Монтаж         29.03.2023   

Принципы изображения Толстым светского общества. Анализ эпизода "В салоне Шерер"

https://pandia.ru/text/78/057/images/image002_152.gif" alt="" width="395" height="95 src=">

(Материал к урокам)

Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни и насколько они обладают способностью не застывать в рамках привычного бытия .

Одной из целей литературного образования в школе является, в частности, формирование у обучающихся стремления к самостоятельному анализу литературно-художественных произведений, а также прочных навыков такого анализа, владения его приёмами, основывающегося на понимании законов строения литературного произведения и художественной функциональности составляющих его элементов на всех уровнях организации литературного текста, т. е. в конечном итоге воспитание читателей, обладающих хорошим литературным вкусом. Золотой фонд русской классики и по сей день остаётся животворным источником познания мира и человека.

Как каждый гениальный художник, неисчерпаем. Его творчество – как неиссякаемый источник, струя которого, сколько ни черпай, остаётся сильной и чистой, и чем больше черпаешь, тем сильнее бьёт и чище становится родниковая вода.

Кто не знает, кто не чувствует величия и красоты художественного творчества гениального писателя? Но как суметь помочь своим ученикам проникнуть, хотя бы в небольшой степени в тайны его владения словом? Заставить задуматься о том, в чём заключается особенность мастерства «титана». Способствовать более глубокому постижению идейно-художественного своеобразия произведения.

На современном этапе деятельность учителя предполагает не только поиск новых педагогических технологий, но и умение моделировать учебно-воспитательный процесс, используя элементы традиционных методик. Работа в группах – устоявшийся в педагогическом пространстве приём организации учебного процесса. Этот вид организации учебной деятельности способствует изменению сферы интересов ученика, формирует чувство взаимоподдержки, вносит здоровый элемент соревновательности, решает задачи здоровьесбережения.

В основу групповой работы положен системно-деятельностный принцип. Эффективность работы определяет её правильная организация: предварительно распределяются роли, заранее объявляется объём и цели работы, даются вопросы для обсуждения.

Работа в паре помогает наладить партнёрские взаимоотношения и развивает чувство «локтя», способствуя созданию ситуации успеха.

Актуальная проблема развития исследовательской компетенции учащихся находит своё решение в презентациях и проектах, учащиеся сами выбирают парные или групповые их виды. Уроки-путешествия по литературным местам, музеям, сбор материалов по нужным интересным темам – всё это нацелено на реальное продвижение ученика в развитии и обучении.

Ниже представлены задания, которые использую не только для проведения уроков(слайды), но и для дистанционной подачи материала ученикам, находящимся на индивидуальном обучении (программа Skype).

Задание №1 по роману «Война и мир»

1. Какие вопросы общественной жизни были актуальными в 60-е годы (на материале известных уже Вам произведений того времени,)?

2. Как менялся замысел Толстого? Означало ли перенесение действия романа в эпоху 1812 года, что писатель ушел от современности?

3. В дневнике писателя М. Пришвина есть такая запись: «Тайная современность рассказа о несовременных вещах является, может быть, пробным камнем истинного творчества».

Почувствовали ли Вы тайную современность романа «Война и мир» во время самостоятельного чтения? В чем, по-вашему, она заключается?

Задание №2

1. В чем отличие «Войны и мира» от известных Вам романов 19-го века?

2. Каковы основные признаки эпопеи в произведении?

Задание №3

1. Почему роман начинается с описания вечера в салоне Шерер? (т.1, ч.1, гл1-4)

2. Почему князь Василий появляется в салоне самым первым? Что можно сказать и что говорит сам автор о манере речи Василия Курагина и хозяйки салона? (т.1,ч.1,гл.1-4)

3. Каковы темы разговоров в салоне? С чем сравнивает Толстой салон и его хозяйку? Сделайте вывод об отношении автора к светскому обществу. (т.1,ч.1,гл.1-4)

4. Что можно сказать по первым впечатлениям о П. Безухове и о князе А. Болконском? (т.1,ч.1,гл.1-6)

5. Кто привлек Ваше внимание в этих главах? Чем именно? (т.1,ч.1,гл.1-4)

1. Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему сражение показано глазами Пьера?

2. Как Пьер убедился в справедливости слов старого солдата: «Всем народом навалиться хотят»?

3. Как объяснить, что в Бородинском сражении участвует Долохов?

4. Почему князь Андрей, «Тимохин и вся армия» (слова князя Андрея) уверены в победе?

5. Справедливы ли слова князя Андрея, что французов надо казнить?

6. Покажите, как «по солнцу и под солнцем» идет сцена боя.

7. Нашел ли Пьер своё место среди солдат на батарее Раевского?

8. Легко ли было русским в бою? Покажите это на примере полка князя Андрея. Героизм и мужество участников сражения.

9. Одинаково ли ведут себя Кутузов и Наполеон в бою?

Настроение французского лагеря (гл.26-29)

Роль пейзажа в описании сражения (т.3, ч.2, гл.30-39).

Батарея Раевского (гл.31-32).

Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл.33-35).

Ранение князя Андрея, его мужество (гл.36-37).

Проверочная работа по эпизоду «Бородинское сражение» (ч.2, гл.19-39)

1. Почему Толстой показал значительную часть событий боя в восприятии Пьера?


2. Какое значение имели для Пьера слова солдата: «Всем народом навалиться хотят» (гл,20)?

3. Как раскрываются характеры исторических лиц и главных героев романа в описании боя?

4. Каковы итоги прожитой жизни, которые князь Андрей подводит накануне сражения?

5. Объясните слова князя Андрея: «…пока Россия была здорова, ей мог служить чужой» (гл.25).

6. Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма (гл.25)?

7. Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и фраза: «Шахматы расставлены, игра начинается завтра» (гл.26-29)?

8. Как раскрывается истинный героизм народа в одном из эпизодов битвы?

9. С какой целью Толстой сравнивает Наполеона с игроком (гл.29)?

11. Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска (гл.39?)

Вопросы к образу Кутузова

1. Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?

2. Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?

3. Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?

4. Почему Кутузов 1805 году уклоняется от сражений, но дает Шеграбенское сражение?

5. Почему он спит на военном совете под Аустерлицем и активно действует в бою? Выполняются ли его приказы при Аустерлице?

6. Докажите, что Кутузов – это «свой, родной человек» для народа.

7. Есть ли противоречие между тем, как определяет Толстой роль Кутузова в Бородинском сражении и показанным Толстым же поведением Кутузова?

8. Как Кутузов, не желая сначала отдавать Москву без сражения, приходит к этому решению?

9. Претендует ли Кутузов на роль героя в истории?

11. Одинаково ли отношения Кутузова к разным людям? Покажите это на примере речи героя.

Вопросы к облику Наполеона

1. Как воспринимается Наполеон князем Андреем и Пьером в начале романа? Где и почему происходит крушение этого восприятия Наполеона как героя?

2. Каково традиционное представление о внешнем облике Наполеона? Как Толстой рисует Наполеона?

3. Знает ли Толстой что-нибудь положительное в реальном Наполеоне? Почему исключает это из образа своего героя?

4. Чем руководствуется Наполеон, идя «с Запада на Восток убивать себе подобных»?

5. Почему не исполняются «разумные» приказы Наполеона в Бородинском сражении? Все ли приказы его разумны?

6. Замечает ли Наполеон других людей? Какого его отношение к самому себе?

8. Сравните речь Наполеона с речью Кутузова.

9. Покажите, из каких художественных компонентов слагаются образы обоих полководцев.

Вопросы по тому 3 («Война и мир»)

1. Начало войны 1812 года (ч.1,гл.1). Как оценивает Толстой роль личности в истории? Какое значение он придает личной и «роевой» жизни человека?

2. Переправа польских улан через Неман (ч.1,гл.2). Как раскрывает автор свое отношение к бонапартизму?

3. Пьер в начале войны (ч.1,гл.19). О чем говорят душевное смятение Пьера, его неудовлетворенность собой и окружающими?

4. Пожар Смоленска и отступление русской армии (ч.2,гл.4,5). Каким общим чувством охвачены жители города и солдаты? Как относятся солдаты к князю Андрею и почему?

5. В петербургских салонах (ч.2,гл.6). Какая мысль лежит в основе «взаимосцепления» эпизодов: пожар Смолеска и жизнь петербургских салонов?

6. Богучаровский бунт (ч.2,гл.6). Почему княжна Марья не могла понять богучаровских мужиков? С какой целью Толстой ввел в роман сцену бунта? Как показаны основные участники бунта и Николай Ростов?

7. Разговор Кутузова с князем Андреем (ч.2,гл.16). Как Вы понимаете слова Кутузова: «… твоя дорога - это дорога чести»? Какое значение имеют в романе мысли князя Андрея о Кутузове: «… он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки…»?

8. Совет в Филях (ч.3,гл.4). Почему Толстой изображает совет через восприятие девочки Малаши?

9. Отъезд жителей из Москвы (ч.3,гл.5). Как объясняет Толстой настроение покидавших Москву жителей?

10. Наташа у раненого князя Андрея (ч.3,гл.5). Что Вам больше всего запомнилось в сцене свидания Наташи с раненым князем Андреем? Как подчеркивает автор связь судеб героев романа с судьбой России?

(Том 4) Партизанская война

1. Дела и люди партизанских отрядов.

2. Петя Ростов в партизанском отряде.

3. Щербатый – самый необходимый человек в отряде.

4. Общая оценка Толстым партизанской войны.

5. Представитель народной войны Кутузов.

6. «Непобедимая» французская армия Наполеона.

7. Патриотизм и героизм народа в Отечественной войне 1812 года.

Вопросы по 4 тому романа – эпопеи «Война и мир»

1. Пьер в Москве, занятой французами; встреча с Платоном Каратаевым (ч.1,гл.11-13;ч.2,гл.12). Почему встреча с П. Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира?

2. Тема народной войны в романе (ч.3,гл.1,3,5,6). Как объясняет автор причины возникновения и значение партизанской войны. Какое значение имеет образ Тихона Щербатова в романе?

3. Гибель Пети Ростова (ч.3,гл.11). Какие слова в тексте помогают ясно представить всю сцену? Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети?

4. Толстой о войне 1812 года. Личность Кутузова (ч.4,гл.11). В чем видит автор основное значение Отечественной войны 1812 года и какова, по его мнению, роль в ней Кутузова?

5. Пьер после плена (ч.4,гл.12,13). Как Пьер стал относиться к окружающим после возвращения из плена?

6. Встреча Пьера и Наташи (ч.4,гл.15-20). Определите идейно-композиционное значение этих глав в романе.

«Мысль народная» в романе «Война и мир»

1. Основные конфликты романа.

2. Срывание всех и всяческих масок с придворных и штабных лакеев и трутней.

3. «Русские душой» (Лучшая часть дворянского общества в романе. Кутузов как предводитель народной войны).

4. Изображение нравственного величия народа и освободительного характера народной войны 1812 года («Я старался писать историю народа», - говорил Толстой. Главный герой романа – народ.)

Наташа Ростова – это идеал женщины, по Толстому

1. Каков любимый тип женщины у Гончарова, Тургенева? Как представляют себе эти писатели её роль в обществе?

2. Толстой строит образ Наташи так, что в каждой из сцен раскрывается в её характере что-то новое, но при этом она остаётся сама собой. Покажите это на примерах.

3. Красива ли Наташа?

4. Умна ли она?

5. В чем проявляется одаренность Наташи?

6. Почему поступки Наташи во время войны Толстой считает такими же важными, как действия солдат?

7. Кто ближе всех к Наташе в её семье и почему?

8. Может ли «идеал» совершать ошибки, по Толстому?

9. Как Вы понимаете слова Толстого о Наташе: «Сущность её жизни – любовь»?

10. Вытекает ли перемена Наташи в эпилоге из её характера? Как Вы относитесь к взгляду Толстого на роль женщины в обществе?

11. Можно ли образом Наташи Ростовой оправдать тех, кто живет только чувствами, непосредственно, без разума?

12. Почему Толстой сделал Наташу и Марью подругами?

13. Как Толстой относится к Соне? Прав ли писатель, называя Соню «неимущей, у которой все отнимается» и «пустоцветом»?

Князь Андрей и Пьер Безухов

1. Пересмотреть эпизоды:

Князь Андрей: портрет и поведение в салоне Шерер;

Князь Андрей в кругу своей семьи в Лысых Горах;

Князь Андрей в войне 1805 года (мечты о подвиге. Встреча с Тушиным, подвиг, разочарование в Наполеоне);

Душевный кризис героя и его возрождение в 1809 году;

Его настроение в Бородинском сражении;

Оценка его смерти.

2. Пьер:

Пьер в гостиной Шерер и в разговоре с князем Андреем;

В компании Курагина;

Получение наследства;

Женитьба Пьера;

Кризис и вступление в масонство;

Пьер собирает ополчение;

Пьер в Бородино;

Пребывание в Москве (план убийства Наполеона, разговор с Рамбалем, пожар, пленение);

Пьер и Каратаев;

Пьер после войны.

3. Ответить на вопросы:

Определить основные особенности изображения положительных героев Толстого.

Почему, при сходстве начальных и конечных моментов исканий, Толстой выделяет двух, а не одного центрального героя? В чем они сходны и в чем различны?

Кто из них ближе Толстому?

Покажите семейные черты («породу») героев.

Как Вы представляете себе их внешний облик? Манеру поведения?

Андрей и Пьер уже в начале своего пути – передовые люди своего класса. Куда же они идут дальше? Расскажите об этапах исканий обоих героев.

Глубоким ли был бонапартизм Пьера?

Почему Пьер нарушает слово, данное князю Андрею? Только ли в слабоволии тут дело? Или: всегда ли безволен Пьер?

В чем состоял «Аустерлиц» Пьера?

Почему Толстой приводит его к кризису в общественной деятельности (масонство)?

Что понял Пьер на Бородинском поле?

Как Пьер хотел реализовать свой план «не отставать от них (от солдат, от народа) ни в чем»?

В чем выразились перемены в Пьере после войны? Какой главной мудрости он пришел?

Когда и почему Пьер увидел «свое небо»?

Почему Толстой отдал Наташу именно Пьеру?

Какой конец закономерен для логики развития характера князя Андрея – своих мыслей перед смертью или то, каким князь Андрей видится Николеньке?

Почему, найдя, по Толстому, истину, князь Андрей умирает? Или: какую роль его смерть играет в раскрытии идейного смысла романа и в сюжете его?

Покажите силу и глубину любви героев к Наташе Ростовой.

Литература

1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / Авт.- сост.: , . – 3-е изд. – М.: «Русское слово – РС», 2006.

2. «Война и мир». Государственное изд-во Художественной литературы – М. 1953.

3. В., Михайлова разработки по Русской литературе 19 века. 10 класс . М.: «Вако», 2002.

4. Безносов материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.

5. , Торкунова по литературе. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003.

6. Креативные уроки / авт. – сост. , . – Минск: Красико-Принт, 2009.

7. Нестандартные уроки по литературе. Изд-во «Учитель – АСТ», 2001.


Салон Анны Павловны Шерер напоминает собой стянутые приличием маски. Мы видим прекрасных дам и блестящих кавалеров, яркие свечи – это своеобразный театр, в котором герои, подобно актерам, выполняют свои роли. При этом каждый выполняет не ту роль, которая ему нравится, а ту, в которой желают его видеть окружающие. Даже фразы их абсолютно пустые, ничего не значащие, поскольку все они заготовлены и идут не от души, а говорятся по неписаному сценарию. Главными актерами и руководителями этого спектакля являются Анна Павловна и Василий Курагин.

Однако при всем при этом, описание салона Шерер – важная сцена в романе, причем не только потому, что помогает нам понять всю сущность светского общества того времени, но и потому, что знакомит нас с одними из главных героев произведения.

Именно здесь мы встречаемся с Пьером Безуховым и Андреем Болконским и понимаем, насколько они отличаются от других героев. Принцип антитезы, используемый в данной сцене автором, заставляет нас обратить внимание на этих персонажей, присмотреться к ним внимательнее.

Светское общество в салоне напоминает прядильную машину, а люди – веретена, которые, не умолкая, шумят с разных сторон. Самая послушная и красивая марионетка – Элен. Даже выражение ее лица полностью повторяет эмоции на лице Анны Павловны. Элен не произносит ни одной фразы за целый вечер. Она лишь поправляет свое ожерелье. За внешней красотой этой героини не скрывается совершенно ничего, маска на ней держится еще более крепко, чем на других героях: это “неизменяющаяся” улыбка и холодные бриллианты.

Среди всех женщин, которые представлены в салоне фрейлины, симпатична лишь ожидающая ребенка жена князя Андрея - Лиза. Мы даже проникаемся к ней уважением, когда она отстраняется от Ипполита. Однако и Лиза тоже имеет маску, которая настолько к ней приросла, что даже дома с мужем она разговаривает таким же игривым и капризным тоном, что и с гостями в салоне.

Чужим среди приглашенных является Андрей Болконский. Когда он, прищурившись, окинул взглядом общество, то обнаружил, что перед ним не лица, а маски, сердца и мысли которых совершенно пусты. Это открытие заставляет Андрея зажмуриться и отвернуться. Лишь один человек в этом обществе достоин улыбки Болконского. И этого же человека Анна Павловна едва удостаивает внимания, встречая приветствием, которое относится к людям самого низшего сословия. Это Пьер Безухов, «русский медведь», который, по мнению Анны Павловны, нуждается в «образовании», а в нашем понимании - лишении искреннего интереса к жизни. Будучи незаконнорожденным сыном екатерининского вельможи, он был лишен светского воспитания, в результате чего резко выбивался из общей массы гостей салона, но зато его естественность сразу располагает его по отношению к читателю и вызывает симпатию. У Пьера есть свое мнение, но оно в этом обществе никого не интересует. Здесь вообще ни у кого нет своего мнения, да его и не может быть, ведь все представители этого общества неизменны и самодовольны.

Сам автор и его любимые герои отрицательно относятся к светскому обществу. Л.Толстой срывает маски с актеров салона Шерер. При помощи методов контраста и сопоставления автор раскрывает истинную сущность персонажей. Князя Василия Курагина он сравнивает с актером, а его манеру изъясняться – с заведенными часами. Новые гости салона выступают у Толстого в роли блюд, которые подают к столу. Сначала Анна Павловна «сервирует стол» виконтом, потом аббатом. Автор сознательно использует прием снижения образов, подчеркивая преобладание в членах светского общества физиологических потребностей над более важными – духовными. Автор дает нам понять, что сам он на стороне естественности и искренности, которым уж точно не было места в салоне фрейлины.

Этот эпизод выполняет важную функцию в романе. Именно здесь берут начало главные сюжетные линии. Пьер впервые видит свою будущую супругу Элен, князь Василий принимает решение женить Анатоля на княжне Марье, а также пристроить Бориса Друбецкого, а Андрей Болконский решает отправиться на войну.

Начало романа имеет много общего с эпилогом. В конце эпопеи мы встречаемся с юным сыном Андрея Болконского, незримо присутствовавшим еще в первой сцене произведения. И опять начинаются споры о войне, как бы в продолжение темы аббата Морио о вечности мира. Именно эту тему и раскрывает Л. Толстой на протяжении своего романа.

Разделы: Литература

1.Определить идейно-художественное значение этих глав.
2.Выявить принципы изображения Толстым светского общества.
3.Показать неоднородность общества в салоне Шерер.

II. Развитие речевой деятельности:

III.Формирование интереса к произведению, к судьбам героев.

Оформление

Эпиграф к уроку: “А вот наше, так называемое, “высшее общество” граф лихо прохватил…” (М.Е.Салтыков-Щедрин).

Лексическая работа
(слова написаны на доске)

Салон – великосветская гостиная.

Виконт – дворянский титул во Франции и Англии, средний между бароном и графом.

Аббат – католический священник, настоятель католического монастыря.

Узурпатор (книж.) – лицо, незаконно захватившее, узурпировавшее власть, какие-либо права.

Иллюстрации

“В салоне Шерер” худ. Шмаринова, рисунки Башилова, Рудакова, Николаева.

План (на доске)

  1. Что представляет собой А.П.Шерер и ее гости? (Их взаимоотношения, личные интересы, взгляды на политику, манера поведения). Отношение к ним Толстого.
  2. Свои ли люди Андрей и Пьер в великосветской гостиной? Какие художественные средства раскрывают духовную близость А.Болконского и П.Безухова?
  3. Отношение собравшихся к личности Наполеона.
  4. Роль французского и русского языков как средства характеристики героев.

Вступительное слово учителя

“Война и мир” – одна из вершин русской литературы. Словно сама жизнь дышит на страницах романа. Честолюбивые планы Наполеона, тайные масонские ложи, первый бал Наташи Ростовой и первый бой ее брата Николая, дурманящая страсть и чистая, нежная любовь, гусарские пирушки и глубокие раздумья о смысле бытия – все это сливается в яркую, незабываемую картину, поражает своей красотой и мощью.

Роман открывается сценой в салоне придворной фрейлины Анны Павловны Шерер.

(Учитель читает по-французски первое предложение )

Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи. Именно в июле 1805г. происходит разрыв дипломатических отношений с Францией: завязывается основа сюжета – конфликт с Наполеоном. Эпизод в салоне позволяет увидеть неоднородность общества, узнать родственные и дружеские связи героев.

Наша задача – выявить симпатии и антипатии Толстого, его отношение к светскому обществу.

Беседа с классом

  • Кто такая А.П.Шерер?
  • Как она встречает кн. Василия?
  • Какова истинная цель визита князя? (Узнать о возможном назначении сына на выгодную должность )
  • О чем говорят Анна Павловна и кн. Василий?
  • Цель Ипполита? (Ухаживать за Лизой Болконской )
  • Цель Лизы? (Узнать у Анны Павловны о продвижении мужа в его придворной карьере )
  • Цель хозяйки салона? (Интриги, демонстрация своей близости ко двору )
  • Можно ли на основании 1-2 гл. говорить об отношении Толстого к данным героям? Ведь Толстой не показал объективно ни одного плохого поступка героев, они внимательны друг к другу, думают и говорят об интересах России, мировой политике (Чтобы возвыситься в придворном мире, надо обогнать других. Цвет петербургского общества представляет собой какой-то плацдарм военных действий и интриг. Гости Анны Павловны, как и она сама, люди войны).
  • Писатель постоянно подчеркивает разницу между тем, что говорят и как говорят герои. Приведите примеры.
  • Толстой показывает героев в такие моменты, когда само собой проявляется в незаметном движении их истинное лицо. Писатель как бы срывает со своего героя внешнюю маску. Обратим внимание на детали! Покажите внутреннюю фальшь в поведении Анны Павловны, кн.Василия. (А.П. собирает вечер, хотя говорит, что вечера и фейерверки ей надоели. Отрицательное отношение Толстого к этим героям проявляется в оценочных эпитетах и сравнениях: “плоское” лицо кн. Василия, он говорит”как актер роль старой пьесы”, “как заведенные часы”) .
  • Иронически звучит метафорическое сравнение салона с прядильной мастерской. Найдите его и прочитайте. (гл. 2 “Как хозяин прядильной мастерской…” ). Для чего такое сравнение? (Чтобы подчеркнуть равномерность и непрерывность разговора гостей, Толстой выбрал сравнение резко отрицательное, оценочное ).
  • Найдите во 2 гл. факты, говорящие о неестественности и фальши этого общества. (Маленькая княгиня жалуется на мужа просто так; приветствуют никому не нужную тетушку ).

    Здесь не принято искренне говорит о том, что интересно. Среди гостей Шерер Толстой выделяет двух – Пьера и Андрея. Свои ли они в этой гостиной, если судить только по портрету и манере поведения героев? (Пьер – умный, робкий, внимательный, естественный, следовательно, чужой .) Как показывает Толстой его чужеродность? (Большой, массивный, неуклюжий, искренний, “медведь” (к. 3 гл.) ). А каким показан кн. Андрей? (Он позволяет себе, “прищурясь”, т.е. свысока оглядеть собравшихся. Кн. Андрей здесь свой. Они для него – чужие ).

    Запись в тетрадь “Каковы особенности портрета у Толстого?”

      • Первое знакомство с героем дается через его внешность.
      • Глубокое психологическое наполнение портрета.
      • Выражение через портрет смены чувств и настроений.
      • Выделение 1-2 постоянных признаков у персонажа.

    Какие постоянные признаки выделяет Толстой в своих героях?
    (“Плоское лицо” кн. Василия; “восторженная улыбка Шерер”; “хорошенькая, с черневшими усиками” губка маленькой княгини; “умный и робкий” взгляд Пьера; “маленькие и сухие” руки кн. Андрея; “гримаса” Ипполита ).

      Такими мы видим героев Толстого. А как их видят художники?

    (Рассматривание иллюстраций на доске ).

    Учитель: в салоне Шерер идут политические споры. 1805г. был острым и поворотным временем, когда решались судьбы государств Европы. Международная обстановка в Европе была ознаменована наполеоновскими войнами. Сначала они были вызваны необходимостью защиты революционной Франции от интервентов (после Великой французской буржуазной революции 1789-1793гг.). Потом из освободительных они превратились в захватнические.

    Роман начинается словами Шерер об итальянских городах Генуе и Луке, которые стали “поместьями семьи Бонапарта”, т.к. в июле 1805 г. Наполеон захватил их и отдал во владение своей сестре Элизе и ее мужу Баччиокки. Атмосфера войны и несправедливости врывается в роман с первой строки.

    Произошли изменения в судьбе и характере самого Наполеона. В 1804г. (18 брюмера) – об этой дате вспоминают в салоне) он из генерала, командующего войсками, и консула стал императором Франции. “Бог дал мне корону, горе тому, кто ее тронет” – цитирует по-французски кн. Андрей речь Наполеона при коронации в Милане (гл. 4). После коронации Наполеон вынужден был пойти на жесткую борьбу со своими политическими противниками. Был казнен герцог Энгиенский, один из яростных сторонников восстановления законной власти Бурбонов. Убийство было вероломным, но вынужденным.

    Здесь же на вечере об антинаполеоновском заговоре говорят как о милом светском анекдоте, который все находят очаровательным (гл. 3 “Виконт рассказал очень мило о том, ходившем тогда анекдоте, что герцог Энгиенский тайно ездил в Париж…”).

    16. А что говорит об этом Пьер? (гл. 4 “ – Казнь герцога Энгиенского…была государственная необходимость…”, “Народ отдал ему власть только за тем, чтоб он избавил его от Бурбонов…”, “Наполеон велик”, “Революция была великое дело” ).

    Это указывает на прогрессивную настроенность Пьера.

    17. Какова реакция салона на эти слова? (Маленькая княгиня и Анна Павловна ужасаются. “ – Ah! Oh! – сказали разные голоса”. )

    Характерно, что о,а Толстой воспроизводит по-французски, хотя они также звучали бы и по-русски. Так расскрывается политическая реакционность кружка, т.к. идея революции здесь оцениваются как идеи грабежа, убийства и цареубийства.

    Здесь принимают французских эмигрантов – виконта и аббата, которые мечтают о восстановлении монархии во Франции. “Анна Павловна угощала им (виконтом) своих гостей”. Для придания модного лоска умным разговорам приглашен аббат Морио, прототипом которого был известный в 1804-1806гг. итальянец аббат Сципион Пьяттоли, автор проекта вечного мира. Проект этот предусматривал равновесие политических сил в Европе, и аббат представлял его европейским монархам, в т.ч. и Александру I. В разговоре о проекте Пьер возражает аббату: “Как же вы найдете такое равновесие?” И позже в разговоре с кн. Андреем Пьер снова будет критиковать идею политического равновесия.

    18. Почему кн. Андрей вступается за Пьера? (Видит величие Наполеона. После 1804г. Наполеон был уже далеко не во всем прогрессивной личностью, но за ним стояла его революционная и военная слава.

    Тулон – город, за осаду которого, он получил звание генерала.

    Аркольский мост – место победы над австрийцами.

    Яффа говорила о славе его египетского похода.

    Все это продолжало привлекать к нему передовых людей, людей, мечтающих о славе.

    Героя и великого государственного деятеля видит в Наполеоне кн. Андрей, защитника революционных свобод ценит в нем Пьер).

    Учитель: вступление России в войну было вызвано, во-первых, боязнью распространения революционных идей по всей Европе, во-вторых, это была борьба с захватнической политикой Наполеона. Таким образом, подлинный характер войны был противоречивым. Как к ней относится Толстой, выясним на следующих уроках.

    19. Почему кн. Андрей идет на войну? (гл. 5 “Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!” )

    20. Вечер заканчивается анекдотом кн. Ипполита. А с какой целью вводит здесь в роман Толстой французский язык? (Подчеркивает незнание героями родного языка, их пренебрежение к нему, космополитизм, отрыв от народа ).

    Итоги урока

  • Как относится Толстой к основной массе посетителей салона Шерер? (Отрицательно )
  • На основании чего можно говорить об отрицательном отношении Толстого к свету? (Детали, портрет, изобразительно-выразительные средства )
  • Почему роман открывается сценой в салоне Шерер? (Здесь дано настроение петербургского света; узнаем о личных, дружеских, родственных связях. По выражению Толстого, “отсюда, как из фонтана, действие будет развиваться в разные места” )
  • Вывод

    Великосветская жизнь – это царство интриги, где идет взаимная борьба за личное благо.

    Внешне в салоне изящество движений, светский такт, политические интересы, забота о благе Отечества, умные разговоры, забота друг о друге, чуткость, а на деле – неискренность, позерство, фальшь, расчетливость, корыстолюбие, равнодушие ко всему, кроме своих интересов, политическая реакционность, глупость, грубость и даже неприличие.

    Толстой отрицает нормы жизни высшего света и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм и карьеризм “сливок” общества.

    Литература

    1. Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений: Учеб. пособие. – М.: Высш. школа, 1982.– 367с.
    2. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. Пособие для учителя. – М.: Учпедгиз, 1964. – 272 с.
    3. Бурсов Б.И., Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Методическое руководство к учебнику по литературе для 9 кл. Изд.3.,перераб.– М.: Просвещение, 1980. – 320 с.
    4. Полтавец Е.Ю. “Война и мир” Л.Н.Толстого на уроках литературы.– М.: Дрофа, 2005.– 368 с. – (Библиотека учителя).

    Общая цель при изучении романа - выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, какие отрицает. Знакомство с романом начинаем с эпизода вечера в салоне А. П. Шерер в июле 1805 г. Конкретная цель - определить, во-первых, отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает, во-вторых, посмотреть, однородно ли это общество и, в-третьих, разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволят нам включиться в политическую атмосферу эпохи: именно в июле 1805 г. происходит разрыв дипломатических отношений России с Францией. Почему это произошло?

    IV. Салон А. П. Шерер - план наблюдений (написан на доске).

    1. С какими героями, и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах романа?

    3. П. Безухов и А. Болконский как чужие люди в гостиной Шерер.

    4. «Анекдот» князя Ипполита в конце вечера. Французский и русский язык в описании салона Анны Павловны.

    Действие начинается в июле 1805 г. в салоне А. П. Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети - красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль и «спокойный дурак» Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.

    Отрицательное отношение к героям Толстого проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.

    Для разоблачения фальши и неестественности этих людей Толстой использует метод «срывания всех и всяческих масок» («Прежде всего, скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня, - сказал князь Василий тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка»).

    Просматривая 2 главу, учащиеся зачитывают факты, говорящие о фальши этого общества, оценочные эпитеты и сравнения в описаниях героев («плоское лицо», Анна Павловна «угощала» своих гостей иностранцами, «сервировала»... сначала виконта, потом аббата...).

    Выделяются среди гостей Анны Павловны два человека. Кто они? Свои ли они в великосветской гостиной, если судить только по портретам и манере поведения героев?

    (Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне», и относилась к нему со страхом.)

    Сопоставьте портрет Пьера и князя Василия и их манеру поведения.

    Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера и А. Болконского.

    (Только с Болконского Пьер не спускает «радостных, дружелюбных глаз», и князь Андрей, смотревший на всех в гостиной усталым, скучающим взглядом улыбнулся только Пьеру «неожиданно доброю и приятною улыбкой»).

    Нарушение Пьером заведенного Анной Павловной этикета, его неуклюжесть еще раз подтверждают, что он - инородное тело в великосветской гостиной. Князь Василий говорит о нем Анне Павловне: «Образуйте мне этого медведя».

    О князе Андрее нельзя сказать столь же решительно, что он во всем чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он-то для всех свой. Они для него - чужие.

    Обращаем внимание на особенности портретов у Толстого:

    а) естественность первого знакомства с героем через его внешность, как это бывает в жизни;

    б) глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений;

    в) выделение 1-2 постоянных примет (светлое выражение плоского лица у князя Василия; восторженная, как бы приклеенная улыбка Анны Павловны; умный и робкий взгляд Пьера...)

    Итак, отрицая нормы жизни высшего света, Толстой путь своих положительных героев начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Автор показывает неоднородность этого общества, и людей, которым претит такая жизнь.

    Обратим внимание на политические споры (гл. 4).

    (История об антинаполеоновском заговоре герцога Энгиенского превращается в салоне в милый светский анекдот, который все находят прелестным. Когда в разговор о Наполеоне пытается вступить Пьер, Анна Павловна этого не допускает. Прекрасно осведомлен о Наполеоне А. Болконский, он цитирует наполеоновские высказывания. На фоне общего осуждения Наполеона вдруг звучат слова Пьера в его защиту, приводя в ужас всех, и только А. Болконский поддерживает его. Это указывает на прогрессивную настроенность Пьера и политическую реакционность кружка Шерер, поскольку идеи революции здесь оцениваются как идеи грабежа, убийства и цареубийства; вспомните слова Анны Павловны (1 гл.) о том, что нужно задавить гидру революции... в лице этого убийцы и злодея…»)

    Если Пьер еще не осознал свою оппозиционность к светскому обществу, то князь Андрей глубоко презирает свет (характеристика светского общества гл. 6). Это проявляется в его манере поведения (в гостиной Шерер у него «скучающий» взгляд, голос звучит «сухо неприятно»), в открытой симпатии к проповедующему свободолюбивые взгляды Пьеру и в резких высказываниях о пустых и низменных интересах придворной аристократии.

    Каким эпизодом завершается вечер у А. П. Шерер?

    (Глупый анекдот Ипполита, который все встретили как светскую любезность.)

    Обратим внимание на то, что 1-4 гл. пестрят французским языком. С какой целью введен в роман французский язык?

    (Французский язык - как норма светского общества; Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т. е. французский язык есть средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией.)

    Простым использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет свое отношение к происходящему. Слова Пьера, хотя он великолепно владеет французским языком и более привык к нему за границей, автор приводит только по-русски. Реплики А. Болконского (а он, по привычке часто переходит на французский язык и говорит на нем, как француз, даже слово «Кутузов» произносит с ударением на последнем слоге) тоже приведены, в основном по-русски, за исключением двух случаев: князь Андрей войдя в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует Наполеона.

    Как правило, там, где описывается ложь или зло врывается французский или, позднее, немецкий язык.


    Похожая информация.


    «Война и мир» Том 1, часть первая «Салон А. П. Шерер» «Именины у Ростовых» «В Лысых Горах» Время: июль 1805 года Место: Петербург, салон фрейлины А.П.Шерер Фрейлина (от устаревш. нем. Fräulein - незамужняя женщина, девушка, девица) - младшее придворное женское звание в послепетровской России. Давалось представительницам знатных дворянских фамилий. Фрейлины составляли свиту императриц и великих княгинь. Фрейлина Шерер Министр князь Василий Курагин Красавица Элен Ипполит («покойный дурень») Анатоль («беспокойный дурень») Княгиня Лиза Болконская Князь Андрей Болконский Пьер Безухов и др. «высший свет столицы» «Салон Анны Павловны Шерер» 1. 2. 3. 4. План наблюдений С какими героями и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах романа? Проследить, как автор срывает маски со своих героев. Пьер Безухов и князь Андрей Болконский как чужие люди в гостиной Шерер. Анекдот князя Ипполита в конце вечера. Французский и русский язык в описании салона Анны Павловны? Метод «срывания все и всяческих масок» - с светлым выражением плоского лица. - сказал он, не изменяя голоса и тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка. - сказал князь, по привычке, как заведенные часы, говоря вещи, которым он и не хотел, чтобы верили. - сказал он, улыбаясь более неестественно и одушевленно, чем обыкновенно, и при этом особенно резко выказывая в сложившихся около его рта морщинах что-то неожиданно-грубое и неприятное. - взял за руку фрейлину, поцеловал ее и, поцеловав, помахал фрейлинскою рукой, развалившись на креслах и глядя в сторону. - Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. - Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили; - Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тетушки. - Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину. - Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели. - Как хороший метрд`отель подает как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно утонченное. Пьер Безухов - вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухого, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе. - Хотя, действительно, Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной. - Для Пьера, воспитанного за границей, этот вечер Анны Павловны был первый, который он видел в России. Он знал, что тут собрана вся интеллигенция Петербурга, и у него, как у ребенка в игрушечной лавке, разбегались глаза. Он всё боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать. - Действительно, Пьеру удалось завязать с аббатом разговор о политическом равновесии, и аббат, видимо заинтересованный простодушной горячностью молодого человека, развивал перед ним свою любимую идею. Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне Павловне. -- Образуйте мне этого медведя, -- сказал он. -- Вот он месяц живет у меня, и в первый раз я его вижу в свете Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать чтонибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Мсье Пьер не знал, кому отвечать, оглянул всех и улыбнулся. Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое -- детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения. Пьер, приехав вперед, как домашний человек, прошел в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лег на диван, взял первую попавшуюся с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, облокотившись, читать ее из середины. - Я cвободен пока, и мне хорошо. Я только никак не знаю, что мне начать. Я хотел серьезно посоветоваться с вами. …Сказав "ну"!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Князь Андрей Болконский В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее. Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел всё общество. -- Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным... А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чегонибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом... Да что!... Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество -- вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием -- силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу. Ну, для чего вы идете на войну? -спросил Пьер. -- Для чего? я не знаю. Так надо. Кроме того я иду... -- Oн остановился. -- Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь -- не по мне! «У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь.» Том 1, часть 1, главы 7-11, 14-17 План наблюдений 1. 2. 3. 4. Связь эпизода «Именины у Ростовых» с предыдущими. Прием хозяевами гостей. Характер их беседы. Приход молодежи. Ее интересы и поведение. Подарок графини-матери Анне Друбецкой. Его значение. 5. Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев. 6. Развлечения и обычаи у Ростовых. - Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. - Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chère". Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково-крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать - Разговор зашел о главной городской новости того времени -- о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему-то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из-под юбочки. Между тем всё это молодое поколение: Борис -- офицер, сын княгини Анны Михайловны, Николай -- студент, старший сын графа, Соня -пятнадцатилетняя племянница графа, и маленький Петруша -меньшой сын, все разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми еще дышала каждая их черта. Граф танцовал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцовать. Ее огромное тело стояло прямо с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцовало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притопываньях, производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы. Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась. -- Наташа, -- сказал он, -- вы знаете, что я люблю вас, но... -- Вы влюблены в меня? -- перебила его Наташа. -- Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас... Еще четыре года... Тогда я буду просить вашей руки. Наташа подумала. -- Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать... -- сказала она, считая по тоненьким пальчикам. -- Хорошо! Так кончено? И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо. -- Кончено! -- сказал Борис. -- Навсегда? -- сказала девочка. -- До самой смерти? И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную. Пляска оживлялась всё более и болееНаташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтоб смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках, носясь вокруг Марьи Дмитриевны и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцующие остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками. Вывод: Мир Ростовых – это тот мир, нормы которого утверждаются Толстым. В семье Ростовых простота и радушие, естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми, правда не стоят расчет и корысть. Толстой словно подчеркивает: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разной «породы». В отличие от салона Шерер в доме Ростовых царит атмосфера веселья, радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины Имение князя Болконского Лысые горы Главы 22-25 В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушало стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал-аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m-lle Bourienne. И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно-требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской Огромный кабинет был наполнен вещами, очевидно, беспрестанно-употребляемыми. Большой стол, на котором лежали книги и планы, высокие стеклянные шкафы библиотеки с ключами в дверцах, высокий стол для писания в стоячем положении, на котором лежала открытая тетрадь, токарный станок, с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками, -- всё выказывало постоянную, разнообразную и порядочную деятельность. По движениям небольшой ноги, обутой в татарский, шитый серебром, сапожок, по твердому налеганию жилистой, сухощавой руки видна была в князе еще упорная и много выдерживающая сила свежей старости. Сделав несколько кругов, он снял ногу с педали станка, обтер стамеску, кинул ее в кожаный карман, приделанный к станку, и, подойдя к столу, подозвал дочь. Он никогда не благословлял своих детей и только, подставив ей щетинистую, еще небритую нынче щеку, сказал, строго и вместе с тем внимательно-нежно оглядев ее: Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал. Он оглянулся. -- Едешь? -- И он опять стал …одно, князь Андрей: писать. коли тебя убьют, мне -- Пришел проститься. старику больно будет... --- Целуй сюда, -- он Он неожиданно замолчал показал щеку, -- спасибо, и вдруг крикливым спасибо! голосом продолжал: -- а -- За что вы меня коли узнаю, что ты повел благодарите? себя не как сын Николая -- За то, что не Болконского, мне будет... просрочиваешь, за бабью стыдно! -- взвизгнул он. юбку не держишься. -- Этого вы могли бы не Служба прежде всего. Ну, теперь прощай! -- Он Спасибо, спасибо! -- И он дал поцеловать сыну продолжал писать, так что свою руку и обнял его. -брызги летели с Помни говорить мне, трещавшего пера. -- Ежели батюшка, -- улыбаясь, нужно сказать что, говори. сказал сын. Эти два дела могу делать вместе, -- прибавил он. -- André, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь? -- Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет... Чтобы тебе сделать удовольствие... -- сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. -- Очень рад, право очень рад, мой друг, -- прибавил он. -- Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к Себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, -- сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы. Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею. -- Пожалуйста, André, для меня... Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо. -- Merci, mon ami. 240 Вывод: Жизнь семьи в Лысых горах в каких-то элементах сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, так же, как у Ростовых, большая близость к народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми. На этом основании обе семьи одинаково противопоставлены высшему обществу. Существуют и различия между этими семьями. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи: и старого князя, и княжны Марьи, и ее брата, которые склонны к умственной деятельности. Кроме того характерной чертой «породы» Болконских является гордость Аристократизм, гордость, ум и глубокая работа мысли, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних, - вот характерные особенности семьи Болконских, видимые через их портреты Роль 1 части в общем развитии действия - В каком году происходит действие в 1 части? Июль-август 1805 г., предвоенная атмосфера; назревает, но еще не показан конфликт с Наполеоном - Происходит ли в этой части развитие основного действия – столкновение двух миров, России и наполеоновской Франции и какую роль она играет в развитии действия? Толстой знакомит нас с основными героями, с обстановкой, следовательно, эта часть играет роль экспозиции - Какие слои русского общества были показаны? Разные группы дворянства в Москве и Петербурге, в городе и поместье, старшее и младшее поколение, мужчины и женщины. К общему конфликту добавляется конфликт князя Андрея и – пока частично – Пьера со светским обществом, а также Николая Ростова. Кроме дворянства, видим слуг, гувернеров, компаньонку, доктора, архитектора, т.е. уже в экспозиции намечается широта охвата жизни. - Какие основные группы героев выделяет Толстой в этом многолюдье? Основные сюжетные линии – история семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких и салона Шерер. - Вокруг каких событий в части 1 группируются эти герои? Четыре эпизода: вечер у Шерер, именины у Ростовых, смерть графа Безухова, приезд князя Андрея в Лысые Горы - Что повторяется в эпизодах, скрепляя их в единое целое? Сквозное действие – разговоры о Наполеоне, через отношение к которому проверяются взгляды героев. Итак, уже в первой части намечается сложность и стройность композиции романа.