Печная труба        29.03.2023   

 .

ОБРАЗ НАРОДНОГО ГЕРОЯ В ПОЭМЕ А. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

Поэма Александра Твардовского «Василии Теркин» - книга для всех ее можно читать в любом возрасте, в минуты радости и | печали, тревожась о будущем дне или беззаботно предаваясь душевному покою.

Я мечтал о сущем чуде, Чтоб от выдумки моей На воине живущим людям Было, может быть теплей. - писал автор И чудо действительно произошло О главном герое произведения заговорили как о реальном человеке, однополчанине, поэтические строчки растаскивались по солдатским листовкам, бесконечно цитировались во фронтовых письмах, заучивались наизусть сходу, при первом прочтении Поэма, конечно, была в высшей степени злободневной, но эта та злободневность, которая перешла в долгодневность.

«Летопись не летопись, хроника не хроника, а именно «книга», живая, подвижная, свободная по форме книга, неотрывная от реального дела»,- так Твардовский сказал о поэме «Живая книга» - это лучшее определение оно означает, что произведение порождено жизнью, создано для жизни и наделено собственным бытием, независимым от воли создателя.

Заметим, что поэт ни к чьим вкусам специально не приспосабливался Секрет популярности в том, что его «книга про бойца» выразила глубинные потаенные основы русского характера, и выразила их смело, броско, до гениальности просто.

Теркин - кто же он такой?.

Скажем откровенно.

Просто парень сам собой.

Он обыкновенный.

«Обыкновенный», «из запаса рядовой», «добрый малый», «труженик-солдат», «большой любитель жить» А в итоге - «святой и грешный, русский чудо-человек» И в этом выводе противоречия нет Если одним словом попытаться определить главное в образе Василия Теркина - то это слово будет нормальность, то есть душевное здоровье, уравновешенность, чувство меры. Л Толстой и Ф М Достоевский, как и вся литературная классика, приучили читателя к героям раздваивающимся, находящимся в состоянии сложных душевных переживаний, занятых поисками истины На их фоне человек, живущий естественной жизнью, «привычками бытия» (А С Пушкин), кажется примитивным К тому же о какой нормальности можно говорить в XX веке - веке катастроф, кровавых революции и мировых войн?.

Читая поэму Твардовского, убеждаешься можно Нормальность - это нравственная и физическая стойкость, духовная высота, которые помогают выстоять, выдержать, сохранить свое «я» в те роковые периоды истории, когда, кажется, распад личности неминуем.

О Теркине можно сказать многое трудолюбив и терпелив, так как война для него - прежде всего тяжкая работа а, неистощим на выдумки и вместе с тем достаточно трезв в оценке себя и других, жизнелюбив, но без излишнего бодрячества, коллективист по природе, но знаком с одиночеством, удал и смел, но не безрассуден А главное - он талантлив талантливо воюет («Поединок», «Бои в болоте») и талантливо рассказывает («Отдых Теркина», «Теркин пишет»), и даже в бане моется тоже талантливо («В бане»).

Теркин-теткин, елки-палки, .

Сыпь еще назло врагу.

Слышится во время боя за «населенный пункт Борки».

Не могу Таланта жалко.

До бомбежки берегу,.

Отвечает герой.

Талант противопоставлен здесь бахвальству («Русской ложкой деревянной // Восемь фрицев уложил!») и удаче, на постоянство которой нельзя надеяться Бой за маленькую деревушку может быть не менее суров и значим, чем за Ростов или Харьков И талант бойца в том, чтобы понять эту горькую истину воины, выдержать и воду- «по колено», и грязь - «по грудь», помнить о всеобщем долге и всеобщем равенстве перед жизнью и смертью.

Бой иной. пора иная, Жить одна и смерть одна.

Особенно ярко характер Василия Теркина раскрывается в ситуациях, пограничных между жизнью и смертью К ним относится знаменитая переправа.

Кому память, кому слава, Кому темная вода.

Перевоз через реку ассоциируется с перевозом с одного берега жизни на другой, потому и битва на переправе становится битвой за жизнь на земле, приобретает значение грандиозного символа. Теркин - воплощение не только храбрости и героизма. Он выражает еще и народную совесть, присутствие которой в поэме ощущается остро и пронзительно. Неоднократно, даже в минуты победоносного наступления, на глаза солдата набегают слезы. За ними стоит многое: позор отступления, зрелище оставленной разоренной родной земли и, конечно, чувство вины перед погибшими. В жизни часто случается: самая большая радость сопровождается грустью, если эта радость досталась большой ценой. Цена же нашей победы над фашизмом общеизвестна..

И еще одна особенность поэмы Твардовского. Говоря о главном герое, мы всегда подчеркиваем его типичность. Это значит, что собирательность образа, его обобщенность находят выражение через индивидуальность, неповторимую личность, которую нельзя спутать с другими. Так и Василий Теркин предстает перед читателями в психологической полноте, бытовой конкретности и национально-исторической обобщенности. Он не аллегория, не схема, а характер - «живой, как жизнь»:.

Тот, который.

На войне лихой солдат,.

На гулянке гость не лишний,.

На работе - хоть куда....

«Книга про бойца» Твардовского - постоянный и горячий диалог автора (а значит, и героя) с читателем:.

Бился ль ты в горах Кавказа,.

Или пал за Сталинград,.

Мой земляк, ровесник, брат... «Друг-товарищ», «брат», «братья», «братцы»... Конечно, с такими словами писатель обращается прежде всего к воинам-фронтовикам - псковским, елецким, тамбовским, смоленским... Но он обращается также и к их друзьям, матерям, женам, невестам. «А из кого же еще, как не из них всех состоял» народ, победивший в войне? Каждый мог стать и был товарищем по оружию, братом по духу, земляком по любви к родине. И это еще раз подтверждает: «Василий Теркин» - «живая книга», она для всех и обо всех..

В поэзии Александра Трифоновича Твардовского нашли наилучшее отражение важнейшие, решающие события в жизни страны. В его произведениях мы видим глубокую реалистичность изображения событий, правдивость созданных поэтом характеров, меткость народного слова. Среди многих его произведений особенно выделяется поэма военных лет «Василий Теркин», в которой автор с яркой художественной выразительностью нарисовал образ настоящего русского богатыря.

Василий Теркин - типичный представитель русского народа, многомиллионной солдатской массы на фронтах Великой Отечественной войны. Он воплотил в себе представления о солдате, которые существовали в русском народе. Создавая своего героя, автор опирался на столь любимые в народе сказки, былины и легенды о смекалистых героях, не унывающих даже в самые трудные минуты. Он - мастер на все руки, всегда готов прийти на помощь. Твардовский, говоря о своем герое, даже использует былинно-сказочные выражения: «Не подвержен Теркин смерти». Василий смело вступает в поединок со смертью, но никогда не выставляет свои подвиги напоказ. Теркин, прежде всего, простой человек, в котором каждый солдат мог узнать себя или своего товарища по оружию. Он стал олицетворением народа:

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек!

Автор не приукрашивал образ Теркина, но и не принижал его достоинств. Он создал народный характер, в котором отразились патриотизм, трудолюбие, стойкость и мужество русского солдата. Его герой скромный, добрый, находчивый, веселый парень, который и на гармони сыграет, и беседу поддержит. Идет он с «шуткой-поговоркой» дорогами войны:

Тем путем идет суровым,

Что и двести лет назад

Проходил с ружьем кремневым

Русский труженик-солдат.

Терпит и холод, и голод.

И ранен он был, но, подлечившись, снова вернулся в строй:

Рвутся мины. Звук знакомый

Отзывается в спине.

Это значит - Теркин дома.

Теркин снова на войне.

Потому что «на войне живут бойцы», война до победного конца - тяжелое, общее дело, главное сейчас в жизни каждого. Поэтому-то многие и восприняли Теркина как конкретного человека, реально существующего и сражающегося в каком-нибудь полку. И случай на переправе, наверное, где-то когда-то происходил, какой-то солдат переплыл под перекрестным огнем ледяную реку, чтобы доставить важное сообщение. И не раз, наверное, находился смельчак, которой последним патроном из трехлинейной винтовки сбивал с колена вражеский самолет, не задумываясь над тем, что совершает геройский поступок. Да и сам автор как бы подводил читателя к этой мысли, говоря, что Теркин «в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе».

Поэма сразу же приобрела широкую популярность. Фронтовики писали поэту о том, что он «с фотографической точностью» передал будни боевой жизни, что пламенный стих поэмы идет вместе с бойцами в атаку. Поэму читали в любых условиях: в окопе, в траншее, на марше, так как видели в ней «энциклопедию фронтовой жизни бойца, в которой затронуты все вопросы его жизни». А герой Твардовского стал настоящим воплощением народной силы, жизнестойкости, патриотизма - черт, присущих каждому русскому солдату.

Занимает важнейшее место уже в силу творческой истории произведения и его героя. Поэма создавалась на протяжении военных лет, появляясь на страницах фронтовых газет, и адресовались ее разрозненные главки непосредственно тем, кто сражался за Родину, кто должен был узнать и узнавал в герое-балагуре Теркине себя, своих товарищей, однополчан… Иными словами, это поэма о народе, обращенная к народу. И народ этот воплощен в центральной фигуре «книги про бойца»: Василий Теркин становится эпическим персонажем, масштаб обобщения достигает у фольклорного размаха.
При этом интересно, какую творческую эволюцию претерпевает этот образ от газетных фельетонов времен войны с Финляндией до «книги про бойца»: если изначально это полусказочный персонаж («Человек он сам собой / Необыкновенный / … / Богатырь, сажень в плечах /… / И врагов на штык берет, / Как снопы на вилы»), то затем замысел Твардовского кардинально меняется. Он задумывает повествование о Родине и о народе, и прежний герой должен стать олицетворением этого народа. Поэтому от исключительности делается резкий поворот к типичности: «Теркин — кто же он такой? / Скажем откровенно: / Просто парень сам собой / Он обыкновенный». Он из тех, что «в каждой роте есть всегда / Да и в каждом взводе», не отмечен внешней исключительностью, но — «герой героем». Образ Теркина прост, человечен и в то же время незауряден, потому что в нем сконцентрированы, со свойственной Твардовскому живостью и яркостью воплощены существенные качества русского народа. Подчеркнутая типичность этого образа побуждает читателя не только поклониться народу в образе его героя, но и увидеть героическое в каждом представителе этого народа, в каждом человеке, с которым бок о бок встречаешь суровые испытания.
Теркин — герой, богатырь. В главе «Поединок», описывая рукопашный бой Теркина с немецким солдатом, автор дает прямые отсылки к былинным временам, к сказаниям о битве на Куликовом поле:

Как на древнем поле боя,
Грудь на грудь, что щит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.

Теркин воплощает в себе, как уже было сказано, народную силу, лучшие народные качества. Что это за качества? Это, конечно, мужество, умение не падать духом в самые тяжелые и страшные минуты. Лежа в болоте под обстрелом, Теркин способен сохранить оптимизм и ободрить своих товарищей: он напоминает, что они на своей земле, что за ними:

Бронебойки, пушки, танки.
Ты, брат, — это батальон.
Полк. Дивизия. А хочешь –
Фронт. Россия! Наконец,
Я скажу тебе короче
И понятней: ты — боец.

Это и чувство юмора, неизменно сопутствующее герою и помогающее в трудную минуту: «Я б сказал, что на курорте / Мы находимся теперь», — шутит Теркин под огнем, лежа в этом сыром болоте, в боях за безвестный «населенный пункт Борки». Это и чувство товарищества, готовность помочь — примеров тому не счесть на протяжении всей поэмы. Это и душевная глубина, способность к глубоким переживаниям — чувство скорби, любви и кровного родства со своей землей и своим народом не раз возникает в душе героя. Это смекалка, мастерство — у Теркина любая работа спорится, словно шутя; в главе «Два солдата» он предстает мастером на все руки — надо ли починить часы или наточить пилу… И наконец, главное качество, присущее нашему герою и в его лице целому народу, — это поразительное жизнелюбие. В главе-притче «Смерть и воин» Теркин побеждает смерть стойкостью, силой духа, силой любви к жизни. А корни этой любви к жизни опять же — в любви к родному краю, к родным людям, к родной стране. Смерть предлагает ему «отдых», но взамен она хочет разлучить его со всем, что ему дорого на земле, — и он противится смерти до конца.
К концу поэмы Теркин «множится» — возникает забавный и очень символичный эпизод встречи и спора двух Теркиных, Василия и Ивана. Спор, конечно, заканчивается примирением: тем лучше, что Теркин не один, что его можно встретить «в каждой роте», а то и «в каждом взводе». Это еще раз подчеркивает естественность и типичность такого героя, его народную сущность. В итоге Теркин становится своеобразным мифом, символом жизнелюбия, мужества и высоких нравственных качеств русского народа. Судьба его больше не зависит от случайностей, как судьба отдельного человека, - он обречен на победу, обречен выстоять во всех испытаниях, потому что он сам — это народ и судьба его — судьба народа.

И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен…

О ком говорит здесь Теркин? О себе? В этих шутливых строчках он отождествляет себя со своим отрядом, со всей русской армией, со всем народом.
Поэтому его образ еще более фольклоризируется, напоминает богатыря или сказочного героя, который с честью проходит три испытания и против которого бессильны козни врагов:

— Видно, бомба или пуля
Не нашлась еще по мне.
Был в бою задет осколком,
Зажило — и столько толку.
Трижды был я окружен,
Трижды — вот он! — вышел вон.

Автор не скрывает того, что создает миф, полуфольклорное повествование, а не просто рассказ о судьбе индивидуального героя; но этот миф становится высшей правдой о русском народе, а вымышленный герой — символом и воплощением народного духа. И судьбой этого героя автор не вправе распоряжаться по собственному усмотрению: «книга без конца», потому что «жалко молодца», объясняет он. Логика судьбы героя теперь другая: это судьба народа и всего лучшего в народе. На войне никто не «заколдован» от смерти, но Теркин — «чудо-богатырь» — должен выжить и победить по законам эпического повествования. По-этому-то

В глубине родной России,
Против ветра, грудь вперед,
По снегам идет Василий
Теркин. Немца бить идет.

Поэма «Василий Теркин» датирована 1941-1945 годами - сложными, страшными и героическими годами борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками. В этом произведении Александр Твардовский создал бессмертный образ простого, советского бойца, защитника Отечества, который стал неким олицетворением глубокого патриотизма и любви к своей Родине.

История создания

Поэма начала писаться в 1941 году. Отдельные отрывки были напечатаны в газетном варианте в период с 1942 по 1945 годы. В том же 1942 году отдельно было опубликовано еще незаконченное произведение.

Как ни странно, но работа над поэмой была начата Твардовским еще в 1939 году. Именно тогда он уже трудился военным корреспондентом и освещал в газете «На страже Родины» ход финской военной кампании. Имя было придумано в соавторстве с членами редакционной коллегии газеты. В 1940 году была выпущена небольшая брошюра «Вася Теркин на фронте», которая среди бойцов считалась большой наградой.

Образ красноармейца понравился читателям газеты с самого начала. Понимая это, Твардовский решил, что эта тема является перспективной и начал ее развивать.

С самого начала Великой Отечественной Войны, находясь на фронте в качестве военного корреспондента, он попадает в самые горячие сражения. Попадает в окружение вместе с солдатами, выходит из него, отступает и идет в атаку, переживая на собственном опыте все то, о чем он хотел бы написать.

Весной 1942 года Твардовский приезжает в Москву, где пишет первые главы «От автора» и «На привале», и она сразу же печатаются в газете «Красноармейская правда».

Такого взрыва популярности Твардовский не мог представить даже в самых смелых своих мечтах. Центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя» перепечатывают отрывки из поэмы. На радио тексты читают Орлов и Левитан. Художник Орест Верейский создает иллюстрации, окончательно сформировавшиеся образ бойца. Твардовский проводит в госпиталях творческие вечера, а также встречается с трудовыми коллективами в тылу, поднимая боевой дух.

Как всегда, то, что нравилось простому народу, не получила поддержки партии. Твардовского критиковали за пессимизм, за отсутствие упоминаний о том, что партия руководит всеми свершениями и достижениями. В связи с этим автор хотел в 1943 году закончить поэму, однако благодарные читатели не дали ему этого сделать. Твардовскому пришлось согласиться на цензурные правки, взамен он был удостоен Сталинской премии за свое ставшее бессмертным произведение. Поэма была закончена в марте 1945 года - именно тогда автор написал главу «В бане».

Описание произведения

В поэме 30 глав, которые условно можно разделить на 3 части. В четырех главах Твардовский не рассказывает о герое, а просто рассуждает о войне, о том, сколько пришлось пережить простым советским мужикам, ставшим на защиту своей Родины, и намекает на ход работы над книгой. Роль этих отступлений нельзя приуменьшить - это диалог автора с читателей, который он ведет напрямую, даже в обход своего героя.

В ходе повествования нет четкой хронологической последовательности. Более того, автор не называет конкретные бои и сражения, однако отдельные сражения и операции, выделенные в истории Великой Отечественной Войны, угадываются в поэме: отступления советских войск, столь распространённые в 1941 и 1942 годах, битва у Волги, ну и, конечно, взятие Берлина.

Строгого сюжета в поэме нет - да и у автора не было задачи передать ход войны. Центральная глава - «Переправа». Там четко прослеживается основная идея произведения - военная дорога. Именно по ней Теркин со своими товарищами шагает к достижению цели - полной победе над немецко-фашистскими захватчиками, а значит, к новой, лучшей и свободной жизни.

Герой произведения

Главный герой - Василий Тёркин. Вымышленный персонаж, веселый, жизнерадостный, прямодушный, несмотря на сложные обстоятельства, в которых он живет во время войны.

Мы наблюдаем за Василием в разных ситуациях - и везде можем отметить его положительные качества. Среди боевых побратимов он - душа компании, балагур, всегда находящий возможность пошутить и рассмешить остальных. Когда он идет в атаку - он пример для остальных бойцов, проявляет такие свои качества, как находчивость, смелость, выдержка. Когда он отдыхает после боя - он может спеть, он играет на гармони, но при этом может ответить достаточно жестко и с юмором. Когда солдаты встречаются с мирным населением, Василий - само обаяние и скромность.

Мужество и достоинство, проявляемые во всех, даже самых безвыходных ситуациях, - вот главные черты, которые отличают главного героя произведения и формируют его образ.

Все остальные герои поэмы абстрактны - у них нет даже имен. Боевые побратимы, генерал, старик и старуха - все они только подыгрывают, помогая раскрыть образ главного героя - Василия Теркина.

Анализ произведения

Поскольку у Василия Теркина нет реального прототипа, то можно со всей смелостью сказать, что это - некий собирательный образ, который был создан автором, основываясь на его реальных наблюдениях за солдатами.

У произведения есть одна отличительная особенность, которая выделяет его среди аналогичных произведений того времени, - это отсутствие идеологического начала. В поэме нет восхвалений партии и лично товарищу Сталину. Это, по мнению автора, «разрушило бы замысел и образный строй поэмы».

В произведении используются два стихотворных размера: четырехстопный и трехстопный хорей. Первый размер встречается гораздо чаще, второй - лишь в отдельных главах. Язык поэмы стал своеобразной карточкой Твардовского. Некоторые моменты, выглядящие как поговорки и строки из смешных песенок, что называется, «ушли в народ» и стали употребляться в повседневной речи. Например, фраза «Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль» или «Города сдают солдаты, генералы из берут» употребляются многими и в настоящее время.

Именно на таких, как главный герой этой поэмы в стихах, пали все тяготы войны. И только их человеческие качества - сила духа, оптимизм, юмор, умение посмеяться над другими и над собой, вовремя разрядить натянутую до предела обстановку - помогли им не только победить, но и выжить в этой страшной и беспощадной войне.

Поэма до сих пор жива и любима народом. В 2015 году журнал «Русский репортер» проводил социологические исследования относительно сотни самых популярных стихотворений в России. Строки из «Василия Теркина» заняли 28-ое место, что говорит о том, что память о событиях 70-летней давности и подвиге тех героев все еще жива в нашей памяти.

До войны еще в помине

Был ты, Теркин, на Руси.

Теркин? Кто такой? А ныне

Теркин - кто такой? -

спроси…

А. Твардовский

В этом году исполнилось более 70 лет с того времени, когда А. Твардовский приступил к восстановлению отдельных фрагментов поэмы «Василий Теркин», возникшей в финскую кампанию 1939-1940 годов. В письме к жене Марии Илларионовне в Чистополь 27 июня 1942 года он поделился своими мыслями о новом замысле: «И надо было, чтоб в это самое время у меня явилась радостная мысль работать над своим «Теркиным» на новой, широкой основе. Я начал - и пошло, пошло. Когда я отделывал «Переправу», я еще не знал, что впрягаюсь в поэму, и потом все сильнее впрягался, и вскоре у меня было такое ощущение, что без этой работы мне ни жить, ни спать, ни есть, ни пить. Что это мой подвиг на войне».

Так, словно откуда-то сверху, вдруг явилось пробужденье, возникло небывалое вдохновение, огромный творческий подъем, и поэт по зову ума и сердца начал работу над великой поэмой о «трудной године» - над произведением, которое теперь знает весь мир.

Когда-то Белинский в статье «Русская литература в 1841 году» высказал емкие слова о Пушкине. По его заключению, поэт принадлежал «к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за нею эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего…».

Высказывания великого критика с полным правом можно распространить и на А. Твардовского, потому что он, как и Пушкин, работая для настоящего, вместе с тем «приготавливал будущее» и уже потому не мог принадлежать только настоящему и прошлому. Потенциальные возможности долгой эстетической жизни любого художественного произведения, бесспорно, заключены в нем самом. В самое трудное для страны время, в дни жестокой, кровавой войны, как раз и появился на свет «Василий Теркин» - любимая книга миллионов людей прошлого столетия. Ее считают началом всех начал поэта. Известный историк М. Гефтер справедливо полагал, что «Теркин» неслучайно заново начат в 42-м: возможность выбирать самостоятельно между гибелью и жизнью могла прийти лишь после страшных испытаний 41-го и 42-го годов».

Создатель великой поэмы, «петь привыкший на войне» и прошедший сам от начала и до конца ее трудный путь, завершая «повесть памятной годины», написал:

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей,

Чтобы радостью нежданной

У бойца согрелась грудь,

Как от той гармошки драной,

Что случится как-нибудь.

Толку нет, что, может статься,

У гармошки за душой

Весь запас, что на два танца, -

Разворот зато большой…

В этом «большом развороте» заключена основная причина долгожительства всемирно известной поэмы. Она касается ее жизни в смене поколений, а, следовательно, бессмертия и самого создателя произведения, его места в нашем развороченном и пока несобранном до конца мире. Априорно этот мир, невзирая на кричащие противоречия и разобщенность, вновь, как и в былые, военные, а затем и послевоенные годы, полностью принял в свое лоно прославленного поэта, пышно отметив в 2010 году столетие его рождения, а потом и памятник ему поставлен в Москве. Значит, не забыл народ своего любимца. Предположения, что после столетнего юбилея Теркин заметно потеряет свой престиж в памяти народной, не сбылись. И это радует. О лопнувших надеждах современных скептиков-нигилистов от литературы, которые все время зудели, тщетно пытаясь похоронить нашу великую художественную культуру, не о них речь - они не стоят того! Пусть себе негодуют на свой риск и страх, пусть себе корячатся, раздувая щеки и свои внутренности, как крыловская лягушка в басне, литературный процесс пошел все-таки не тем путем, который они предрекали.

Непрерывное освоение сотворенного поэтом художественного мира «Василия Теркина» продолжается с успехом, и это радует. Свидетелями служат появившиеся новые книги, статьи, доклады, другие устные и письменные выступления у нас в стране и за ее рубежами, посвященные нашему великому земляку и его знаменитой поэме. Значит, он, как в той песне, «солдат еще живой», он с нами, в нашей памяти, в нас самих. А это главное в освоении литературного наследия поэта. И этот процесс пошел именно в трудное время, когда работникам художественного слова особенно тяжело держать фронт, «ходить в свою атаку», так как почти невозможно избежать забвенья при существующей эстетической глухоте и одичании.

Подумать трудно, что даже «седая» классика сегодня беззащитна перед равнодушием современных литературных снобов. К 200-летию Пушкина вышла только книга о «сатанинских» мотивах его поэзии. Иных тем не нашлось. Россия отметила 200-летний юбилей другого русского гения - М.Ю. Лермонтова. И здесь поражает явная нигилистическая позиция ряда современных культурных деятелей, «стоящих у трона» науки и литературы, которые тщетно пытаются взять под защиту не погибшего поэта, «невольника чести», а его «хладнокровного убийцу» Николая Соломоновича Мартынова. Теперь, когда прошло двести лет, конечно, все можно придумать и наворотить, чтобы опорочить великого поэта. Невольно всплывают слова Александра Твардовского:

И даром думают, что память

Не дорожит сама собой,

Что ряской времени затянет

Любую быль,

Любую боль.

И затянет, если стоять в стороне. Сейчас необходима только святая правда - неприкрытая никакими пестрыми и яркими одеяниями лжи. Полуправда - это та же прикрытая венчиком ложь, та же «кривда», как говорят наши соседи, белорусы.

Следует признаться, как на исповеди, что мы стали потихоньку, полегоньку уступать свои боевые позиции, незаметно предаем и Александра Сергеевича, и Александра Трифоновича, - как тогда подло предали, когда он покинул «Новый мир». С легкой руки покойного Владимира Солоухина, заявившего со страниц журнала «Москва», что Твардовский и Шолохов писали «по заказу» партии, некоторые издания поэта стали выходить уже без поэмы «Страна Муравия», хотя это самое значительное поэтическое произведение в нашей довоенной литературе. И не с чем его поставить рядом! Одним из первых литературных произведений оно было удостоено государственной премии. И справедливо, вполне по заслугам! Современных литературных Кукольников удивляет и бесит, что поэма получила первую, только что учрежденную, Сталинскую премию. Да, Сталин, как теперь известно, сам вписал в наградной список имя поэта. Значит, он по высшему разряду оценил художественную силу этого произведения. Теперь, пожалуй, никто из хулителей Твардовского не станет отрицать высокого художественного вкуса бывшего «вождя народов». В поэзии Сталин все-таки разбирался не хуже суровых современных лжеценителей. Он сам писал стихи; был, как говорится, поэтом в душе. А то, что премия носила его имя, так она выдавалась из его гонораров за книги, которые издавались за рубежом.

«Страна Муравия» Александра Твардовского по праву является этапным произведением своей эпохи. Канул в Лету Советский Союз, исчез государственный социализм. Представим, если б не было «Страны Муравии» Твардовского и «Поднятой целины» Шолохова, новые поколения людей не узнали бы, какой была наша страна накануне Отечественной войны. К тому же, «Страна Муравия» поистине народная поэма - и по содержанию, и по пафосу, и по форме своей. Она, как говорится, плоть от плоти, кость от кости своего народа. Невольно вспоминается в связи с этим памятник С. Есенину в Рязани. Без всякого пьедестала поэт стоит по грудь и встает из-под земли. Даже жутко становится, смотря на его памятник, волосы становятся «непослушной ратью»! А ведь Твардовскому принадлежат в этом плане ключевые слова:

Мы все, почти что поголовно,

Оттуда люди, от земли…

Если бы не было «Страны Муравии», не было бы той художественной высоты, какую взял в 1942 году молодой поэт, вряд ли состоялся бы и «Василий Теркин» - эта «повесть памятной годины, эта книга про бойца», «золотой фонд его души» и его героического поколения. Никита Моргунок и Василий Теркин - отцы и дети того времени, достойные один другого. На их взаимоотношении и преемственности зиждилось тогда общество и могучее государство Российское. На великой войне поэт, не раз «ходивший в свою атаку», спасал живую связку тогдашних поколений, спасал себя, свою личную жизнь, свое искусство - для настоящего и будущего, для «большого времени». В годы войны стихами «Теркина» говорила вся сражающаяся страна, как на фронте, так и в тылу, в городах и весях. Нелишним и теперь будет еще раз вспомнить некоторые ее стихи:

…Не унывай.

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы - не помрем.

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали, всё вернем.

Потрясающий успех «Василия Теркина» как реальной мобилизующей силы народа в годы войны и в трудные послевоенные годы во многом объясняется тем, что в нем воплотилась поражающая своей силой жажда жизни, неукротимая энергия и стальная выдержанность русского характера - с его естественной, само собой разумеющейся, постоянной тревогой о доме, семье, матери, детях, заботой о природе родного края, привязанность к земле-матушке.

О популярности солдатской поэмы свидетельствуют сотни писем, полученных автором в годы войны и в мирное послевоенное время, а также те 300 стихотворных подражаний, «продолжений» и «вариантов», созданных ее читателями, которые не были удовлетворены тем, что поэт вдруг прервал свою песню, оставив героя на перепутье трудных послевоенных дорог.

В том беды особой нету:

Песня, стало быть, допета.

Песня новая нужна,

Дайте срок, придет она. -

ответил на многочисленные вопросы поэт.

Тайна обаяния поэмного Василия Теркина, на наш взгляд, скрыта в особом отношении к нему автора, который отдал герою все лучшее, что имел сам, свой огромный неисчерпаемый талант и свое большое сердце, свое вдохновение, шутки и выдумки, тепло и бодрость духа. Обаяние Теркина и в том крайне обостренном чувстве «земли родимой»: «Лучше нет родной сторонки, что у каждого одна». Он величает землю матерью, говорит о родине «большой и малой»; они сливаются в его сознании и в мыслях героя воедино: спасти родину-мать от вторгшегося злого врага. Об этом мечтали они ежеминутно каждый день.

В наше время, когда война ушла в глубокую историческую память народа, в ней нашлось место и поэме А. Твардовского, потому что трудно найти другой пример такой кровной связи, какой являет нам А. Твардовский своим Василием Теркиным. Вот почему идея соединения их вместе в мемориальном комплексе в Смоленске - это одна из форм продолжения жизни одного и другого в сознании поколений. Объединяющая идея родилась впервые сразу же после преждевременно оборвавшейся жизни поэта. Созревая в общественном сознании смолян, она приобретала свои зримые очертания. Тогда же возникла мысль о сборе средств на памятник Василию Теркину, о сооружении скульптурной композиции, посвященной герою поэмы и его создателю. В течение непродолжительного времени участниками войны, вдовами погибших на войне героев, жителями области и других регионов страны было собрано 600 тысяч рублей. Так на родине поэта возникло общественное движение по увековечению подвига русского солдата.

Не все оказалось гладким на этом благородном пути: нашлись, как всегда, завистники и прорицатели, будущий комплекс пытались подменить другими непонятными предложениями и заменами. Конкурс на лучший проект памятника Василию Теркину, объявленный в Москве, был фактически провален. А затем наступили тяжелые времена обвальной инфляции, и собранные по копейкам народные деньги превратились в ничтожную сумму, в труху. В этих условиях пришлось заново собирать средства для мемориала. Чтобы они не потекли по усам и бороде, был создан наблюдательный совет. Местная пресса постоянно информировала смолян о поступлении денег на расчетный счет памятника. Назывались конкретные предприятия, учреждения, общественные организации, отдельные лица, суммы поступлений.

В связи с этой трудной одиссеей следует отметить активность и кровную заинтересованность авторской группы по сооружению памятника во главе с народным художником России А.Г. Сергеевым. Его проект был одобрен съездом художников. Как бы именно по этому поводу всплывают в памяти опять-таки слова А. Твардовского:

Я в такой теперь надежде,

Он меня переживет.

Не отделяя автора от его поэмного и скульптурного героя, скажем, что оба они живут в нашей памяти, продолжая свой путь по лабиринтам сложной и запутанной жизни последних десятилетий. Благодаря воле и таланту скульптора и архитектора, Василий Теркин из «Книги про бойца» перешел на гранитный пьедестал в «бронзе многопудной». Срок пришел, и он вернулся к нам. Смоляне и гости города, проходя мимо памятника, с радостью говорят: «Здравствуй, Теркин! Как мы рады, что ты живой и опять с нами, как в ту тяжелую военную годину!».

О том, что Теркин навсегда остался в сознании наших современников, говорят и другие факты: в Смоленске задолго до столетнего юбилея рождения создателя поэмы возникли Твардовские чтения. Жители Починка, малой родины поэта, говорят, что они раньше начали их. Не будем с ними спорить - важно, что они есть и у них, и у нас. По материалам чтений издано девять книг, которые понравились читателям не только в Смоленщине, но и в Москве и в других регионах, куда они при мизерном своем тираже успели попасть. Центры по освоению творчества поэта созданы и в Воронеже, и Екатеринбурге, Иванове, Пскове, Твери и в других городах. Воронежский университет в 1981 году издал под редакцией профессоров А.М. Абрамова и В.М. Акаткина уникальную монографию «Василий Теркин» А. Твардовского - народная эпопея». В Пскове вышла книга под редакцией Н.К. Силкина «Венок памяти Твардовскому» - коллективный труд ученых разных регионов. Можно множить и множить такого рода факты. Активно работают по освоению литературного наследия Твардовского его дочери, Валентина и Ольга А. Твардовские, критик А.М. Турков, С.Р. Туманова в Москве, В.М. Акаткин в Воронеже, Т.М. Снигирева в Екатеринбурге, В.А. Редькин в Твери, В.В. Есипов в Вологде, М.Р. Грицкевич в Одессе и многие, многие другие. Их научные усилия направлены на то, чтобы разгадать феномен «долгожительства» этого шедевра русской и мировой художественной культуры - поэмного Василия Теркина.

Причина долголетнего существования поэмы А. Твардовского, на наш взгляд, открывается при новых подступах к проблеме, с учетом взаимодействия творчества поэта с последующими поколениями читателей. При этом обнаружено два важных момента взаимодействия: неисчерпаемость внутреннего содержания произведения и постоянная изменяемость исторической обстановки, с которой оно вступает в эстетические соотношения и связи.

С самого момента появления поэмы, а она издавалась отдельными вполне завершенными главами, уже тогда стали видны заложенные в ней авторские объективные эстетические ценности; они составили основу реального функционирования этого яркого художественного произведения в последующие времена.

В наше время Теркин дорог читателю, прежде всего как герой войны, которую народ не забыл и никогда не забудет. Дорог как честный, открытый русский человек, который, несмотря на все метаморфозы последних десятилетий, остался верен самому себе, каким был всегда - не свернул на путь легкой наживы, не приобрел преступным путем миллиарды, как Абрамовичи, Потанины, Гусинские и Березовские. Народ в лице Теркина всегда предполагал видеть его на самых трудных участках жизни, и теперь он там же. Он бедствует, получает мизерную пенсию, но не кривит душой, не торгует своей совестью и честью. Вопрос о том, каков процент в нем национально русского или советского, из-за чего горячо спорили при жизни поэта, отпал сам по себе. В сущности, и тогда, и теперь Теркин остался со своим стержневым славянским характером на все времена. Он и русский, и белорус, и воюющий сегодня боец Новороссии. В значительной мере такому продвижению поэмы во времени и пространстве способствует ее своеобразный стиль, свободно льющийся, как поток непрерывной реки, чистой и прозрачной народной речи. Академик Ф.И. Буслаев считал такой стиль высшей формой словесного искусства.

Конечно, с годами горбачевской перестройки и ельцинской крутой ломки через колено, с приходом других поколений Теркин тоже стал вести себя иначе, изменился, как изменились все мы, от мала до велика. И это не должно вызывать особой тревоги: все осуществляется по законам диалектики. Произведение, написанное семьдесят лет тому назад, продолжает объективироваться в сознании читателей и критики, сохраняя свою активность в постоянно меняющейся жизни, развернутой теперь в большом своем времени.

В.В. ИЛЬИН ,

доктор филологии, профессор

г. Смоленск