Монтаж кровли        10.08.2023   

Марка выпущенная. Почтовые марки


Год выпуска: 1857



Очень редкая почтовая марка, выпущенная в Российской империи (на территории современной Грузии) для городской почты Тифлиса (ныне Тбилиси) и Коджори. В прошлом считалось, что тифлисские марки были выпущены в ноябре или декабре 1857 года, но ранее 10 декабря того же года - даты появления первых марок России. По новым данным, они увидели свет 20 июня 1857 года. Использовались в обращении на территории Тифлиса и Коджор примерно до 1865-1866 годов.

Марка появилась по инициативе управляющего почтовым округом на Кавказе и за Кавказом Н. С. Коханова. Оригинальный выпуск был назван «бумажными штемпельными печатями, имеющими свойства облатки», причем для почтового отправления по городу требовалось наклеить одну марку («штемпельную печать»), а для пересылки в Коджоры (или обратно) - три.

По другим, более ранним, сведениям, марки имели хождение непродолжительное время и были аннулированы с 1 марта 1858 года, когда на Кавказе стали употреблять общероссийские штемпельные конверты и марки.

Тифлисские марки были беззубцовыми, имели квадратную форму и печатались, вероятней всего, полосками по 5 штук в листе. Они выполнены бесцветным рельефным тиснением, на желтоватой бумаге.

Первая марка России (официальная)
Год выпуска: 1857

В 1851 году за границу, для изучения опыта использования марок, был командирован управляющий перевозками почты по железной дороге А. П. Чаруковский. Посетив Англию, Францию, Бельгию, Голландию, Италию, Австрию, Швейцарию, Германию и собрав массу информации, он вернулся в 1852 году в Россию. Однако нововведениям в почтовой сфере помешала Крымская война. Лишь в 1855 году Алексей Прохорович подал главноначальствующему над почтовым департаментом В. Ф. Адлербергу проект с подробным изложением мероприятия по введению приклеиваемых марок в России. По замыслу Чаруковского, русская почтовая марка должна была иметь круглую форму с зубцовкой вокруг рисунка, на ней следовало изобразить, отпечатанный с использованием нескольких красок, государственный герб. Кроме того, бумага для марок обязательно должна была быть защищена от подделок. Проект был утверждён 12 ноября 1856 года.

Тем временем 30 июля 1856 года под руководством управляющего типографским отделением Экспедиции заготовления государственных бумаг Я. Я. Рейхеля были изготовлены эссе первых «штемпельных» марок двух типов: с государственным гербом и головой Меркурия. Марки были круглой формы, так как предполагалось, что она станет своеобразным наклеиваемым штемпелем, отсюда, кстати, и название марок - «штемпельные». К тому же, по мнению Чаруковского, неаккуратно наклеенная на конверт марка прямоугольной формы может задеть углом за ящик или за другие письма и отклеиться. Однако эти марки утверждены не были.

Новый рисунок первой русской почтовой марки прямоугольной формы создал старший гравёр ЭЗГБ Ф. М. Кеплер и подал его на рассмотрение 21 октября 1856 года. Создавая свой эскиз марки, Кеплер внимательно ознакомился со всеми материалами, привезёнными Чаруковским из-за границы, в числе которых были образцы и оригиналы марок разных стран. В качестве прототипа для создания русской почтовой марки Кеплер взял пробу пражской фирмы «Готлиб Гаазе и сыновья», предложенную для австрийских марок прямоугольной формы.

20 октября 1857 года Александром II были утверждены три отпечатанных двухцветных образца номиналами в 10, 20 и 30 копеек. В ноябре началось изготовление 10-копеечных марок. Первая почтовая марка России была отпечатана на белой жёсткой бумаге ручного производства с водяным знаком в виде цифры «1» высотой 15 мм. В центре марки на внутреннем овале голубого цвета воспроизведён белый рельефный герб Почтового департамента, по заказу которого она была выпущена, - двуглавый орёл и под ним два перекрещивающихся почтовых рожка. Овал окружён рамкой тёмно-коричневого цвета с надписью сверху: «почтовая марка» и «10 коп. за лотъ» - снизу. Вокруг рамки изображена императорская мантия с короной; внизу под ней повторяется надпись: «10 коп. за лотъ». Так как перфорационная машина, заказанная в Венской придворной типографии (нем. Österreichische Staatsdruckerei), поступила лишь 19 ноября и в неисправном состоянии, было принято решение об отпуске Почтовому департаменту и рассылке по губерниям части тиража 10-копеечных марок неперфорированными.

Три жемчужины
Год выпуска: 1908

В 1908-1909 годах в обращение поступили новые стандартные марки Российской империи 17 выпуска, заменившие знаки почтовой оплаты выпусков 1889-1905 годов. Новые марки отличались рисунками и бумагой, а также тем, что покрывались контрольной меловой сеткой. В числе первых в декабре 1908 года была выпущена наиболее употребительная марка 7-копеечного достоинства. Вскоре после того, как она поступила в продажу, было обнаружено, что в отдельных листах встречаются по три марки с некоторыми отступлениями в рисунке.

Выяснилось, что в петербургской типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг в печатную форму для новых 7-копеечных марок случайно включили три клише, изготовленных по промежуточным рисункам. Хотя эта ошибка была выявлена в самой типографии, часть листов марок успели отпечатать и передать в Главное управление почт и телеграфов на реализацию, и 15-20 экземпляров марок с отступлениями в рисунке успели продать.

Марка отпечатана типографским способом голубой краской на белой бумаге с контрольной меловой сеткой.
Имеет небольшие отклонения от серийных марок в деталях рисунка. Получила своё название по трём кружкам-«жемчужинам» вместо четырёх, расположенным с левой и с правой стороны между рамкой с указанием номинала и орнаментом, обрамляющим центральный овал с гербом. По этому отличию проще всего определить данный раритет.

Помимо разновидности «Три жемчужины», известны также два вида пробных марок с «тремя жемчужинами», которые отличаются от раритетов отсутствием контрольной меловой сетки (первый вид) и более глубоким синим, приближающимся к цвету 10-копеечной марки той же серии, цветом.

Консульская марка и Консульский полтинник
Год выпуска: 1913


Консульские марки - фискальные марки для оплаты консульских пошлин при оформлении въездных и выездных документов. В России используются с 1913 года. Использовались и в качестве почтовых.

В 1922 году, после образования паритетного русского-немецкого общества воздушных сообщений «Дерулюфт», была открыта первая в РСФСР международная воздушная линия - Москва - Кёнигсберг.

Имея оживлённую переписку с Москвой, ряд представительств советских торговых и промышленных организаций в Берлине испытывали неудобство в связи с тем, что существовавший в Германии официальный порядок приёма почты в РСФСР с двухнедельным интервалом приводил к задержкам всё возрастающей служебной корреспонденции. С целью устранения этих задержек по инициативе советского представителя в Берлине М. Крестинского было предложено отправлять почту советских представительств вместе с дипломатической корреспонденцией. Однако в отличие от дипломатической, почта торговых представительств должна была быть оплачена надлежащим образом с учётом действующих тарифов на авиапочту.

Для учёта этих платежей в июле 1922 года на запасе консульских марок Российской империи, имевшимся в посольстве РСФСР в Германии, была сделана типографская красная надпечатка новой принадлежности и номинальной стоимости. Серия включала марки восьми номиналов от 12 до 1200 немецких марок.

«Консульский полтинник», РСФСР, 1922.
Так как этот выпуск был осуществлён без согласования с Наркомпочтелем РСФСР, инициатива дипломатического представительства не получила одобрения в Москве. Вскоре после прибытия в столицу первого авиарейса с почтой, был издан приказ об изъятии марок из обращения, а тираж был затребован в Москву.

«Консульский полтинник» - филателистическое название одной из марок серии. Надпечатка красной краской текста «Воздушная почта Р. С. Ф. С. Р. 1200 герм. марок» была сделана на марке консульской пошлины номиналом в 50 копеек. Это одна из самых редких почтовых марок РСФСР, её ориентировочный тираж 50-75 экземпляров.



Год выпуска: 1918

Cерия из шести фискальных марок, выпущенная Советом депутатов Луги Петроградской губернии в 1918 году.
Эмиссии были осуществлены Лужским финансовым отделом для оплаты общегосударственных сборов (например, сбора с заявлений). Позднее, ввиду отсутствия почтовых марок, ими оплачивалась почтовая корреспонденция. Гасились они почтовыми штемпелями города Луги с различными календарными датами 1918 года.

Когда о выпуске стало известно в Петрограде, марки Лужского Совдепа немедленно изъяли из обращения, а в Лугу выехала специальная комиссия рабоче-крестьянской инспекции, которая уничтожила остаток.




По утверждению бывшего управляющего Петроградским губернским отделом Госконтроля Э. Кобецкого, эти марки были выпущены Лужским Совдепом как денежные знаки, ввиду недостатка мелких денег.

Марки отпечатаны на белой тонкой бумаге без водяного знака, способом литографской печати в две краски. Марки различных рисунков и номиналов размещались на одном листе.
На всех эмиссиях, помимо указания номинала, надпись «Р. С. Ф. С. Р. Лужский Совдеп» и нет слова «Почта».

Марки Пермского Совдепа
Год выпуска: 1918

15 апреля 1918 года Пермский уездный исполком, «в целях увеличения средств уездного Комитета…», принял решение о повышении тарифов на пересылку корреспонденции по земской почте. Примерно в июне земская почта стала именоваться уездной, несколько позднее - уездной Советской почтой.
Предположительно в конце июня - начале июля 1918 года для нужд советской уездной почты состоялся выпуск почтовых марок, которые использовались для оплаты простых и заказных писем.

Марки отпечатаны на плотной бумаге, часто склеенной из двух полос, способом типографской печати с рельефным тиснением. На них изображены наковальня, молот, грабли и коса; дана надпись с сокращением окончаний ряда слов: «Марка уездной почты Пермского уездного Совдепа»; номинал марок - 15 копеек.

Миниатюры были печатались с двух клише, отличающихся друг от друга деталями рисунка, поэтому существует две их разновидности.

В ночь с 24 на 25 декабря 1918 года Пермь, а затем и весь уезд, был занят войсками Временного Всероссийского правительства А. В. Колчака. На восстановленной 13 января 1919 года земской почте продолжили использовать марки Пермского Совдепа, вначале без изменений, а с февраля 1919 года на исходящих отправлениях почтовыми служащими вычеркивалось слово «Совдеп».

Слово «Совдеп» вычёркивали чёрными чернилами, предположительно, после наклейки марки на письмо. Имеются сведения, что это слово зачёркивалось также фиолетовыми чернилами и карандашом.

Освобождённый пролетарий
Год выпуска: 1921

10 августа 1921 года вышли первые стандартные марки РСФСР. Рисунки для них заказали группе художников и отобрали самые удачные проекты. Последняя марка серии в 40 рублей - аллегория «Освобождённый пролетарий» - была создана художником М. И. Антоновым и гравёром П. С. Ксидиасом.


Позднее, для вспомогательного стандартного выпуска от 10 февраля 1922 года, на марке были сделаны типографским способом две надпечатки нового номинала и с текстом «РСФСР / 10.000 р.»:

чрного цвета (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 18),
красного цвета (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 23).

На марке изображён пролетарий, вооружённый мечом, повергающий дракона, олицетворяющего капитализм. Перед пролетарием открывается освещённый солнцем путь к свободе, к новой жизни.

«Освобождённый пролетарий» считается одной из лучших почтовых миниатюр и по художественному решению, и по полиграфическому исполнению. По результатам внутреннего конкурса Гознака, проведённого среди художников этой организации, марка получила первую премию.

Это была первая и единственная марка работы М. И. Антонова, и она долгое время считалась самой первой советской почтовой маркой (или одной из самых первых). В частности, в 1946 году была выпущена серия «25 лет советской почтовой марке».




Марка без зубцов, сине-зелёного цвета, выполнена на плотной бумаге посредством гравюры на стали. Номинал - 40 рублей. Водяной знак - «теневые квадраты».
Известны пробные марки серо-фиолетового цвета, без клея.


Год выпуска: 1922-1923

Марка оранжевого цвета - 70-рублёвая беззубцовая оранжевая почтовая марка РСФСР четвёртого (по другой классификации - третьего) стандартного выпуска, выпущенная в декабре 1922 - январе 1923 года. Представляет собой двойную ошибку печати и является одной из редчайших марок.

Появление этой марки - результат двойной ошибки, возникшей следующим образом:


При печатании в оранжевом цвете листов 100-рублёвых марок той же серии с зубцами 14:14½ , состоящих из 100 штук марок и подразделённых полями на 4 листка, по 25 марок в каждом, на 72-е место (в третьем нижнем левом листе) в печатную форму ошибочно было включено одно клише 70-рублёвой марки. Произошло это при замене изношенного клише в печатной форме 100-рублёвых марок. Отсюда ошибка цвета: 70-рублёвая зубцовая оранжевая марка вместо лиловой. Этот вид полиграфической ошибки - когда клише одной марки попадает на лист другой - известен под романтическим названием «кукушкино яйцо».
Та же марка, но уже без зубцов появилась в результате того, что несколько таких листов 100-рублёвых марок с ошибочным включением одной 70-рублёвой марки не были перфорированы и в таком виде из типографии Гознака были переданы Народному комиссариату почт и телеграфов.

Всего таких экземпляров оказалось немного, поскольку ошибку быстро заметили и исправили. Позднее 70-рублёвая беззубцовая оранжевая марка РСФСР была обнаружена только в трёх коллекциях, не считая государственной.


Год выпуска: 1925

Лимонка» - филателистическое название почтовой марки СССР из первого стандартного выпуска («Золотой стандарт»), которая была выпущена в 1925 году.

«Лимонка» входит в один из выпусков «Золотого стандарта» состоявшего из марок двадцати номиналов (от 1 копейки до 5 рублей). При изготовлении марки номиналом в 15 копеек («Лимонки»), перфорационный станок пришёл в негодность, в то время как остальные номиналы были напечатаны в полном объёме. Чтобы не срывать поставки почтовых марок, руководство Гознака приняло решение отправить эту партию в срок, не дожидаясь допечатывания 15-копеечной марки. Вследствие того, что тираж «Лимонки» оказался очень малым, а данный выпуск предназначался для отправки в отдалённые регионы СССР, в которых было очень мало распространено коллекционирование почтовых марок, практически все 15-копеечные марки были использованы по назначению. Поэтому «Лимонка» сейчас считается редкой маркой, особенно не прошедшая почту (негашёная).


Год выпуска: 1931

Серия марок «Дирижаблестроение» появилась в то время, когда внимание советского правительства и общественности было устремлено на развитие этого вида воздухоплавания в связи с первым прилётом в СССР немецкого дирижабля «Граф Цеппелин» в сентябре 1930 года.


В 1931 году журнал «Советский коллекционер» написал по поводу выпуска 50-копеечной марки этой серии:
« Марка в 50 коп. фиксирует роль дирижабля в исследовании малоизвестных областей земного шара. Воздушный корабль пролетает над Северным полюсом, который за последние годы приковал к себе внимание всего мира, особенно после катастрофы дирижабля «Италия» и незабываемых подвигов «Красина»…

На марке изображён дирижабль над земным шаром. Номинал 50 копеек. Создатель миниатюры - художник Василий Завьялов.

Марка проектировалась к изданию в тёмно-коричневом цвете. Однако при изготовлении небольшая часть тиража, в количестве 3 тысяч штук, была отпечатана чёрно-синей (аспидной) краской. Это одна из редких советских почтовых марок.

Ещё более редка эта же марка в беззубцовом варианте. Её тираж 24 штуки, то есть это один лист, случайно оказавшийся неперфорированным.

Леваневский с надпечаткой
Год выпуска: 1935

Марка с надпечаткой была выпущена Наркомпочтелем 3 августа 1935 года к намечавшемуся полёту Сигизмунда Леваневского, Георгия Байдукова и Василия Левченко на самолёте АНТ-25 по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско и предназначалась для оплаты почтовых отправлений на этом самолёте. В тот день действительно была предпринята попытка перелёта на расстояние 2 тысяч километров, однако былa прерванa из-за неисправности мотора.

Красная типографская надпечатка текста «Перелет Москва - Сан-Франциско через Сев. полюс 1935» и дополнительного номинала «1 р.» выполнена на марке с портретом С. А. Леваневского из серии «Спасение челюскинцев».

Имеются редкие разновидности этой марки - со строчно́й буквой «ф» в слове «Сан-Франциско» - пять марок в листе (один ряд) с перевёрнутой надпечаткой (предположительно один лист) и перевёрнутая надпечатка со строчной буквой «ф» (предположительно пять штук).

По некоторым данным, перевёрнутую надпечатку сделали на нескольких марочных листах по специальному указанию наркома внутренних дел Генриха Ягоды, который был известен как филателист.

Одну из марок со строчной буквой «ф» в названии города Сан-Франциско на «перевёртке» во время Второй мировой войны по указанию И. Сталина подарили президенту США Ф. Рузвельту. Марка была изъята у московского коллекционера, имя которого осталось неизвестным.

В 1982 году марка с перевёрнутой надпечаткой была украдена из коллекции Самуила Блехмана и вывезена за границу. Она сменила нескольких владельцев, а 15 июня 2000 года была выставлена на продажу на лондонском аукционе Harmers со стартовой ценой 40 тысяч фунтов стерлингов. Однако за день до открытия аукциона об этом стало известно сотрудникам российского бюро Интерпола, по просьбе которых марку исключили из числа лотов. Доказательством принадлежности марки коллекции С. Блехмана стала её фотография из каталога 1978 года с указанием имени владельца, которую переслали в Лондон по дипломатическим каналам. В 2001 году марка была возвращена в Россию.


Год выпуска: 1941

Является первой советской почтовой маркой, посвящённой Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Марка «Будь героем!» создана по мотивам первого военного фотоплаката художника В. Б. Корецкого, выпущенного под тем же названием издательством «Искусство» 30 июня 1941 года. По сведениям каталога «Стандарт-Коллекция», оформление марки было осуществлено художниками Гознака, в каталоге Соловьёва в качестве автора указан В. Б. Корецкий. В отличие от плаката, художником была изменена только одна деталь - поворот головы красноармейца.

Первоначально планировалось полное перенесение плакатного сюжета на марку. Однако сильно затемнённый рисунок требовал применения способа печати, удлинявшего срок производства марки. Тогда рисунок был разложен на штрихи. Этот проект был принят и утверждён к производству.

В августе 1941 года часть тиража была вывезена со склада и поступила в почтовые отделения, другая же часть оставалась на складе. Во время одной из бомбёжек Москвы в этот склад попала авиабомба, находившаяся там часть тиража погибла. Поэтому первая военная марка теперь довольно редка.

Приказом Министерства культуры СССР № 120 от 23 марта 1987 года марка была внесена в список редких почтовых марок и блоков, не подлежащих вывозу (пересылке) из СССР.

Зелёный блок
Год выпуска: 1964


Первый номерной блок, изданный в СССР.

На блоке изображена гимнастка на фоне олимпийского спортивного комплекса в Токио (художник Е. Д. Анискин). За основу рисунка взята фотография из журнала «Физкультура и спорт» № 10 за 1961 год, на которой вольные упражнения выполняет гимнастка, олимпийская чемпионка Тамара Люхина (Замотайлова). Порядковые номера на блоках печатались красной краской.

В дни открытия и закрытия Олимпийских игр использовались специальные почтовые штемпели для гашения блока в Москве.

Известна разновидность этого блока (тип II) - «Сломанная звезда» (верхний луч звезды деформирован), которая оценивается несколько дороже нормального I типа.

Издан в количестве 35 тысяч экземпляров, что является самым малым тиражом для выпусков почты СССР после 1945 года. Некоторые филателисты считают данный блок крупноформатной маркой.

по материалам http://napolyah.livejournal.com/99483.html

Обратите внимание на возраст марки. В отличие от монет на марках, чаще всего, не указана дата изготовлении, поэтому узнать их возраст гораздо сложнее.

  • В некоторых случаях возраст марки можно определить исходя из дизайна и рисунка изображенного на ней. К примеру, если марка была выпущена в честь какого-то исторического события.
  • Более старые марки, сделаны из других сортов бумаги, нежели современные.
  • Марки использовались для различных целей. К примеру, марки морской почты имеют свою историю, а значит, отследить их возраст (зная историю) будет легче.

Узнайте город, в котором была выпущена марка. История страны и ее место в мире, могут влиять на ценность марки. Каждая страна выпускает марки на своем языке. Это может быть просто иностранный язык, или даже не латинский алфавит. Если вам попалась марка на незнакомом языке, вы можете воспользоваться онлайн переводчиком и таким образом определить страну, где она была выпущена.

Обратите внимание на то, насколько хорошо рисунок на марке выравнивается к центру. Важен не сам рисунок, а его положение на полотне марки. Определить, насколько хорошо центрируется изображение, можно перевернув марку вверх дном и посмотрев на нее таким образом.

Обратите внимание на марочную наклейку. У старых почтовых марок они, скорее всего, уже отсутствуют, если марка была приклеена к конверту или открытке. Сама по себе марочная наклейка - это тонкая полоска гуммированной бумаги, с помощью которой марку приклеивали к поверхности конверта, или вклеивали в альбом. Состояние этой наклейки также имеет влияние на качество марки.

  • Филателисты больше всего ценят мятную гуммированную наклейку (даже больше, чем курильщики мятную жевательную резинку).
  • Больше всего ценится равномерное распределение клейкого вещества по всей поверхности марки.
  • Старые альбомы, страницы которых скреплены петлями, также снижают стоимость марок.
  • Посмотрите на перфорацию (зубцовку). Перфорацию наносили на лист почтовых марок для того, чтобы облегчить их отделение одна от одной. Старые марки печатали с маленькими круглыми отверстиями по краю полотна марки. Размер их должен быть измерен с помощью специальной линейки - зубцемера, а сами отверстия должны быть четко и аккуратно вырезаны.

    Обратите внимание на маркировку (или ее отсутствие) на полотне марки. Слишком заметная маркировка может значительно уменьшить ценность марки. Поэтому предпочтительны марки, на которых она отсутствует, или же знаки ее осветлены и не вмешиваются в дизайн полотна.

  • Определите уникальность марки. Редкость марки зависит от того, каким тиражом она была выпущена и сколько копий еще сохранилось. Как правило, марки, выпущенные в течение последних 60 лет, особой ценности не имеют, так как многие из них выходили тиражом более 150 миллионов.

    • Особо ценятся среди филателистов так называемые «бракованные» марки. Это те марки, которые избежали отсева и не были изъяты в связи с ошибками печати. Самые уникальные экземпляры - марки с перевернутым рисунком.
    • Качество марки определяется 3-мя основными показателями: звучание, наличие брака или дефектов. Неправильная печать может повредить полотно марки мелкими складками в углу. Самым большим дефектом считается наличие на марке крупных складок, проколов, потертостей или пятен. Звук марки не имеет недостатков.
    • Качество марки определяется при помощи семиуровневой шкалы, аналогично с монетами. Соответственно марки по качеству делятся на уровни: ниже среднего, достаточный, средний, хороший, замечательный, великолепный и превосходный.
  • Что только не коллекционируют люди в современном мире! Одно из самых популярных направлений подобной деятельности - Многие считают, что это самое безобидное и дешевое хобби. Однако некоторые готовы отдать целое состояние за ту или иную редкую марку. В чем особенности этого вида коллекционирования? Какая самая дорогая почтовая марка СССР? Обо всем этом - в нашей статье.

    Почтовая марка - это...

    Почтовая марка - это особый знак, который служит подтверждением факта оплаты почтовой услуги и имеет свою Эта крохотная бумажка с ребристыми краешками для многих коллекционеров стала чуть ли не смыслом всей жизни.

    Кроме номинала, на почтовых марках часто отмечен номер и название конкретной почтовой администрации. На любой марке, как правило, нанесен определенный рисунок, надпись и декор.

    Все почтовые марки делятся на несколько видов:

    • официальные (государственного образца);
    • неофициальные;
    • марки производства частных почт.

    В советское время очень многие увлекались коллекционированием марок. Да и сегодня почтовые остаются центральным объектом интереса для целого ряда филателистов. Для многих это занятие является отличным способом поностальгировать о советском прошлом.

    Филателия как способ жизни

    Многие филателисты начинают увлекаться этим занятием еще с раннего детства. Вначале они собирают самые распространенные почтовые марки СССР, а затем - начинают охотиться за более редкими экземплярами. Со временем, в зрелом возрасте, такие люди уже имеют в своем распоряжении солидную коллекцию различных почтовых марок.

    Сам термин "филателия" происходит от двух греческих слов: "филос" - "любовь" и "ателия" - "сбор, пошлина".

    Стоит отметить, что филателисты коллекционируют не только сами марки, но также и конверты, открытки с наклеенными на них почтовыми марками. Первые филателистические каталоги появились еще в середине XIX века, в Англии. В современной России существует так называемый Союз филателистов. В стране также регулярно издается тематический журнал под лаконичным названием "Филателия".

    Почтовые марки СССР и их стоимость

    Самой дорогой почтовой маркой в мире считается так называемая марка "Маврикий" 1847 года выпуска. Цена одной такой вещички доходит на аукционах до 20 миллионов долларов! Всего известно о 28 её экземплярах.

    Почтовые марки СССР очень разнятся по своей стоимости. К примеру, коллекционная цена многих советских почтовых марок поздних годов выпуска не превышает 50 рублей. Однако некоторые из них стоят по несколько тысяч долларов. И что самое удивительное, находится много желающих отдать такие огромные деньки за маленький клочок бумаги.

    В Интернете можно найти много предложений по продаже целых наборов советских марок. Так, к примеру, полный годовой набор "почтовые марки СССР 1974 года", включающий в себя 109 марок и 8 блоков, можно приобрести за 1700 рублей. Цена таких наборов во многом определяется годом выпуска марок. Так, наборы марок 40-50-х годов стоят на порядок дороже.

    Пять самых дорогих почтовых марок СССР

    Какие почтовые марки СССР являются самыми дорогими на сегодняшний день. Предлагаем вам ознакомиться со списком, состоящим из пяти таких позиций.

    1. Марка "Голубая гимнастика" 1959 года. Была продана несколько лет назад за 13800 долларов. Очень интересна история этой марки, тираж которой так и не был выпущен. Дело в том, что марка была приурочена к 40-летию Однако установить, в каком же именно году он был основан, так и не удалось.
    2. Марка "250 лет Полтавской победы" 1959 года. В мире существует лишь один экземпляр этой удивительной марки, который и был продан в 2013 году за 28750 долларов. Тираж этой марки не был выпущен по причине запланированного визита Н. Хрущева в Швецию.
    3. Марка "Закарпатская Украина" 1965 года. Существует лишь несколько её экземпляров, цена ее достигает 30000 долларов.
    4. Марка "Консульский полтинник". Несмотря на тираж около 70 экземпляров, коллекционная стоимость этой марки - 65000 долларов.
    5. Марка "Первая Всесоюзная филателистическая выставка" 1932 года. Известно лишь об одном существующем экземпляре. И он был продан одному коллекционеру за 776 тысяч долларов.

    В заключение...

    Почтовые марки СССР - объект интереса для многих современных филателистов. Для кого-то коллекционирование этих марок не более чем безобидное хобби. А кто-то посвящает этому все свое свободное время и готов отдать за редкий экземпляр огромные деньги.

    Существует три подхода к коллекционированию почтовых марок. Первый - самый популярный и в то же время, в значительной степени элитарный, доступный немногим - это собирание коллекции редких и дорогих марок. За такими марками охотятся на аукционах, ищут у коллекционеров, составляют сложные цепочки обмена. Коллекционеры тратят массу времени и денег, чтобы заполучить вожделенную марку и пополнить свою коллекцию. Второй подход - это собирание марок на определенную тематику. То есть коллекционирование марок с определенными картинками, например, с бабочками, кошками, репродукциями картин художников и так далее и тому подобное. Третий подход не совсем самостоятелен, почтовая марка здесь лишается самоценности. Она становится средством, материалом: для работы, для вдохновения, для исследования и эксперимента. Собственно, приверженцев этого подхода, в строгом смысле слова, было бы неправильно назвать «коллекционерами», их интерес слишком расплывчат, а критерии определяются исключительно собственным вкусом.

    Интерес коллекционеров редких дорогих марок всегда конкретен, они интересуются не просто марками как таковыми, но марками совершенно определенными. Традиционно это знаки почтовой оплаты Российской Империи, РСФСР и СССР (разумеется, если мы говорим только об отечественных марках), просто потому, что во все эти периоды при производстве марок довольно часто происходили различные сбои и нарушения - ошибки перфорации, цвета или способа печати. При производстве современных марок ошибки производства встречаются значительно реже, но бывает и такое. В этом случае коллекционер условно традиционного типа обращает своё внимание и на современные марки.

    Сегодня у филателии репутация архаического хобби. Это что-то, принадлежащее туманному миру седой старины и пыльным пенсионерам. Особенно в нашей стране, где была разрушена некогда популярная система КЮФов (клубов юных филателистов) и не появилось культуры аукционов, которая процветает в большинстве европейских стран. Тем увлекательнее выглядит интерес некоторых представителей современного художественного и интеллектуального сообщества к филателии. Результат этого интереса может выражаться по-разному. Мы обозначим несколько популярных вариантов.

    1. Интерес к дизайну марок как таковому, к художественной и чисто формальной форме марки. Малый формат и традиционная форма квадрата или прямоугольника бросают своего рода вызов для художественного мышления.

    Сегодня ощутимое количество художников и дизайнеров занимаются изготовлением непосредственно самих марок и проектов марок. Приходится отметить, что практика участия дизайнеров и типографов в процессе создания официальных почтовых марок, характерна исключительно для европейских стран. Отечественные энтузиасты довольствуются личными проектами, к которым, к сожалению, почта россии не проявляет никакого интереса. В создании официальных почтовых марок участвовали такие известные дизайнеры как: Вим Кроувел (Голландия), Сиги Одс (Исландия), Ирма Бум (Нидерланды), Максим Франкут (Канада), Эйприл Грейман (США), Дэн Ферн (Dan Fern) (Великобритания), а также дизайн-студии и бюро: MUTI (Кейптаун, Южная Африка), The Stone Twins (Голландия), дизайнерского бюро Джонсона Бэнкса (Великобритания), Thonik (Голландия), дизайнерская студия Озборн Росс (Великобритания).



    Производство почтовых марок в России остается традиционно консервативным. Если вы откроете любой филателистический каталог, то в графе «художник» обнаружите одни и те же фамилии, которые не меняются десятилетиями. Большую часть почтовых марок СССР с 1930-х по 1970-е оформили художники И. Дубасов, В. Куприянов, Завьяловы, С. Поманский. Сейчас над рисунками марок работают художники В. Бельтюков и А. Федулов, делавшие марки еще в 1980-е.

    В то же самое время художники и дизайнеры во всем мире обращаются к традиционному формату марки, осовременивают ее традиционную функцию и эстетику. Популярны опыты с минимализмом, наследием и опытом прошлого, стилизация. Примеры многочисленны: почтовые марки Киргизии от дизайнера Талгата Нурдинова, проект почтовой марки, посвященной 70-летию общественного транспорта в Вильнюсе от дизайнера Эрикаса Малисаускаса (Erikas Mališauskas), проекты Грега Кристмана (Greg Christman, Филадельфия), Ника Эванса (Nick Evans, Средний Запад), Эмира Айони (Emir Ayouni, Швеция), Андрея Гаргуля (Канада), Мартина Азамбуджи (Martin Azambuja, Уругвай), проект почтовых марок, посвященный первым животным-космонавтам от Эрика Мортенсена (Eric R. Mortensen), проект почтовых марок, вдохновленный работами Эль Лисицкого от дизайнера Бредли Колтера, перерисовка советских марок от графического дизайнера Андрея Хобба.



    2. Часть художников рассматривает почтовую марку как возможность для эксперимента с новыми нетрадиционными материалами и техниками производства.

    В 2014 году дизайнер Лукас Баста создал серию почтовых марок для Австрийской почты, напечатанных на 3d-принтере.

    В 2008 году дизайнер Тоби Нг Квонг То (Toby Ng Kwong To) придумал марки из настоящего шоколада с тремя вкусами: горький, молочный и белый шоколад.

    Голландское дизайнерское бюро Thonik в 2006 году ограниченным тиражом выпустило так называемые «марки-моргалки» с движущимися изображениями спортсменов-конькобежцев.

    Издательский центр «Марка» в 2003 году выпустил серию «Дары природы». Пять марок с изображением фруктов (яблоко, земляника, груша, дыня, ананас) имели соответствующий запах и даже вкус.

    «Bedford Post» - отель и ресторан, принадлежащие Ричарду Гиру. Местечко названо в честь Post Road - почтового пути на Восточном побережье США. Разработкой фирменного стиля заведения занималась известный графический дизайнер - Луиз Фили. В основу была положена почтовая марка с изображением дедушки хозяина заведения. Его портрет был перерисован со старой фотографии.

    3. Еще один подход к филателии заключается в экспериментах не только с формальной стороной марки, но и с самой её функцией, с семиотикой марки. Марочный функционал расширяется, почтовая марка несет уже не только функцию средства оплаты или кусочка бумаги с красивой картинкой, но получает свою собственную абсолютно самостоятельную функцию, никак не зависящую от контекста. Чаще всего марка становится обособленным сообщением безотносительно отправки по почте и, более того, независимо от наличия адресата.

    Буквально эта идея была реализована в 2013 году, когда дизайнер Алиса Карлотта создала серию марок для американской почты «Я > мое психическое заболевание», посвященную проблемам женщин с ментальными болезнями. Марки были частью большой социальной кампании, призванной рассказать о психических расстройствах и искоренить стигматизацию больных в обществе. На каждой почтовой марке было написано название психического заболевания: биполярное расстройство, пограничное расстройство личности, обсессивно-компульсивное расстройство, послеродовая депрессия, посттравматический синдром, клиническая депрессия, синдром дефицита внимания и гиперактивность. Когда вы отделяли марку от листа, под рисунком обнаруживалась история женщины, страдающей тем или иным заболеванием. Таким образом марки стали переносчиками конкретных посланий. Если традиционно марки были только средством для передачи сообщения (письма или текста на открытке), то здесь они стали самим носителем этого сообщения.

    Из этой же серии - марки-трансформеры, которые можно собрать самому. То есть по сути создать свое собственное послание. Снова превратить марку не просто в средство, но и наполнить содержанием-сообщением. Показательный пример - марки от английского дизайнерского бюро Джонсона Бэнкса (Johnson Banks). Серия состоит из почтовых марок с изображениями овощей и фруктов и набора наклеек, с помощью которых эти марки можно украсить по своему вкусу - создать рожицы или «смайлики» с различными эмоциями. То есть, создать своё личное послание, несущее совершенно определенную и понятную для отправителя нагрузку.

    Нужно отметить, что попытки превратить марку в самоценное сообщение предпринимались и раньше. В 19 веке большой популярностью пользовался так называемый «язык почтовых марок» - различные способы размещения марки на конверте, ее расположение и угол наклона означали определенное послание. Правда, такая практика была ограничена сферой исключительно любовной переписки.

    Российский дизайнер Дмитрий Штольц использовал идею почтовой марки для создания стикеров для мессенджера Телеграм. Он использовал не только формальную сторону удобства марки - её малый формат, но и символическое значение - марка наклеивалась на конверт, который потом отправлялся по почте, то есть передавал сообщение. Здесь же марка одновременно является и средством передачи сообщения и носителем самого этого сообщения и даже непосредственно самим сообщением, так как получатель получает только одну такую «марку» саму по себе, без конверта или открытки. Семиотически получилась абсолютная вещь в себе, сочетание всех трех способов существования и восприятия символа.

    Дизайнер Алексей Ивановский использует форму марки похожим способом в своем инстаграме. Это буквально дневник, где зарисовки на какую-то тему помещаются в рамку (форму) почтовой марки. Марка одновременно и задает определенные рамки, то есть обозначает законченность, самостоятельность высказывания (как и рама картины) - всё содержание именно в этих границах, материальное содержание, сжатое и сконцентрированное именно в этих заданных границах. Изображение внутри, принужденное сжаться в формат почтовой марки (маленькой по определению) становится идеальным концентрированным высказыванием, при этом даже более насыщенным, чем текст, который сопровождает его.


    Интерес к почтовой марке не может не вызывать радость у всех, кто имеет отношение к филателистическому миру. И приведенные выше примеры бесспорное доказательство того, что такой интерес существует.

    В 2016 году британское издательство «Unit Editions» выпустило прекрасную книгу о графическом дизайне в почтовых марках «Graphic Stamps: The Miniature Beauty of Postage Stamps». Это по сути каталог почтовых марок из коллекций двух дизайнеров Iain Follett и Blair Thomson. Большинство марок коллекции из таких неочевидных стран вроде Болгарии, Перу, Чехословакии, Венесуэлы, что приятно, в дизайнерской коллекции есть марки и из Советского Союза.


    (по материалам сайта http://www.wonderslist.com)

    Почтовые марки - это хранилище прошлого. Они дают уникальную возможность взглянуть на историю страны и эпохи. Филателия известна как «Мать увлечений». Благодаря некоторым ошибкам или прочим «особенностям», некоторые марки получили статус суперзвезд в своем роде. Эти марки высоко ценятся коллекционерами и стоят миллионы долларов. Вот список из 10 самых ценных и редких почтовых марок в истории.

    10. Базельская голубка

    Базельская голубка - марка, выпущенная кантоном Базель в Швейцарии 1 июля 1845 года. Это была первая трехцветная марка в мире, номиналом 2,5 раппен. Базель был одним из трех швейцарских кантонов, которые печатали почтовые марки. На Базельской голубке изображен белый голубь, несущий письмо в клюве. Изображение создано архитектором Мельхиором Берри. Использованы черный, малиновый и синий цвета. Всего было напечатано около 42 000 марок в серии, пока она не была изъята в 1854 году. Базельская голубка стоит ориентировочно не менее $ 20,000.

    9. Черный пенни

    «Черный пенни» - первая самоклеющаяся почтовая марка в мире, была выпущена в Великобритании. Человек, которому принадлежала идея - Роуленд-Хилл, известен как «отец почтовых марок». На «черном пенни» изображен профиль британской Королевы Виктории. Марка получила название благодаря своему цвету и стоимости. Впервые выпущенная в 1840 году, она была отозвана уже через год, так как погашение на черном фоне почти не читалось. Марки этой серии трудно найти, и, по оценкам специалистов, они стоят около 3000 долларов. Несколько непогашенных листов этих марок хранятся в Британском почтовом музее.

    8. Вся страна - красная.

    Эта китайская марка была выпущена в 1968 году во времена Культурной революции. При номинальной стоимости 8 фыней, она вошла в историю из-за ошибки при печати. Эта марка была задумана как символ распространения коммунизма в Китае. Разработанная Ван Вэйшэном, она демонстрировала карту Китая в красном цвете и фотографию рабочего, фермера и солдата, держащих книгу «Избранных работ председателя Мао» (Красная книга). Однако карта Тайваня, который контролировался Китаем, была не красной, а белой. Редактор SinoMaps Press заметил ошибку во второй половине дня даты выпуска, и штампы были немедленно отозваны, хотя некоторые экземпляры все же попали к коллекционерам. Сейчас они являются одними из самых редких почтовых марок.

    (В 2013 году на одном из аукционов цена марки составила $77350, примечание переводчика).

    7. Гавайские миссионеры

    Выпущенные тогдашним Королевством Гавайских островов в 1851 году, они являются одними из самых редких почтовых марок в мире. Марки печатались в трех номиналах: 2 цента, 5 центов и 13 центов. Их стали называть «миссионерами», потому что большинство из них были использованы в переписке между миссионерами, работающими на Гавайях. Все марки были сделаны на синей бумаге дешевого качества. Дизайн состоял из цифры номинала в центре и номинала прописью внизу. Фраза «Гавайская / Почтовая» была написана на марках 2 и 5 центов, а «H.I. & U.S / Postage был напечатан на марках 13 центов. 2-центовая версия является самой редкой из трех, их осталось сейчас только 15.

    (В 2000-е годы каталог «Скотт» оценивал непогашенного 2-х центового «миссионера» в $600000, примечание переводчика).

    6. Эдуард VII, ставшая посмертной

    Марка Эдуард VII, ставшая посмертной, является одной из самых редких почтовых марок в Великобритании. Она была выпущена в 1910 году для замены существующей двухцветной марки с изображением короля Эдуарда VII номиналом два пенса. Новая марка с аналогичным номиналом также имела изображение короля. Всего было напечатано 24 миллиона марок, но после неожиданной кончины короля в мае того же года почти все марки были уничтожены. На сегодняшний день существует несколько экземпляров этой марки, хотя их фактическое число неизвестно. Единственный известный экземпляр находится в Королевской Филателистической Коллекции.

    (Ее приблизительная стоимость $130000, примечание переводчика)

    5. 12-пенсовая «Черная Королева Канады»

    Черная Королева Канады была выпущена в 1851 году и является одной из самых редких в настоящее время. На марке изображен профиль королевы Виктории. За основу взят портрет королевы, написанный Альфредом Эдвардом Шалоном. Этот дизайн называется Chalon Head. Несмотря на то, что было напечатано более пятидесяти тысяч экземпляров, продано их было совсем небольшое количество. В 1857 году оставшиеся марки были изъяты и уничтожены. Считается, что в настоящее время существует лишь немногим более 100 марок такого рода. Стоимость одного экземпляра оценивается примерно в $500 000.

    4. «Перевернутая Дженни»

    Также известная как «Дженни вверх ногами», «Перевернутая Дженни» является почтовой маркой Соединенных Штатов с номинальной стоимостью 24 цента. Она был впервые выпущена 10 мая 1918 года. Эта ошибка печати сделала ее одной из самых редких почтовых марок в мире. На ней изображен самолет Curtiss JN-4 в перевернутом виде. Считается, что сейчас существует только 100 марок с ошибкой. Хотя, по меньшей мере еще три листа были напечатаны с ошибкой, все они были найдены и уничтожены. Одна перевернутая марка «Дженни» была продана за $ 977,500 на аукционе в 2007 году.

    3. Голубой Маврикий

    Эти марки были выпущены на Маврикии в сентябре 1847 года, когда остров был британской колонией. Марки были двух номиналов: один пенни с оранжево-красным цветом и два пенса темно-синего цвета. На марке была изображена Королева Виктория. Благодаря ошибочной надписи «Почтовое отделение», эта марка и стала редкостью.

    Надпись была изменена на «Post Paid» в следующей серии. Существует легенда, что формулировка была ошибочной, но филателисты утверждают, что это не так. Марка привлекла внимание коллекционеров впервые в 1864 году. В настоящее время существует только 26 экземпляров марки. Их стоимость оценивается примерно в 4 миллиона долларов.

    2. Трехскиллинговик Желтый

    Второе место в списке самых редких почтовых марок занимает шведская марка Treskilling Yellow, выпущенная в 1855 году. Эта марка когда-то держала мировой рекорд по самой высокой цене за одну почтовую марку на торгах. Она была продана на аукционе 1996 года за 2,3 миллиона долларов. А в 2010 году была перепродана, но точная цена не стала общедоступной. Марка является единственной в своем роде. Ее известность объясняется ошибкой печати. Трехскиллинговые марки печатались сине-зелеными, а восьмискиллинговые - желтыми. По ошибке несколько трехскиллинговых марок были напечатаны в желтом цвете. Единственный известный выживший экземпляр был обнаружен школьником и филателистом по имени Георг Вильгельм Бахман в 1886 году, когда он обследовал чердак своих дедушки и бабушки.

    1. Британская розовая Гвиана номиналом в 1 цент

    Марка, которая была продана на аукционе 2014 года за 9,5 млн. Долл. США, Британская Гвиана розового цвета, считается самой ценной и самой редкой маркой в мире. Сейчас существует только один ее экземпляр, вырезанный в форме восьмиугольника. Марка была выпущена в ограниченном количестве в 1856 году бывшей Британской Гвианой. На ней изображено парусное судно вместе с девизом колонии «Damus Petimus Que Vicissim» (Мы даем и ожидаем взамен). Она была обнаружена в 1873 году шотландским школьником по имени Луи Вернон Воган среди писем своего дяди. Марка не раз упоминалась в различных фильмах и книгах как «особоценная».