеют 2-3 ступени мощности. Это способствует снижению потребления топлива и увеличению срока службы оборудования.

Большинство горелок работает на относительно лёгких видах топлива: дизельном, нефтяном масле, биотопливе. Но существуют и горелки с предварительным подогревом топлива для более густого и менее горючего отработанного технического масла, а также универсальные, способные эффективно сжигать все виды. Горелки для «отработки» и универсальные стоят ощутимо дороже обычных.

Универсальная горелка, способная работать на отработанном масле.

  • Автоматика управления современных ЖТКО согласовывает работу горелки с системой отопления в целом, позволяет добиваться экономного расхода топлива и оптимального теплового режима, ничем не уступающего по комфортности газовому и электрическому отоплению. При наличии качественного топлива оборудование работает полностью автономно, многие теплогенераторы могут быть встроены в систему «умный дом», управляться дистанционно.

Вентиляторная горелка распыляет топливо в камере сгорания теплообменника под давлением, воздух также нагнетается

Типы жидкотопливных котлов

О различии горелок по типу топлива мы уже упомянули, о наличии разных ступеней мощности тоже. Пару слов о форм-факторе котлов: горелка может располагаться внутри корпуса теплогенератора либо снаружи. Во втором варианте она является легкосъёмной и может быть за пару часов заменена на газовую. Ещё пару десятков лет назад универсальные теплогенераторы газ/жидкое топливо считались рациональным выбором. Но сегодня, когда появилось конденсационное газовое оборудование с модулируемыми горелками, а универсальные котлы из-за невозможности изменения конструкции теплообменника существенно уступают им по КПД, двухтопливное решение уже нельзя назвать актуальным.

По возможности нагрева воды для горячего водоснабжения ЖТКО делятся на:

  • Одноконтурные, имеют только контур для нагрева теплоносителя.
  • Двухконтурные с проточным нагревателем, горячая вода проходит непосредственно через выделенную секцию водяной рубашки.
  • Двухконтурные со встроенным бойлером.

На заметку: дороже обойдётся, но даст наиболее комфортное горячее водоснабжение установка пары одноконтурный котёл + накопительный водонагреватель косвенного нагрева (бойлер) литров на 100-150.

Сколько топлива потребляет ЖТКО и насколько это дорого

Производители зачастую «стесняются» указывать «аппетиты» своих теплогенераторов. Но мы сможем прикинуть приблизительный расход топлива для жидкотопливного котла отопления самостоятельно. На максимальном режиме горелка потребляет количество дизтоплива, примерно равное её мощности, делённой на 10. То есть, котёл (горелка, если точнее) 20 кВт «скушает» 2 литра «солярки» за час непрерывной работы или 48 в сутки. 20 кВт - этого вполне достаточно для дома площадью 200 м2 в климатических условиях Центральной России. Итак, примем, что 3 месяца в году котёл работает с нагрузкой 75% от максимальной, 3 месяца - 50% и ещё 3 - 25%. Итого получаем 6480 литров за отопительный сезон. Добавим 10% на горячее водоснабжение, получим 7 128 литров или 7,1 м3. Топливного масла потребуется больше, 8,550 литров или 8,5 м3. Нужно понимать, что это очень усреднённые данные, они не учитывают ни уровень исполнения самого котла, ни степень утепления дома. Эффективно теплоизолировав здание снаружи, расход топлива можно уменьшить раза в два, а перейдя на низкотемпературный режим - ещё на четверть.

Про цену топлива говорить не будем, она постоянно меняется и зависит от региона. Чтобы точно просчитать эксплуатационные расходы, нужно найти местных оптовых поставщиков и узнать, в какую сумму обойдётся загрузка того или иного вида топлива в хранилище с учётом транспортных расходов. К слову, в отличие от «солярки», топливное масло не везде и не всегда можно приобрести.

На заметку: в эксплуатационные расходы также следует включить цену замены фильтров, хотя это и несопоставимо меньше самого топлива.

Где и как хранить топливо

Не всегда потребители учитывают необходимость строительства топливохранилища при выборе теплогенератора, а продавцы оборудования им об этом тактично не напоминают. «Солярку» в канистрах не навозишься, к тому же покупать оптом значительно дешевле. Оптом - это значит бензовозом. Самый маленький - на шасси «Газели», вместимость его цистерны - 1,3 м3. Следующий - шасси ГАЗ 3309, он привезёт 4,9 м3. Далее имеются 6,2, 6,5, 6,8 м3 и так далее, максимум 15,8 м3. В стоимости топлива немалую долю «тянут» транспортные расходы, поэтому возить по полцистерны невыгодно. Исходя из этого и сезонной доступности проезда тяжёлого автотранспорта вместимость топливохранилища рекомендуется принимать в пределах 0,25-1 годовой потребности и не меньше доступной в регионе автоцистерны.

Строительные и противопожарные нормы разрешают хранить в котельной запас топлива всего лишь в 50 л, поэтому вместительное топливохранилище должно быть устроено за пределами дома либо в изолированной от здания противопожарной стеной пристройке с отдельным входом. Закапывать, как часто делали раньше, металлический резервуар (к примеру, списанную цистерну) в землю, не рекомендуем. Грунт промерзает, ёмкость и трубопроводы нужно теплоизолировать, сталь со временем корродирует, осуществлять контроль за герметичностью ёмкости невозможно. А новый, долговечный металлический резервуар весьма дорог.

Существуют полимерные топливные резервуары для размещения в грунте, они не подвержены коррозии, но не столь прочны, как стальные

Для небольшого объекта, каковым является частный жилой дом, рациональнее соорудить отдельное хозяйственное строение или пристройку к дому, где можно будет поддерживать положительную температуру. Ёмкости - стандартные полимерные баки, чаще используют на 1000 л. Они компактны, занимают немного места, имеют все необходимые технологические отверстия для объединения в систему, относительно несложно загружаются и очищаются.

Топливохранилище частного дома на 3 м3 в отапливаемом помещении - удобно и безопасно.

На заметку: следует учитывать, что топливохранилище должно иметь удобный подъезд для спецавтотранспорта.

Плюсы и минусы ЖТКО

Собственно, мы уже упомянули все достоинства и недостатки жидкотопливных котлов, но на всякий случай повторим их:

Плюсы:

  • Высокая степень автоматизации, возможность создавать максимальный тепловой комфорт.
  • Полная автономность от других источников энергии (помимо электроэнергии, но потребности в ней невелики, можно обойтись генератором)

Минусы:

  • Высокие эксплуатационные расходы.
  • Необходимость иметь вместительное топливохранилище, не допускать замерзания его и трубопроводов.
  • Вентиляторные горелки довольно сильно шумят, через стенку хорошо слышна их работа.
  • ЖТКО следует располагать в отдельном помещении с хорошей вентиляцией, желательно никак не связанным с жилыми помещениями - «аромат» дизтоплива неистребим.

Современная котельная на жидком топливе - чистое помещение, вы не увидите в нём луж «соляры» на полу. Но специфический запах топлива всё равно просачивается

Итак, кто же установит в своём доме ЖТКО? Во-первых, тот, у кого нет и в ближайшей перспективе не предвидится прокладка газопровода. Во-вторых, человек не бедный, предпочитающий заплатить больше денег, но получить комфортные условия проживания. В-третьих, тот, в чьём доме отсутствуют достаточные для организации альтернативного отопления электрические мощности, а топить дровишками его не устраивает.

В заключение скажем, что жидкотопливные котлы - довольно сложная техника, требующая профессионального обслуживания. Поэтому установку, подключение и сервисные работы должны проводить специалисты, обладающие соответствующей квалификацией.

Видео: подземный дизельный котел

Жидкое топливо для котлов: стандарты качества и условия хранения

Для жидкотопливных котлов компания «Луч Тепла» рекомендует использовать два вида горючих материалов, которые поддерживают оптимальное горение, но в то же время не причиняют вреда отопительным устройствам. Это - дизтопливо и мазут легких сортов. Они удобны в хранении и в транспортировке, не содержат много золы и серы, а также отличаются невысокой степенью вязкости, что гарантирует удобство сжигания.

Стандарты качества

По зарубежным стандартам все топливо для котлов делится на две категории:

  1. печное (дистиллятное );
  2. остаточное (мазутное ).

Первое добывают путем каталитического и термического крекинга нефтяных продуктов и коксованием остаточного топлива. Порядка 60 процентов его применяется для обогрева различных зданий с автономными системами отопления. В США его еще называют форсуночным, во Франции - легким, в Великобритании - бытовым. Однако именовать печное топливо дизельным некорректно. Дело в том, что по тяжести оно превосходит дизтопливо в несколько раз (по фракционному составу). Но для теплообеспечения пригодны оба.

Исходя из ГОСТа 305 / 82, дизельное топливо подразделяется на:

  • А (арктическое );
  • З (зимнее );
  • Л (летнее ).

Кроме того, учитывается содержание серы. Все эти сведения выводятся в обозначении марки. Помимо этого, также важна температура застывания и вспышки. К примеру, летнее горючее маркируется как Л / 0,2 / 40, где первая цифра - это объем серы, вторая - температура воспламенения. А кодировка З / 0,2 / 35 свидетельствует о том, что это земнее топливо с содержанием серы в объеме 0,2 процента и температурой замерзания минус 35 градусов. Наиболее морозоустойчивой является арктическая марка дизтоплива. Она обозначается как А / 0,4 / 50. Базовое отличие всех указанных марок горючего для жидкотопливных котлов - низкая вязкость. Даже при плюс 20 градусах она достигает от 3 до 6 сСт.

Что касается наличия серы, то за последние годы зарубежный рынок предпочитает котельное топливо с содержанием данного вещества в пределах 0,005 процента по массе. Оно стоит дороже, но гораздо лучше по полноте и чистоте сгорания. Помимо этого, также идеально подходит для котлов конденсационного типа, поскольку уже нет необходимости нейтрализации конденсата. В результате подобное дизтопливо наделяет котельное оборудование такими важными качествами, как:

  • безвредность выбросов в окружающую среду;
  • уменьшение затрат на сервисное техобслуживание отопительного устройства и системы в целом;
  • экономия топлива.

Условия хранения

Жидкое котельное топливо хранится в особых условиях. Это вызвано высокой степенью горючести материала и его небезопасностью для окружающей среды. Поэтому помещается в пластиковые или стальные емкости. Причем первые предпочтительнее вторых, поскольку металлические баки подвержены коррозии и с внешней, и с внутренней стороны.

В то время как пластиковые производятся из специального высокопрочного полиэтилена и могут вмещать от 500 до 5 000 литров топлива. Они соединяются между собой особым креплением (фикспакетами ) и формируют батареи, которые имеют прямой подвод к отопительному котлу. Однако общий объем такого хранилища должен быть в пределах 25 000 литров, не более.

Кроме того, баки бывают двух типов:

  1. одностенные;
  2. двустенные.

Резервуары из пластика с одной стенкой ориентированы на наземную установку. Они располагаются таким образом, чтобы при внезапной утечке все топливо надежно удерживалось и не растекалось. Поэтому предпочтение отдается помещениям с герметичной нижней частью стен и непротекаемым полом. Также допускается использование специальных поддонов. Их суммарный объем должен соответствовать объему баков.

Резервуары из пластика с двумя стенками подобных требований не имеют. Они просто оборудуются приборами контроля утечки дизтоплива, которые монтируются между внешней и внутренней оболочками. Двустенные баки предназначены для подземного размещения и хранения топлива в очень больших объемах - свыше 1 000 литров на каждый резервуар.

При всем этом баки должны соответствовать ряду характеристик и быть:

  • прочными, но в то же время легко адаптируемыми к конкретным условиям (беспрепятственно проходить в любые дверные проемы);
  • устойчивыми к температурным, химическим, механическим, ультрафиолетовым и иным воздействиям;
  • оснащенными различными элементами обвязки.

При размещении в бытовых условиях резервуары для котельного топлива не могут располагаться близ воздуховодных каналов, дымоходов, дымовых труб, над топочными приборами. Также их нельзя монтировать в местах проезда и прохода, на чердаках и крышах офисов, больниц, индивидуальных домостроений, на лестничных клетках (за исключением совмещенного жилья из 2-х квартир). Самый оптимальный вариант - специально обустроенные шкафы, нежилые помещения, котельные, пристройки, закрытые склады.

Качественное отопление собственного дома – один из самых важных вопросов, стоящих перед его хозяином. И при его разрешении очень часто возникает дилемма, какой же отопительный агрегат станет оптимальным в складывающихся условиях. Безусловно, если к дому подведена газовая магистраль, то предпочтение отдаётся – по стоимости эксплуатации такое оборудование равных себе не имеет. Но в том случае, когда подобная возможность отсутствует (газификация населенного пункта в ближайшее время не предполагается) или для ее реализации требуются совершенно «космические» траты (а так нередко случается, когда необходимо выполнить подводку от магистрали к конкретному зданию), приходится невольно искать иные решения.

Одним из решений может стать использование жидкого топлива – чаще всего в этом качестве используется солярка, но возможны варианты с отработанным машинным маслом или мазутом. Такой вариант, безусловно, требует специализированного оборудования, которое необходимо уметь выбрать, и при этом – еще и правильно спрогнозировать эксплуатационные расходы. Поэтому тема сегодняшней публикации: котлы на жидком топливе – принципы работы и расчет расходов топлива.

Кратко – о достоинствах и недостатках жидкотопливного отопительного оборудования

Итак, если отопление требуется «здесь и сейчас», а никакой возможности получить доступ к сетевому газу или организовать постоянный подвоз сжиженного газа не имеется, то рассматривают на дровах или иных типах твердого топлива, электрический обогрев или использование оборудование, работающего на жидких углеводородах. Чем же последнее выделяются в лучшую сторону?

К преимуществам можно отнести следующее:

  • Установка котла на жидком топливе не требует весьма длительных и «нудных» согласительных процедур со сбором документов, составлением и утверждением по инстанциям проекта. В этом можно считать его отличительное достоинство от газового оборудования – хозяева проводят установку «на свой страх и риск». Правда, меры пожарной безопасности здесь еще и похлеще, так что могут быть трения если не с газовиками, так с пожарной инспекцией.
  • Преимущество над твердотопливными котлами – это простота точных регулировок и отсутствие необходимости частого вмешательства в работу котельной. Нет нужды проводить регулярные загрузки дров или угля, без которых не обходятся даже котлы длительного горения.
  • По сравнению с жидкотопливные менее зависимы от «капризов» электросетей. Большинство из них все равно нельзя назвать энергонезависимыми – в схеме присутствуют вентиляторы для нагнетания воздуха, насосы для обеспечения подачи топлива и, часто, электронные блоки управления. Однако эта проблема, при возможных временных перебоях, может решаться установкой блока бесперебойного питания или резервного генератора, года в таких же условиях электрические котлы или иные электронагреватели становятся полностью неработоспособными.

Кроме того, для работы полностью электрического отопления зачастую приходится наращивать мощность на входе в дом, то есть протягивать новые или дополнительные линии, что может стать весьма затратным. Котлы на жидком топливе таких мероприятий не потребуют, но у них есть свои «фишки».

  • Оборудование на жидком топливе в основном отличается весьма приличным коэффициентом полезного действия, сравнимым с аналогичным показателем газовых агрегатов и даже электрических установок или приборов. В особенности это касается современных моделей, в которых организован дополнительный отбор тепла, выделяемого за счет конденсации водяных паров, всегда в немалом количестве образующихся при сгорании любых углеводородов, как газообразных, так и жидких.
  • Большинство котлов, работающих на жидком топливе, отличаются высокой степенью универсальности. По сути, их камера сгорания многофункциональная, и позволяет менять горелки в зависимости от типа применяемого топлива – будь то керосин, солярка, отработка, биотопливо и т.п. Мало того, практически безо всяких серьезных переделок котел со временем может стать и газовым – опять же, только за счет смены горелки. Таким образом, если в просматриваемой перспективе все же намечается прокладка к дому газовой магистрали, то есть необходимо потерпеть пару-тройку лет, то котел подобного типа становится просто «палочкой выручалочкой». Не придётся приобретать и переустанавливать новый агрегат, менять его обвязку «по воде» - достаточно выбрать и установить газовую горелку с унифицированным крепежным фланцевым узлом. Кстати, существуют и многотопливные горелки, например: газ и легкие типы жидкого топлива (солярка).

В развитие темы можно добавить, что подобные унифицированные по креплению горелки для газообразного или жидкого топлива нередко подходят и к определённым линейкам дровяных котлов.

Цены на котлы

котёл на жидком топливе


Однако, не все с жидкотопливными котлами столь «радужно». Недостатки у них тоже серьезные, и их необходимо знать:

  • В первую очередь, стоимость качественного дизельного топлива никак нельзя назвать низкой. А расход при отоплении дома большой пощади, да с учетом длительности отопительного сезона в наших краях, получается немалым. То есть годовые затраты на отопление будут далеко не всем по карману.
  • Необходимо создать условия для хранения большого объема топлива. Если присовокупить сюда его пожароопасность, то задача выглядит тем более сложной. Кроме того, при низких температурах солярка в трубопроводах, да и в самой емкости, может начать густеть, «прихватываться» морозом, а это означает необходимость термоизоляции хранилища и магистрали от него к котлу. Поэтому баки под топливо очень часто стараются расположить непосредственно в котельной, что потребует помещения немалой площади (учитывая и вполне «впечатляющие» размеры и самого котла).

  • Нефтепродукты всегда имеют специфический запах, и отравлять им атмосферу в комнатах никто не захочет. Стало быть, и речи идти не может о размещении оборудования в жилой зоне или в соседствующих помещениях, не имеющих герметичных перегородок или дверей. Получается, что оптимальным решением будет строительство выделенной котельной.
  • К аналогичному выводу подводит и другое обстоятельство – работа жидкотопливного отопительного оборудования обычно весьма шумная.
  • В отличие от газа, нефтепродукты при сгорании выделяют немалое количество копоти и мелкой сажи, которая довольно быстро начинает забивать теплообменники котла и дымоходную систему. Стало быть, профилактические работы по чистке котла придётся проводить значительно чаще.
  • Жидкое топливо чаще всего требует предварительной очистки (фильтрации) и подогрева. Это усложняет устройство котла, нередко требует дополнительных расходов на сменные фильтрующие элементы.
  • Считается, что не имеет никакого смысла приобретать котел, работающий на жидком топливе, для отопления небольшого (скажем, до 100 м²) дома. Разумнее будет поискать другое приемлемое решение.
  • Стоимость котлов подобного типа или сменных горелок к ним – весьма высока.

Принцип устройства и действия котлов на жидком топливе

Если говорить о конструкции самого котла, как водонагревателя, выведя «за скобки» аппаратуру сжигания топлива, то его конструкция ничем особым, как правило, и не отличается.


Агрегат обычно заключается в металлический корпус (поз. 1), под которым скрыт слой надежной термоизоляции (поз. 2) (как правило, это базальтовая вата), полностью покрывающий всю «начинку». Благодаря этому, выработанное тепло расходуется наиболее рационально, не тратится на ненужный нагрев окружающего воздуха, а поверхность котла не будет накаляться до опасных температур.

Внутренняя компоновка может сильно отличаться в различных моделях, тем более – у разных производителей, но принцип от этого не меняется.

Процесс сжигания топлива (неважно, какого) в таких агрегатах проходит в специальной камере сгорания (поз. 3). Она заключена в теплообменную «водяную рубашку» (поз. 4), по которой циркулирует теплоноситель.

Кстати, активный теплообмен происходит не только в этой камере. Раскалённые продукты сгорания топлива проходят через трубчатый или пластинчатый теплообменник, расположенный выше (поз. 6), где на пути к дымоходу (поз. 7) также отдают нагрев теплоносителю.

Теплообменники в котлах, работающих на жидком топливе, могут быть чугунными (из обычного или пластичного чугуна) или стальными.


Чугунные значительно массивнее, инертнее при разогреве и при отдаче тепла, не боятся коррозии. Но уязвимым местом этого металла является хрупкость, причем как механическая, так и термическая. Поэтому котлы с чугунными теплообменниками необходимо правильно обвязывать (с созданием малого контура) и эксплуатировать, особенно в период пуска первичного разогрева. При соблюдении правил эксплуатации чугунный теплообменник может прослужить 50 и более лет.

Сталь резких перепадов температур не боится, но прогорает значительно быстрее, и, как ни крути, подвержена коррозии. Срок службы стальных теплообменников – не столь значителен, как чугунных, и ограничивается обычно 15÷20 годами.

В некоторых моделях предусмотрена еще и конденсационная ступень теплообмена, где энергетический потенциал дополнительно отбирается за счет конденсации водяных паров, являющихся обязательной составляющей продуктов сгорания любого органического топлива.


Разогретый в котле теплоноситель уходит через патрубок (поз. 8) в основной контур системы отопления дома. Возврат осуществляется по трубе «обратки», патрубка которой на данной схеме не видно (он расположен внизу сзади).

Всеми перечисленными выше элементами котел практически не отличается от своих «собратьев», работающих на газе или твердом топливе. Мало того, как уже говорилось, помимо агрегатов, рассчитанных именно на солярку или иное жидкое топливо, получили широкое распространение универсальные котлы, в которых камера сгорания имеет горловину с системой креплений, куда может устанавливаться нужная горелка – газовая, пеллетная или жидкотопливная.


Таким образом, основным узлом, отличающим котел, работающий на жидком топливе, ото всех остальных, является его «сердце», то есть специальная горелка (поз. 5), обеспечивающая смешивание горючего с воздухом, дозировку смеси при подаче на форсунки, воспламенение, управление пламенем, необходимые регулировки и другие функции.

Цены на твердотопливные котлы

твердотопливные котлы


Дизельная (или иная жидкотопливная) горелка – это весьма сложный прибор, разобраться в устройстве которого неспециалисту – весьма затруднительно. По большому счету, в этом и нет особой нужды, тем более что горелки разных производителей могут серьезно отличаться своими технологическими особенностями. Но базовую структуру этого самого главного элемента жидкотопливного котла знать все же необходимо.

На иллюстрации представлены одна из горелок в разрезе, с указанием ее деталей и узлов. А ниже будут вкратце рассмотрены ее основные элементы.


Итак, основными конструктивными элементами жидкотопливных горелок можно считать:

  • Вентилятор, обеспечивающий нагнетание воздуха, необходимого для формирования факела горючей смеси и для полного сгорания жидкого топлива. Вентилятор оснащен собственным электроприводом.
  • Топливный насос, который должен обеспечить подачу солярки из бака к горелке по магистрали, создавая при этом требуемое давление.
  • Блок подготовки топлива, который обычно включает фильтр для очистки от примесей взвесей, и узел подогрева, что особенно важно в период сильных холодов. Солярка (или иное топливо) должны подаваться на смешение с воздухом при определенной температуре – так обеспечивается полноценное сгорание смеси. Нагрев может осуществляться ТЭНом, имеющим собственную систему регулировки. Практикуется и косвенный нагрев, когда топливопроводная труба получает нагрев от работающего котла за счет продуманной конфигурации ее расположения.
  • Форсунка с соплами, которая обеспечивает смешивание и распыление смеси топлива и воздуха, по сути, формирует факел, обеспечивает его воспламенение и поддержание стабильного горения в ходе работы котла. Около форсунки в обязательно порядке находится запальное устройство, автоматически срабатывающее при пуске котла.
  • Дозирование подачи воздуха и солярки на форсунки производится за счет воздушной заслонки и топливного регулятора, которые управляются сервоприводами, связанными с блоком управления горелки. Стабильность процесса горения факела обеспечивается и регулятором вторичного воздуха, подаваемого в камеру сгорания.

  • Безусловно, любая современная горелка оснащена электронным блоком контроля и управления. Имеется термостатический регулятор, которым задаётся необходимый температурный режим работы. За наличием пламени в камере следит специальный фотодатчик. Особые приборы постоянно контролируют степень дожига топлива и содержание сажи и вредных соединений в продуктах сгорания. Предусмотрено несколько степеней защиты от нештатной работы оборудования. Система управления горелки обычно связывается с блоком управления самого котла – предусмотрены специальные разъемы для сигнального кабеля.
  • Горелка в обязательном порядке имеет фланец, посредством которого закрепляется в горловине камеры сгорания котла.

Итак, горелка – это довольно сложный «организм», поэтому была рассмотрена лишь поверхностно. Лезть самостоятельно в нее, выходя за установленные производителем рамки возможного вмешательства (регулировки, очистки, профилактики, оговоренной в паспорте изделия) – не рекомендуется, так как неосторожными действиями вполне можно вывести сложную механику и электронику из строя и привести в негодность всю горелку в целом.

Ознакомьтесь с изготовлением и монтажем своими руками , из нашей новой статьи на нашем портале.

Что необходимо оценивать при выборе котла, работающего на жидком топливе

Если обстоятельства складываются так, что дизельный котел становится единственной разумной альтернативой, то необходимо суметь правильно подобрать оптимальную модель.

  • Котлы различаются по типу исполнения. Большинство из них предназначены для стационарной установки на полу. Однако, можно встретить и компактные импортные модели настенного исполнения. То есть при выборе необходимо руководствовать имеющимися возможностями размещения прибора – где и какое ему может быть выделено место.

Впрочем, навесные жидкотопливные котлы встречаются нечасто, особой популярностью не пользуются, и в основном все останавливают свой выбор на напольных моделях. А раз так, то важным моментом являются и габариты котла, и его масса – для некоторых моделей придется, возможно, укреплять поверхность пола перед установкой, расширять дверной проем для заноса оборудования в котельную.

  • Тепловая мощность котла должна удовлетворять нуждам создаваемой системы отопления. Этот параметр, кстати, очень тесно связанный и с расходом жидкого топлива, мы рассмотрим чуть ниже и подробнее.
  • Неважно, встроенная или съемная используется горелка, следует обратить внимание на количество режимов ее работы (по мощности). Так, они бывают одноступенчатыми, двухступенчатыми, трехступенчатыми и даже работающими по принципу модуляции пламени в зависимости от изменения окружающих условий. Чем больше ступеней, тем точнее можно отрегулировать работу котла, тем меньше станет циклов запуска и остановки, тем ниже расход топлива. Правда, пропорционально количеству ступеней растет и стоимость оборудования.

  • Безусловно, при приобретении котла или горелки требуется заранее знать, какой же тип жидкого топлива будет использоваться. Подавляющее большинство потребителей отдаёт предпочтение солярке – значит, именно дизельное топливо должно быть указано в паспорте изделия.

Горелки на отработанном масле бывают рентабельны на автопредприятиях, где этого «добра» бывает в избытке и практически бесплатно. Мазут также не пользуется спросом у частников, несмотря на не столь высокую, как у солярки, цену. За биотопливом, надо полагать, большое будущее, но пока еще оно в наших краях воспринимается на уровне «экзотики».

Что такое биотопливо и как его получают самостоятельно?

Многие технические сельскохозяйственные культуры, отходы пищевого производства и деревообработки содержат масла и другие органические соединения, которые после соответствующей обработки можно превратить во вполне полноценное топливо, схожее с дизельным. В чем заключается процесс переработки, и можно ли получить – читайте в специальной статье нашего портала.

Кстати, чем дешевле топливо, тем ниже его теплотворные способности, и тем выше стоимость горелки или котла, предназначенный для работы с его использованием.

И еще – существуют и такие горелки, которые могут работать с разными типами топлива. Универсальность – дело, конечно, хорошее, но вот только не особо хвалят такие приборы, в том числе за слишком завышенную цену, за низкую надёжность и явное снижение КПД. Так что делайте выбор сами…

  • Котел может быть одноконтурным, то есть работать только на подогрев теплоносителя для системы отопления, или двухконтурным, в котором имеется дополнительный теплообменник для горячего водоснабжения.

Надо сказать, что котлы на жидком топливе обычно отличаются немалой мощностью, и к ним лучше завязать бойлер косвенного нагрева – так работа оборудования будет более «плавной», без частых включений-выключений горелки. А потребность в горячей воде будет обеспечена в полной мере, так как ГВС будет организовано по аккумулирующему принципу: всегда необходимый запас – к услугам хозяев.

Никто не запрещает приобретать двухконтурный дизельный котел, но это лишние затраты и дополнительные «уязвимые места» в самом оборудовании, снижающие его долговечность.


  • Система обеспечения безопасности и управления котла (или дизельной горелки) – один из ключевых критериев выбора оборудования. Встроенные позволяют задавать необходимый температурный режим системы отопления – по достижению требуемого порога котел будет переведен на минимальное потребление. В более современных моделях датчики реагируют не только на предустановленные параметры температуры теплоносителя - они оценивают изменение внешних условий, а автоматика вырабатывает наиболее рациональный режим работы котла.

Специальный электронный контроллер способен регулировать и другие параметры – приток воздуха и горючего для создания топливной смеси, требуемый уровень подогрева солярки, наличие пламени и стабильность факела и другие.

Важнейшей задачей автоматики является обеспечение безопасности эксплуатации оборудования. Так, блок управления должен реагировать на перегрев тех или иных узлов горелки, избыточность или недостаточность давления в трубопроводах питания, на отсутствие или недостаточность тяги, говорящей о необходимости чистки теплообменника и (или) дымоходных каналов, на самозатухание факела, являющееся признаком засорения форсунок, на отсутствие теплоносителя в водяном контуре. Многие современные модели оснащены, помимо этого, системой самодиагностики, и в случае появления каких-либо нарушений или сбоев, на дисплее прибора появляется соответствующая индикация.

Кстати, котлы, работающие на жидком топливе и имеющие современные модули управления, отлично вписываются в концепцию «умного дома», и ими можно управлять дистанционно по различным каналам связи, в том числе IP и JSM.

  • Раз встал вопрос о приобретении кола на жидком топливе, то сразу, вероятно, следует продумать и проблему складирования запасов этого самого топлива.

В настоящее время предлагается немало вариантов вместительных баков, выполненных из металла или прочного пластика, устойчивого к воздействию нефтепродуктов. Пластиковый вариант, наверное, сморится предпочтительнее.

Ассортимент таких емкостей – немал, и различаются они и по форме, и по объему. Безусловно, самым разумным решением станет приобретение бака, в который можно залить запас на весь отопительный сезон, но это – как у кого позволяет место и финансы. В принципе, в продаже есть далее совсем небольшие емкости, рассчитанные на суточное потребление, но вот только об удобстве такого подхода говорить уже не приходится.

На схеме нижа показан один из вариантов бака в стандартной комплектации:

1 – корпус из прочного пластика, изготавливаемый по бесшовной технологии ротформовки. Наличие ребер жесткости и особая конфигурация корпуса обеспечивают его прочность, устойчивость как к внешним воздействиям, так и к давлению жидкости изнутри.

2 – заливная горловина, герметично закручивающаяся после заполнения емкости.

3 – дренажный кран, позволяющий сливать оставшийся осадок после выработки всего запаса горючего перед очередной заправкой.

4 – необходимый комплект фитингов – для монтажа топливных магистралей и других узлов обвязки бака.

5 – датчик топлива, механический, поплавкового типа – дает информацию о наличии и количестве топлива в емкости.

6 – топливозаборник со шлангом (длина шланга обеспечивает забор топлива по всей высоте емкости). Всасывающий конец шланга оснащен поплавком, что позволяет всегда производить забот топлива с его поверхности, то есть в самом чистом виде.

7 – так называемый «дыхательный клапан», необходимый для сброса избыточных паров топлива в атмосферу. Обычно устанавливается в стволе вентиляционного канала, а с баком связан специальным дюймовым трубопроводом.

8 – набор труб (медных или полимерных) для организации системы подачи топлива от бака к горелке. В ряде случаев, когда этого требует конструкция котла или горелки, организуется и обратный поток. Невыработанное, излишнее горючее возвращается по нему в емкость.

9 – топливный фильтр. Устанавливается опционально, только в том случае, если фильтрация топлива не предусмотрена в конструкции самой горелки.

Установить такой бак по силам двум человекам – ничего сложного в его обвязке не видится. Срок службы такого полимерного хранилища оценивается в 50 лет.

А вот какой объем бака нужен? Как уже говорилось, целесообразнее всего запасаться на зиму сразу – это и дешевле выйдет, и исключаются вероятности неприятных моментов, когда горючее на исходе, а возможности его подвоза (по тем же погодным условиям) в данный момент нет. В крайнем случае можно создавать запасы с расчётом на один или пару месяцев автономной работы. А вот приобретать емкости с заправкой на неделю-другую – совершенно непрактично.

Вот о мощности котла и необходимых запасах топлива — как раз и поговорим в следующем разделе публикации.

Мощность котла и предполагаемый расход жидкого топлива

Эти две величины, безусловно, тесно взаимосвязаны – чем больше мощность отопительного оборудования, тем выше потребление топлива, вне зависимости от его вида. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Необходимая мощность котла для полноценного отопления дома

Начнем с необходимой мощности, которая полностью обеспечит потребности системы отопления.

Очень часто к подобным расчетам подходят следующим образом – принимают, что для отопления дома с высотой потолков в помещениях до 3 метров и с хорошей степенью термоизоляции строительных конструкций необходимо 100 Ватт тепловой энергии на каждый квадратный метр площади. Или, иначе говоря:

1 кВт → 10 м²

Очень удобно для расчетов. Так, сразу можно прикинуть, например, что для дома с общей площадью отапливаемых помещений, например,150 м², потребуется 15 кВт тепловой энергии. То есть приобретаемый котел по своим паспортным данным должен обеспечивать такую мощность, с небольшим эксплуатационным запасом.

Кстати, для котлов, работающих на жидком топливе, большой запас мощности закладывать не рекомендуется – это и лишние расходы, и неэффективная работа оборудования, ведущая к его быстрому износу. При выборе конкретной модели желательно ограничиваться запасом в 10, максимум 15%, если подобную возможность предоставляет ассортимент выставленных в продаже моделей. Получается, что для нашего примера будет достаточно котла, обеспечивающего тепловую мощность в 16,5 ÷ 17 кВт.

Однако, предложенный метод все же не отличается высокой точностью. Согласитесь, подходить с одними мерками к северным и южным регионам страны – довольно странно. Кроме того, в немалой степени потребность в тепле зависит и от особенностей самого дома.

Поэтому предлагаем читателю воспользоваться более точным алгоритмом расчета, который учитывает целый ряд критериев, зависящих как от места расположения здания, так и от его конструкции. Эта методика очень подробно изложена в одной из специальных статей портала.

Как точно определить необходимую мощность для системы отопления?

Не особо сложная, но довольно точная методика расчета с приложением онлайн-калькулятора показана в статье, посвященной . И хотя у нас тема статьи жидкое топливо, именно этот этап вычислений – полностью идентичный, независимо от типа котла или иного обогревателя. Пройдите по ссылке – и алгоритм расчёта откроется в новой вкладке браузера.

Итак, если вы воспользуетесь предложенным алгоритмом и проведете собственный расчет, то у вас получится определенное суммарное значение, показывающее, какое количество тепла требуется, чтобы поддерживать в доме комфортный микроклимат в самых неблагоприятных условиях, например, на пике зимних морозов.

Для чего это значение нам нужно?

  • Прежде всего, мы задавались целью определиться, какой мощности котел нас устроит. Как уже говорилось, оптимальным станет тот, у которого паспортная мощность выше расчетной на 10÷15 процентов.
  • Так как расчет велся по каждому помещению в отдельности, полученная информация наглядно покажет, какая схема расстановки радиаторов (или иных приборов теплообмена) по комнатам станет оптимальной. Так что созданную табличку не надо торопиться выбрасывать.

Правильный подбор радиаторов по тепловой мощности – важная задача!

Каждый радиатор или конвектор обладает определённой мощностью тепловой отдачи при выбранном температурном режиме системы отопления. Стало быть, их выбор и расстановка по комнатам делятся не наугад, а также в соответствии с теплотехническими расчетами. Правильно определиться с поможет специальный онлайн-калькулятор – к нему ведет рекомендуемая ссылка.

  • И, наконец, именно это значение (а не показатель паспортной мощности оборудования!) и станет отправной точкой для расчетов потребления жидкого топлива для нужд отопления.

Обратите внимание – полученное значение может достаточно серьезно отличаться от того, что было бы получено при использовании соотношения «100 ватт на квадратный метр». Причем, эта разница может быть как в одну, так и в другую сторону – очень многое зависит от климатических условий региона, особенностей самого здания и каждого помещения в нем.

Прогнозирование потребления жидкого топлива для отопления дома

Итак, нам стала известна величина суммарной тепловой мощности, которая необходима нашей системе отопления в самых неблагоприятных условиях. Исходя из нее можно просчитать, какое количество топлива потребуется для выработки такого количества тепла.

Есть стандартная формула, которая лежит в основе подобных расчетов:

W = V × H × η

В формуле буквенными символами обозначены следующие физические величины:

W – тепловая мощность, та самая, которая была получена на предыдущем этапе расчетов.

V – объем или весовой эквивалент топлива, необходимое для получения требуемого количество тепла.

Н – теплотворная способность выбранного вида топлива, то есть количество тепла, выделяемое при сжигании единицы массы или объема (в зависимости от выбранных исходных величин)

η – коэффициент полезного действия котла (КПД). Понятно, что часть выработанной энергии, хочешь не хочешь, но расходуется, так сказать, не по назначению – уходит на прогрев окружающего воздуха или просто буквально вылетает в трубу вместе с продуктами сгорания. Чем выше КПД, тем эффективнее оборудование, и тем рациональнее используется энергоноситель (топливо). Кстати, это еще один важный критерий выбора котла.

Так как нас в большей мере интересует именно расход топлива, формулу представим в несколько ином виде:

V = W / (H × η)

Что из этих величин нам известно?

  • Мощность мы уже рассчитали (опять же, не путайте ее с паспортной мощностью котла – это несколько разные показатели). Но следует сделать одно важное замечание. Как уже не раз говорилось, полученное значение показывает ту мощность, которая потребуется, так сказать, в самых экстремальных условиях – это хорошо видно из тех исходных данных, которые использовались при проведении расчета. На деле же в таком режиме система отопления будет функционировать весьма ограниченное время.

Если брать в масштабах отопительного периода, с учетом осеннего и весеннего «межсезонья», с учетом нормальных, не экстремально низких, зимних температур, памятуя еще о том, что нередко морозные дни чередуются с весьма продолжительными оттепелями, то получается, что рассчитанную мощность брать в «чистом виде» не имеет смысла. Хорошо отлаженная система отопления, оснащенная термостатическим регулированием общего контура, а нередко еще – и каждого радиатора в отдельности, «возьмет» столько тепла, сколько требуется. То есть котел «на полную» работать если и будет, то буквально считанные дни. Поэтому, как показывает практика, не станет большой ошибкой отталкиваться от примерно 60÷65 % потребной мощности.

  • Коэффициент полезного действия – указан в паспорте оборудования. Иногда в документации указывается два показателя – для низшей температуры сгорания (Hi) и для высшей, с учетом отбора тепла за счет конденсации пара (Hs). Для более достоверных расчетов, чтобы не наделять свое оборудование совсем уж «волшебными качествами», рекомендуется оперировать значением КПД для Hi.
  • Наконец, теплота сгорания топлива. Для разных типов жидкого топлива она своя. Обычно в справочниках фигурирует значение, выраженное в МДж/кг. Однако, удобнее будет все же пользоваться более привычными ваттами, так как именно в киловаттах указывается мощность отопительного оборудования. Перевести несложно: 1 мегаджоуль примерно равен 0,28 киловатт-часа.

Кроме того, так как хозяева обычно оценивают емкости необходимых баков, целесообразно будет перевести вес топлива в его объёмный эквивалент, зная средние значения плотности. Все это уже проделано – и необходимые данные размещены в таблице ниже.

Тип жидкого топлива Теплота сгорания топлива Плотность, кг/дм ³
МДж/кг кВт/кг кВт/литр (дм³)
дизельное топливо 42.8 11.9 9.88 0.83
керосин 43.5 12.1 9.68 0.8
мазут 39.5 10.9 10.36 0.95
масляная отработка 35 9.7 8.83 0.91
биотопливо (биодизель) 37.5 10.4 9.57 0.92

Очень удобно складывается – сжигание одного литра солярки дает примерно 10 кВт тепловой энергии, что позволяет выполнить приблизительные прикидки даже просто в уме.

Тем не менее, чтобы провести вычисления более точно, с учетом всего того, что сказано выше при рассмотрении формулы, предлагаем воспользоваться расположенным ниже онлайн-калькулятором.

Цены на жидкотопливный котел DanVex

жидкотопливный котел DanVex