Материал        29.03.2023   

Островский «Свои люди – сочтёмся» – герои. «Главные действующие лица пьесы А.Н.Островского "Свои люди — сочтемся!" Характеристика героев свои люди сочтемся

Главной темой произведения становится вечный конфликт между отцами и детьми. Проявление безразличия к собственным детям привело к печальному финалу. Образ и характеристика Большова в комедии Островского ‹‹Свои люди -сочтемся!›› с цитатами покажут читателю наглядный пример того, как невежество и корысть могут сыграть против человека злую шутку.

Большов Самсон Силыч – зажиточный купец. Женат. Жаден и расчетлив. Отец Олимпиады. Отрицательный персонаж.

Образ

Самсон Силыч вполне успешный купец. Не каждый может похвастаться, что у него в собственности три торговых лавки в Москве. В семье у него тоже все в порядке. Всю жизнь прожил в браке с одной женщиной, матерью его единственной дочери, Аграфеной Кондратьевной. Воспитывает дочь Олимпиаду Самсоновну, которую все домашние называют не иначе как Липочка.

Происхождения он самого простого, крестьянского. Так же, как и супруга. Не сразу он стал уважаемым купцом. До того как податься в торговлю, Большов занимался продажами голиц для рабочих.

Отец-то, Самсон Силыч, голицами торговал на Балчуге; добрые люди Самсошкою звали, подзатыльниками кормили. Да и матушка-то Аграфена Кондратьевна чуть-чуть не поневщица – из Преображенского взята. А нажили капитал да в купцы вылезли, так и дочка в принцессы норовит. А все это денежки.

Характеристика

Создается впечатление, что Большов целеустремленный и всего добился упорным трудом, но это не так. Он просто удачно попал в струю, чем без раздумий воспользовался. Формирование его внутреннего характера и умственного развития остались на прежнем уровне. Самсон Силыч просто пытается соответствовать тем людям и той среде, в которой живет, не более.

По натуре своей Большов черствый и холодный. Он постоянно грубит в разговоре не только подчиненным, но и близким людям, считая, что это правильно. Даже в общении с дочерью проявляет полное равнодушие, ставя превыше всего собственный интересы и выгоду. Это особенно видно в тот момент, когда он настаивал на замужестве Олимпиады с приказчиком. Девушка была категорически против, но слово отца в этой семье закон.

Захотел выдать дочь за приказчика и поставлю на своем, и разговаривать не смей; я и знать никого не хочу.

Только он может распоряжаться судьбой собственной дочери. Ее мнение ему абсолютно безразлично.

Он властен и жесток по отношению к окружающим. Его деспотичность проявляется при каждом удобном случае. Всем, кто ниже по статусу, он ясно дает понять, кто хозяин положения. Все его детство прошло среди унижений и упреков и сейчас он в полной мере наслаждается тем, что может безнаказанно унижать и попрекать других. Ему это доставляет ни с чем ни сравнимое удовольствие.

Заняв крупную сумму денег, Большов изначально не планировал ее возвращать. Прикрываясь ложным банкротством, он пытается таким образом скрыться от сумасшедших долгов перед кредиторами. В итоге переписывает состояние приказчику Подхалюзину, которое по его словам будет неплохим приданым для дочери.

Ему свойственно упрямство.

Коли ему что попало в голову, уж ничем не выбьешь оттедова.

Подлость и хитрость.

Коли он сам других обманывает, так какая же тут совесть!

Напрасно Большов ожидал от дочери и зятя поддержки. Он до последней минуты надеялся спастись благодаря семейным узам, но не тут-то было. Что посеешь, то пожнешь. Вырвавшись из-под родительской опеки, дочь смогла избавиться от этого ига, тяготившего ее. У нее нет к отцу ни жалости, ни сострадания. Оказавшись на грани отчаяния, обманутый дочерью и приказчиком, он понимает, что совершил непоправимую ошибку, получив по заслугам. Нельзя требовать от детей любви, честности, благородства, если у самого отсутствуют моральные качества.

Змеи вы подколодные!...

Ты уж не плати за меня ничего: пусть что хотят со мной, то и делают. Прощайте, пора мне!

Ведь я злостный – умышленный...ведь меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради!


Матерый купец попался в собственную ловушку. Он не учел, что всегда найдутся люди хитрее и предприимчивее. Такими людьми оказались Рисположенский и Подхалюзин без труда сумевшие обмануть его.

Одним из ярких примеров драматургической русской литературы считается комедия Александра Николаевича Островского «Свои люди - сочтемся». В ней автор с присущим ему юмором описывает проблематику взаимоотношений в купеческой среде, наделяя своих героев яркими и самобытными чертами. Предлагаем литературный анализ пьесы по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1849 год.

История создания – Пьеса была опубликована в журнале «Москвитянин», и была очень тепло принята в литературных кругах. Однако из-за поднятой тематики произведение оказалось под запретом, и пьесу смогли поставить в театре лишь после смерти императора Николая I.

Тема – Конфликт двух поколений, который происходит в купеческой среде, живущей по принципу «не обманешь - не продашь».

Композиция – Особенность композиции пьесы заключается в отсутствии экспозиции. Завязка - купец Большов занимает крупную сумму денег, его дочь Липочка мечтает о замужестве. Развитие событий - Большов признает себя банкротом, и все свои деньги переписывает на Подхалюзина, и для упрочнения сделки женит его на Липочке.

Кульминация - отказ Липочки выплачивать долги отца, оказавшегося в долговой тюрьме. Развязка - логический итог - обманщик обманул обманщика.

Жанр – Пьеса. Комедия.

Направление – Реализм.

История создания

Первым серьезным произведением Александра Николаевича стала пьеса «Свои люди - сочтемся», написанная в 1849 году. Островский в течение трех лет упорно работал над комедией, название которой менялось на протяжении всего творческого процесса: «Несостоятельный должник», «Банкрот», окончательной же версией стало название «Свои люди - сочтемся».

Впервые пьеса была опубликована в 1850 году в мартовском номере журнала «Москвитянин». Ее появление вызвало большое оживление в литературных кругах России, поскольку молодой автор в ироничной форме поднял серьезные проблемы общества. Неудивительно, что остросоциальная пьеса была запрещена цензурой, а Островский оказался под негласным полицейским надзором.

Лишь после смерти императора Николая I в 1859 году постановка пьесы оказалась возможной, но только при условии более «смягченного» ее варианта. Представление комедии на суд публики в оригинальной версии состоялось только в 1881 году.

Тема

Для своего произведения Островский выбрал одну из популярных в 19 веке тем - противостояние двух поколений , «отцов» и «детей». Однако фоном для развития конфликта им был выбран мощный социальный пласт в России - купечество. Сквозь призму взаимоотношений главных героев автору удалось в полной мере раскрыть насущные проблемы общества.

Купеческую среду, в которой царит пошлость и невежество, Островский изображает во всей своей неприглядности. Примечательно, что ни одни из главных героев пьесы не вызывает положительных эмоций. Большов отталкивает своей жадностью и тяжелым характером, а его дочь Липочка видит в образовании лишь дань моде и мечтает лишь об одном - удачно выйти замуж и избавиться от гнета отца-самодура.

Видя смысл жизни только в получении наживы и считая абсолютно нормальным жить по принципу «не обманешь - не продашь», Большов сам остается у разбитого корыта. Для него страшным ударом становится предательство Липочки, которая отказывается выплачивать его долги и равнодушно оставляет «гнить» в долговой тюрьме.

Основная мысль произведения заключается в простой истине - «что посеешь, то пожнешь». Невозможно требовать от своих детей быть честными, благородными и душевно чуткими, если сам не обладаешь этими качествами.

Композиция

При проведении в пьесе «Свои люди - сочтемся» анализа композиции, следует отметить, что в произведении отсутствует экспозиция. Автор не раскрывает перед читателем предысторию событий, и сразу приступает к повествованию.

В завязке Островский знакомит читателя с купцом-самодуром Большовым, который занимает крупную сумму денег, но не спешит ее возвращать. Его дочь Липочка страстно мечтает удачно выйти замуж, и навсегда покинуть дом, в котором так тяжело живется под отцовским гнетом.

Развитие действий пьесы сводится к тому, что Большов, не желающий выполнять свои долговые обязательства, решает признать себя банкротом. Он переписывает все свое огромное состояние на приказчика Подхалюзина, и выдает за него Липочку, чтобы таким образом обеспечить сохранность своего капитала. Большов отправляется в долговую тюрьму, но он не сомневается в том, что Липочка и Подхалюзин вызволят его оттуда.

Кульминация пьесы - решительный отказ Липочки, довольной своей новой жизнью, оплачивать кредиты отца.

Жанр

Александр Николаевич отнес свое произведение к жанру комедии, хотя, по мнению многих литературных критиков, оно имеет в себя ряд трагических черт. Направление - реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 50.

), глава купеческой семьи, Самсон Силыч Большов – «самодур» чистой воды. Он груб и суров: «как не пьян, так молчит, а как пьян, так прибьет, того и гляди». Жена трепещет его, она готова лгать ему, прятаться от него; тяжелой жизнью она обезличена до того, что даже дочь её, Липочка, ни во что её не ставит. «Вы для меня не очень значительны!» – говорит она матери.

Островский. Свои люди - сочтёмся. Спектакль

К дочери Большов относится с полным презрением, – он даже добродушно подшучивает над ней, когда она пытается отстоять свои «права», – с нею он вовсе не считает нужным считаться: «Мое детище, – говорит он – хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю». «На что ж я и отец, коли не приказывать? Даром что ли я ее кормил!».

«Самодурство» Самсона Силыча проявляется не только в семейных отношениях, но и деловых. Ни с того, ни с сего, под влиянием каприза, решается он объявить себя «несостоятельным». Не из алчности к деньгам делается он «злостным банкротом», а именно из «самодурства»: сперва он хотел, было, заплатить своим должникам сравнительно высокую плату «за рубль», но когда они не пошли на это, когда его «воля» столкнулась с чужой «волей», – его необузданность заговорила в нем. Он решил ничего не платить, он заявил, что готов на все, – пусть расхищают его имущество, пусть раскрадывают все, – только бы ни уступить другим, только бы исполнить свой каприз: «моему ндраву не препятствуй!»... Эти слова сделались пословицей, – они прекрасно выражают основу миросозерцания всех этих «самодуров».

Подхалюзин. Хитрые, ловкие люди, понимающие это миросозерцание, легко могут в жизни вертеть такими самодурами. В комедии «Свои люди – сочтёмся» выведен плут-приказчик Лазарь Подхалюзин, который знает своего повелителя» Большова, «как свои пять пальцев». Потакая ему, поддакивая, разжигая его самолюбие и самодурство, он хитро добивается того, что Большов все имущество переводит на него и выдает за него дочь свою, против её воли. Когда Подхалюзин сделался полновластным хозяином, он показывает свои когти.

Большов, по натуре своей, не закоренелый плут, – правда, он вырост за прилавком, с сознанием: «не обманешь – не продашь», – но его злостное банкротство – случайное, необдуманное дело, на которое он решается под впечатлением минуты, под влиянием прочтенной газеты, под влиянием речей Подхалюзина и Рисположенского. Большов даже старается оправдать себя очень наивным, но, увы, общепринятым аргументом: «все так делают»... Но Большов все-таки мучается сознанием своей неправоты, он, под конец, кается в сделанном («сама себя раба бьет, коли нечисто жнет!» – говорит он); он по натуре даже честен, – верит людям, способен на широкие и благородные порывы. Не таков Подхалюзин: «это – холодный, расчетливый мошенник, который людям не верит, который плетет свою сеть обдуманно»; ни раскаянья, ни сострадания он не знает, и благородства чужд, – одна алчность к деньгам и беспросветный эгоизм руководят им в жизни. Только любовь к Липочке, дочери Большова, смягчает немного этот хищный, волчий облик.

Старик Большов, как злостный банкрот, попал в долговое отделение – в «яму», – там он будет сидеть вплоть до того времени, пока Подхалюзин не выплатит той части долга, на которой он сойдется с должниками. Унижение, переживаемое стариком, ломает его гордыню, – он смягчается духом. Как король Лир после ночи, проведенной в степи, в бурю, под дождем, испытывает, неведомое ему раньше, чувство жалости к тем, кто в бурю не имеет крова, – так Большов, испытавши горе, испивши чашу обиды до дна, говорит зятю и дочери таким языком, каким раньше он никогда не говорил: «не забудьте вы, что есть клетки с железными решетками, сидят там бедные заключенные. Не забудьте нас, бедных заключенных!».

Горе и стыд не только смягчили его, – они исправили его, – прежний «самодур» на коленях просит для себя милости, с женой своей говорит человеческим языком, зятю-мошеннику высказывает такие истины, которыми он раньше сам никогда не смущался: «не гонись за большим, будь доволен тем, что есть. А за большим погонишься, и последнее отнимут, оберут тебя дочиста». «Знаешь, Лазарь, Иуда, – ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем!»...

Липочка. Липочка, дочь Большова, – под стать своему мужу. Она – такая же беспросветная эгоистка, как он сам... Мать свою, забитую и смятую жизнью, она презирает за её ничтожество и малое образование и не скрывает этого презрения; отца она боится, пока у него в руках сила; когда жеон этой силы оказывается лишенным, она не скрывает своего презрительного отношения и к нему. Она еще суровее Подхалюзина относится к отцу, и, когда даже Подхалюзин испытывает какое-то волнение и восклицает: «неловко-с! Жаль тятеньку, ей Богу, жаль-с!», – она остается совершенно равнодушной.

Кроме природного эгоизма, который является у неё результатом, семейного деспотизма, – в ней есть еще «самомнение», – она считает себя «образованной» только потому, что научилась плохо танцевать, следит за модами и умеет манерничать. В лице этой Липочки Островский высмеял смешное тяготение к новой «культурной» жизни, проявившееся в купеческой среде. Как в русском дворянстве, в петровскую эпоху , это тяготение сказалось чисто внешним образом, в виде «щегольства», – так и в молодом поколении купеческого сословия в XVIII и особенно в XIX в. повторилось то же самое.

Аграфена Кондратьевна Большова. Сама старуха Большова, жена Самсона Силыча, представляет собою забитое, обезличенное существо, поглупевшее в ужасной атмосфере самодурства. Но в душе её не совсем умерло сознание собственного достоинства и порядочности. Когда она видит, как безжалостно обошлись зять и дочь с её мужем, – она, бессловесная, нашла в себе силы заговорить с негодованием; всецело зависимая от зятя, – она в глаза называет его «разбойником», «варваром». К своему грубому супругу-повелителю сохранила она в сердце своем самую трогательную, самоотверженную любовь, – и сила этой любви обнаружилась, когда он «несчастненьким» предстал перед ней.

Сысой Псоич Рисположенский. Живой и типичный образ мелкого «приказного» выведен в Рисположенском. Это мелкий чиновник, выгнанный со службы за злоупотребления. Изворотливый и пронырливый, он всеми способами, – чистыми и нечистыми, путем унижений, подлости и преступления, строит с муравьиной неустанностью здание своего семейного благополучия. Эта любовь к семье – трогательная черта, смягчающая его несимпатичный облик; у него большая семья на руках, детям он хочет дать образование, сына посылает даже в гимназию. И ради благополучия семьи, он приносит себя в жертву.

Тишка. Эпизодическую, но характерную роль играет в комедии Тишка. Это – мальчишка при лавке, который служит на посылках. Он получил уже «воспитание» в удушливой атмосфере лавочного плутовства и городской жизни, – он уже нечист на руку, любит копейку. Из него со временем выработается Подхалюзин, или, в лучшем случае, Большов. Таким образом, в лице Тишки, Подхалюзина и Большова вывел Островский три поколения тоготипа, который являлся самым характерным для купеческой жизни его времени.

Именно Александру Николаевичу Островскому обязан своим рождением русский национальный театр. Со своим неповторимым лицом, колоритом, жанровыми предпочтениями. И самое главное – со своим репертуаром. То есть с обширным набором пьес, которые можно ставить в течение сезона, постоянно разыгрывать на сцене, меняя афишу в зависимости от настроений публики.

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие «персонаж» в литературе.
ГЛАВА 2. Комедия А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся» и её главные действующие лица.
ГЛАВА 3. Второстепенные персонажи и их роль в раскрытии идейного содержания комедии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Устинья Наумовна обманута Подхолюзиным. Тут и раскрывается сущность её: « Что ж ты думаешь, я на тебя суда не найду? - говорит он Подхолюзину - … Уж ты гнать меня стал; да и я-то, дура бестолковая, связалась с вами, - сейчас видно: мещанская-то кровь!.. Уж я вас, золотые, распечатаю: будете знать! Я вас так по Москве-то расславлю, что стыдно будет в люди глаза показать!.. Ах я, дура, дура, с кем связалась!» (Д.4, явл.2).

Речь Устинья Наумовна пестрит ласковыми, льстивыми словами, вводит в обращения слова: «алмазный мой», «яхонтовый», «бралиянтовая», «серебряный». Но тем не менее хочет себя показать дамой тоже с положением, называя себя «дамой с званием-чином».

Следующим персонажем второго плана можно назвать спившегося чиновника Рисположенского, составляющего для купцов за мизерную плату различные официальные документы. Рисположенский многократно прикладывается к «рюмочке». Это двуличный человек, который клянется в любви к семье Большова, называя Самсона Силыча «благодетелем». Рисположенский говорит: «Кабы я вас не любил, я бы к

вам и не таскался. Разве я не чувствую? Что ж я, в самом деле, скот, что ли, какой бессловесный?» Но Большов, зная подлую натуру стряпчего, занимающего сплетнями и взятками, дает такую характеристику: «То-то вот вы подлый народ такой, кровопийцы какие-то: только б вам пронюхать что-нибудь эдакое, так уж вы и вьетесь тут с вашим дьявольским наущением… Знаю, что в наших руках, да сумеешь ли ты это дело сделать-то?... Знаю я, что ты любишь,- все вы нас любите; только путного от вас ничего не добьешься… Ведь вы народец тоже! Я уж вас знаю! На словах-то вы прытки, а там и пошел блудить» (Д.1,явл.10). Но тем не менее Большов именно ему доверяет дело о банкротстве «состряпать». И также легко, как и сваха Устинья Наумовна втягивается в интригу. Он жалуется Подхолюзину, на свою бедную жизнь, на воспитание «четырех ртов», и поэтому он на той стороне, кто больше заплатит. За рюмку водки готов сделать всё. Комической стихии речи главных героев пьесы противостоят чувствительность речи маленького чиновника Рисположенского Речь стряпчего отличается эмоциональной суетливостью и самоуничижением, выраженными употреблением уменьшительных имен: «После, Аграфена Кондратьевна, после доскажу, на свободе как-нибудь забегу в сумеречки и расскажу», - говорит он хозяйке дома. «А я вот забежал понаведаться, как ваши делишки», - говорит он Большову.

Ключница Фоминишна напоминает добрую старушку, которая, видимо, давно живет в семье Большовых. Это можно заметить по разговору с хозяевами – она говорит на равных с ними, считает себя в чем-то равноправным членом семьи. «…На словах-то ты у нас больно прытка, а на деле-то вот и нет тебя. Просила, просила, не токмо чтобы что

такое, подари хоть платок, валяются у тебя вороха два без призрения, так все нет, все чужим да чужим» - так она обращается Липочке (Д.1, явл.4). Она принимает участие в семейных делах, по-матерински любит Липочку: «Ох, уж ты мне, егоза!» Просит Устинью Наумовну, чтобы она нашла «егозе» жениха хорошего, «чтоб были люди свежие, не плешивые, чтоб не пахло ничем, а там какого ни возьми - все человек». Фоминишна очень любит этот дом, беспрекословно выполняет все требования домашних, одновременно старается угодить и Самсону Силычу, и Аграфене Кондратьевне; терпит «буйство и драки» пьяного Большова. Фоминишна напоминает чем-то саму хозяйку по складу ума и любви к домочадцам. Он беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга.

Мальчик Тишка находится в конторе Большова в прислугах. С ним знакомимся во втором действии, которое открывается монологом Тишки, где раскрывается истинное лицо и положение этого мальчика в семье. Он сетует на то, что ему надоело «целый день шаркать по мостовой как угорелый», но чувствуется что не безразличны ему деньги и уже понемногу, по копеечке, начинает собирать свой доход («Полтина серебром - это нынче Лазарь дал. Да намедни, как с колокольни упал, Аграфена Кондратьевна гривенник дали, да четвертак в орлянку выиграл, да третевось хозяин забыл на прилавке целковый. Эвось, что денег-то!» Д.2, явл.8). Ему даже «по малолетствию не спускается» и наказания терпит от всех. «Коли не тот, так другой, коли не сам, так сама задаст вытрепку; а то вот приказчик Лазарь, а то вот Фоминишна, а то вот... всякая шваль над тобой командует» (Д.2,явл.1). Уже с малолетства он проявляет дерзость и грубость. Когда-то, видимо, так себя вел в этом доме и Подхолюзин. Мальчик Тишка пока что ещё служит «на побегушках», но, и со временем, очевидно, он станет «новым» Подхалюзиным. Поэтому автор всегда его показывает рядом с этим персонажем. И в четвертом действии, где Подхалюзин выгоняет Рисположенского, Тишка помогает ему в этом, участвуя в диалоге и показывая своё будущее истинное лицо.

Тишка. Ишь ты, с пьяных-то глаз куда лезет!

Рисположенский. Постой, постой!.. Почтеннейшая публика! Жена, четверо детей - вот сапоги худые!..

Подхалюзин. Все врет-с! Самый пустой человек-с! Полно ты, полно... Ты прежде на себя-то посмотри, ну куда ты лезешь!

Рисположенский.

Рисположенский. Пусти! Тестя обокрал! И меня грабит... Жена, четверо детей, сапоги худые!

Тишка. Подметки подкинуть можно!

Рисположенский. Ты что? Ты такой же грабитель!

Тишка. Ничего-с, проехали!

Нарастающий процесс действия завершается своего рода взрывом, который срывает маски с героев и их взаимоотношений, обнаруживая скрытую под видимостью суть характеров и положений.

Островский - мастер речевой характеристики. Он наделяет своих персонажей речью, раскрывающей их внутренний мир. Речи героев в основном ведутся в тонах веселости, грубости и лукавства. И в самом строе этих внешних простодушных, а внутренне лукавых речей драматург выделяет и усиливает комическую противоречивость характеров героев.

Второстепенные персонажи – это фон раскрытия образов главных персонажей, которые, увы, постепенно утрачивают активность. Они прекрасно знают правила и законы «темного царства», и поэтому приспосабливаются к условиям жизни. В них чувствуется властность, корыстолюбие, сила, желание обманывать. Пока они подчиняются и не имеют четкой жизненной позиции, их жизнь зависит от выгодных условий жизни. Среди второстепенных персонажей не выделяются положительные, хотя их нет и во всем произведении. Это мир бездуховных людей, в котором каждый живет по собственным законам. Во всем они ищут выгоду.

Объясним ещё одну черту поэтики Островского. В комедии отсутствует фигура образованного героя-резонёра (как, допустим, Чацкий у Грибоедова). Интрига не разоблачается прилюдно. Можно сказать, что именно второстепенные персонажи разоблачают Подхолюзина (Устинья Наумовна, Рисположенский). Ведь именно ими была сфабрикована вся интрига, они же и «пострадали».

Второстепенные персонажи сыграли большую роль в раскрытии идейного содержания комедии. Можно сделать вывод действующие лица Островского грубы, простодушны, дики, наивны, самовольны, отходчивы, наглы, робки, безобразны... И из всего этого спектра душевных качеств рождаются отношения в доме, имеющие видимость патриархальной простоты, но окрашенные насилием и обманом. Обман в "Банкроте" выступает как потайная пружина всей жизни. Идея обмана поднята до символики, до грозного поэтического обобщения: все обмануты в пьесе или ждут, что их обманут, ибо обман - это не мелочное надувательство: обман - закон, обман - царь, обман - религия жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение приведем ещё один важный принцип Островского - на все социальные проблемы драматург неизменно смотрит сквозь призму нравственности. Свой моральный (или - чаще - аморальный) выбор его герои делают в жёстко заданных общественных обстоятельствах, но обстоятельства важны не сами по себе. Они лишь обостряют вечные вопросы человеческой жизни: где правда, где ложь, что достойно, что недостойно, на чём стоит мир...

В работе сделана попытка анализа второстепенных персонажей в сюжете, образной системе и раскрытия их роли в идейном содержании комедии.

«Он начал необыкновенно - и читатель ждет от него необыкновенного»- писал об Островском И. С. Тургенев, имея в виду прежде всего «Своих людей...».

Успех только что законченной комедии еще неизвестного драматурга был огромен. Молодой автор с помощью своего друга, актёра Малого театра П. С. Садовского, целую зиму читал ее в рукописи по московским гостиным и приводил слушателей в восторг. «Что за прелесть «Банкротство», - отмечала, например, писательница Ростопчина, - это наш русский Тартюф, и он не уступит своему старшему брату в достоинстве правды, силы, энергии».

Немногие писатели описывают так умело жизненные ситуации, заставляя призадуматься над ними. Пьесы Островского открывают нам нашу жизнь. И мы стараемся избежать тех ошибок, которые совершили те или иные герои в пьесах. Социальные темы, проблемы купеческой амбициозности, конечно, и сегодня не утратили своей актуальности. Но сюжет про московских бизнесменов и их семьи середины XIX века интересен в наши дни именно потому, что вновь дает пищу к размышлению о вечной проблеме отцов и детей, смены поколений, смены жизненных ценностей.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Островский А. Н. Избранное. Свои люди – сочтемся. Москва,1993, с.15-78.

2. Добролюбов Н. А. Темное царство. - Полн. собр. соч., т. 2. М., 1935.

3. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение: Книга для учителя.// VI. Литературное произведение. Композиция. Персонажи в композиции// М., 2000, с.187-248

4. Лакшин В. Я. Александр Николаевич Островский. 2-е изд., испр. и дол. - М.: Искусство, 1982. Серия "Жизнь в искусстве"

5. Лотман Л. М. Островский и русская драматургия второй половины XIX в. // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1983-1994.

6. Поспелов Г. Н. История русской литературы ХIХ века. Издательство «Высшая школа», Москва, 1972 г.

7. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия для студентов / М.: РГГУ, 2001. - с.211

8. Холодов Е. Т. Мастерство Островского. М., 1963.

9. Чернец Л.В. Система персонажей // Русская словесность. 1994. № 1. (Материалы к словарю).

10. Штейн А. Л. Мастер русской драмы. Этюды о творчестве Островского.м.,1973,с.29-37

http://briefly.ru/ostrovskij/svoi_ljudi/

В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, упрямы и недальновидны. Каждый из персонажей пьесы заслуживает пристального внимания.
Самсон Силыч Большов, купец, глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными делами. Он невежествен и корыстен, именно эти его качества и сыграли с ним злую шутку. Его жена, Аграфена Кондратьевна, представляет собой типичную купеческую жену. Не получившая никакого образования, она, тем не менее, весьма высокого мнения о себе, но живет только насущными, бытовыми проблемами.Дочь Олимпиада Самсоновна, или Липочка, дурно воспитана, необразованна, даже не умеет как следует танцевать. Но вместе с тем она твердо уверена, что заслуживает самого выгодного жениха. Особенно смешны и нелепы рассуждения Липочки о желании выйти замуж за благородного. Приказчик Лазарь Елизарыч Подхалюзин, за которого в результате и выходит замуж Липочка, корыстен, эгоистичен, у него нет ни малейшей благодарности к купцу Вольтову, которому Подхалюзин, можно сказать, обязан всем. Подхалюзин превыше всего ценит свою собственную персону. И в результате добивается того, что для него так важно.
Остальные персонажи дополняют нарисованную автором картину купеческого быта. Все герои пьесы одинаково примитивны, в них нет ни малейшего намека на благородство, стремление к прекрасному и возвышенному. Пределом мечтаний для них является обеспечение будничных, повседневных нужд.
Интересны отношения “отцов” и “детей”. В дочери не заметно ни малейшего почтения к матери Во время ссоры они обмениваются нелестными друг для друга характеристиками. Липочка совершенно лишена такого качества, как уважение к старшим. Она равнодушна к своим матери и отцу и думает только о себе. Она мелочна, глупа и полностью соответствует семейной атмосфере, которая изображена в данной пьесе.
“Отцы” относятся к своим “детям” также с полнейшим равнодушием. Для купца Большова дочь - только средство для увеличения капитала.

В пьесе “Свои люди - сочтемся” показан мир бездуховных людей, в котором каждый живет по собственным законам. “Дети”, взрослея, перенимают отношение “отцов” к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего сомнения в том, как поступить дальнейшем.

Антагонизм богатых и бедных, зависимых, «младших» и «старших»(выражение Добролюбова) здесь развернут и продемонстрирован не в сфере борьбы за равноправие или свободу личного чувства, а в сфере борьбы корыстных интересов, стремления разбогатеть и зажить «по своей воле». Все высокие ценности, к которым устремлены мечты и действия передовых людей эпохи, подменены своими пародийными двойниками. Образованность – не что иное, как желание следовать моде, презрение к обычаям и предпочтение «благородных кавалеров «бородастым» женихам. В комедии Островского идет война всех против всех, и в самом антагонизме драматург вскрывает глубокое единство персонажей: добытое обманом удерживается только насилием, грубость чувств – естественное порождение грубости нравов и принуждения.

В пьесе была достигнута очень высокая ступень обобщения. Опираясь на индивидуализацию, драматург создал типы, давшие плоть и облик целому явлению русской жизни, вошедшие в культурную память нации как «типы Островского».

8.2.Анализ пьесы «Гроза»

http://briefly.ru/ostrovskij/groza/

Действие драмы происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, творятся темные дела. В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров. Тут же разъясняется, что причина нищеты – бессовестная эксплуатация бедных богатыми. В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», но по- разному выражающие свой протест против этой силы.

Рисуя образы представителей «темного царства»- Дикого и Кабаниху, автор совершенно ясно показывает, что деспотизм и жестокость их держатся на деньгах. Это деньги дают Кабанихе возможность и распоряжаться у себя в доме, и командовать странницами, которые постоянно всему свету разносят ее нелепые мысли, да и вообще диктовать нравственные законы всему городу. Основной смысл жизни Дикого - обогащение. Жажда денег изуродовала его, превратила в безрассудного скрягу. Нравственные устои в его душе основательно расшатаны.

Против «отцов» города восстают молодые силы жизни. Катерина, главная героиня пьесы,- натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходиться жить, эти качества не только не присущи большинству людей, им просто не доступно их понимание. Ее трагедия состоит в том, что девушку заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».

Это произведение было напечатано в 1860 году, в период об­щественного подъема, когда начали рушиться крепостнические устои, и в душной, тревожной атмосфере действительно собира­лась гроза. В русской литературе гроза издавна была олицетворением борь­бы за свободу, и у Островского это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение.

Н. А. Добролюбов, говоря о новаторстве Островского-драматурга, считал, что его произведения не подходят под привыч­ные правила, и называл их «пьесами жизни». В них по-новому развиваются действия и характеры. Следуя за Грибоедовым и Го­голем, Островский выступает как мастер драматургического кон­фликта, реалистически отражающего общественные противоре­чия эпохи.

В «Грозе» конфликт вовсе не сводится к истории трагической любви Катерины и Бориса. Сама эта история отражает типические конфликты эпохи 60-х годов XIX века: борьбу между отжива­ющей моралью самодуров и их безответных жертв и новой мора­лью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческо­го достоинства.

Акценты в понимании трагической судьбы Катерины могут быть расставлены по-разному. С точки зрения социальной, ее трагедия определена условиями ее существования, невозможностью вырваться из города Калинова, несмотря на то, что это желание превратилось у нее во всепоглощающую страсть. Победа «темного царства» в конфликте с Катериной предрешена. Вызов, который она бросает калиновскому миру, обрекает ее на поражение: ведь для того, чтобы ее мечты сбылись, либо она должна покинуть Калинов (что невозможно), либо должен рухнуть весь социально-бытовой уклад. «Пленница» калиновского мира, Катерина сталкивается, таким образом, с прочной «каменной стеной»: на ней уже образовались «трещины», однако она по-прежнему незыблема. Патриархальным укладом жизни недовольны многие персонажи (Тихон, Кулигин, Кудряш и Варвара), но их недовольство не перерастает в открытый протест.
Философский аспект трагедии Катерины - ее противостояние судьбе. В этом конфликте героиня также не может победить: она должна либо подчиниться воле судьбы, смирившись со своей участью жертвы «темного царства», либо решить спор ценой ухода из жизни.
Психологическая сторона ее трагедии - неразрешимое противоречие между сознанием греха и неукротимой волей, побуждающей ее совершать поступки вопреки внутреннему моральному запрету
Для понимания трагической судьбы героини важны все три взаимосвязанных аспекта ее трагедии: социальный, философский и психологический. Только с учетом всей сложности трагических противоречий, возникших в «Грозе», можно правильно оценить положение Катерины. В банальной ситуации измены купеческой жены «упаковано» значительное социально-бытовое и философско-психологическое содержание. Супружеская измена из чисто бытового факта превратилась в трагедию личности, для которой любовные отношения стали не причиной, а следствием ее противостояния окружающему миру. «Грех» Катерины не в том, что она нарушила бытовой запрет, а в том, что осмелилась подвергнуть сомнению незыблемость существующего порядка вещей. Её судьбу определило столкновение двух исторических эпох.
Впервые в драматургии Островского трясина привычного существования стала не только предметом сатирического осмеяния, но и источником высокой трагедии. Таким образом, трагическое и комическое в «Грозе» - два полюса авторского отношения к патриархальному купеческому быту.

8.3. Анализ пьесы «Бесприданница»

http://briefly.ru/ostrovskij/bespridannica/

Сатирические комедии и психологические драмы – два направления творчества Островского, в наибольшей степени связанные с пореформенной действительностью.

Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается "Бесприданница". Ее нередко сопоставляют с "Грозой", и в известной мере это справедливо. "Гроза"-главное произведение дореформенной драматургии Островского, "Бесприданница" же вбирает в себя многие мотивы пореформенного творчества драматурга. На сопоставление этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами развертывается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах существенную роль играет собирательный образ волжского города, в котором происходит действие. Но различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству художественного мира "Грозы" и "Бесприданницы".

"Бесприданница" - драма буржуазной эпохи, и это решающим образом влияет на ее проблематику. Если душа Катерины в "Грозе" вырастает из народной культуры, одухотворенной нравственными ценностями православия, то Лариса Огудалова - человек нового времени, порвавшего связи с тысячелетней народной традицией, освободившего человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести. В отличие от Катерины, Лариса лишена цельности. Ее человеческая талантливость, стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость -все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы- результат того, что буржуазные представления о жизни имеют над ней власть, влияют на ее понимание людей. Мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии - торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой выбор. И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, - самый жестокий и бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев верно замечает: "Сердца нет, оттого он так и смел". И Островский солидарен с этим мнением, хотя Карандышев и не является выразителем авторских оценок. Вообще, такого героя в пьесе нет, зато почти каждый из действующих лиц в той или иной момент верно оценивает ситуацию и людей, в ней участвующих.

Сложность характеров героев -будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как у Паратова, - вот в чем психологизм драмы Островского. Паратов для всех окружающих - большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. Но, с другой стороны, он тонко, как бы между прочим, показывает нам и другого Паратова, его истинное лицо. В первой же встрече с ним мы слышим признание: "Что такое "жалость", этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно". И сразу мы узнаем, что продает Паратов не только "Ласточку", но и себя самого невесте с золотыми приисками. В конечном итоге, тонко компрометирует его и сцена в доме Карандышева, потому что отделка его квартиры и попытка устроить роскошный обед -это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова. И вся разница заключается в суммах, которые каждый из героев может на это потратить. Глубоко значительна сцена, характеризующая обоих соперников, домогающихся любви Ларисы. Таким образом, средством психологических характеристик у Островского оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрывается перед зрителями. Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать "очень дорогой вещью". И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры. Финал драмы - смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение - поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано автором в стиле "сильного драматизма" и при этом с безупречной психологической точностью. Она смягчена, успокоена, она всех прощает, потому что счастлива тем, что наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства-безрассудный, самоубийственный, нерасчетливый поступок Карандышева, освободивший ее от унизительной жизни содержанки.