Материалы        29.03.2023   

Пушкин "Метель": описание, герои, анализ произведения. А.С

30-е годы XIX века - эпоха расцвета пушкинской прозы. «Лета к суровой прозе клонят, лета шалунью-рифму гонят», - так писал сам поэт. В это время один за другим возникают шедевры: «Повести Белкина» (1830), «Дубровский» (1833), «Пиковая дама», «Капитанская дочка» (1836).

Особенности прозы Пушкина

Пушкин создал художественную прозу принципиально нового, реалистического характера. Это особенно видно, если сопоставить ее с предшествующими и современными поэту произведениями. Русская литература XVIII - начала XIX веков была преимущественно стихотворной. Проза воспринималась, как низкий жанр. В центре литературы стояла ода - торжественная стихотворная форма. Первым, кто вывел прозу как жанр, сопоставимый по значимости со стихотворной формой, был Карамзин. Но все-таки прозаический слог его был искусственный, слишком художественный, усложненный метафорами и другими оборотами.

Уже в 1822 году Пушкин отмечает большой вклад Карамзина в становление русской прозы, однако отмечает, что, в отличие от стихотворных форм, язык прозы беден и не развит должным образом. Пушкин хочет добиться простоты и естественности в повествовании. Восполнить этот пробел были призваны «Повести Белкина», где писатель блестяще справляется с поставленными задачами.

Повести Белкина

«Повести Белкина» сыграли основополагающую роль в становлении реалистической прозы как в творчестве самого Пушкина, так и во всей русской литературе. Книга состоит из 5 повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Образцом подлинной прозы считал «Повести Белкина» Лев Толстой, он советовал их перечитывать постоянно. Пушкин написал произведение, которое отличала широта взгляда на жизнь и на человека. Он смог показать жизнь в целом, с ее конфликтами и противоречиями, счастьем и трагизмом.

Основные принципы пушкинского стиля - драматизм и событийность. Причем последняя лишена исключительных событий, тайн, приключений. Если Пушкин и вводит в повествование фантастические сюжеты - они имеют фрагментарный характер, но никак не сюжетообразующий. По-особенному использует Пушкин и таинственное - оно всегда достоверно объясняется в ходе изложения событий.

Еще одна особенность «Повестей Белкина» и всей прозы Пушкина - отказ писателя от деления героев на резко положительных и отрицательных. Пушкин показывает характер героя со всех сторон, отмечает его неоднозначность и многогранность.

Пушкин приписал авторство «Повестей» условному автору - Ивану Петровичу Белкину. Писатель характеризует его как добродушного человека, который описал события, «слышанные от разных особ». Но эти простые рассказы уже Пушкин наделяет глубоким смыслом, наблюдательностью и жизненной правдой.

Повесть, которую второй поместил в «Повести Белкина» Пушкин - «Метель». Начинается она с описания семьи поместных дворян, проживающих в поместье Ненарадове: «доброго» Гаврилы Гавриловича Р*, его супруги и дочери Маши, 17 лет. Маша - завидная невеста для многих соседей. Воспитанная на любовных романах, она влюблена в заезжего армейского прапорщика, Владимира. Конечно, родители Марии Гавриловны против этих отношений.

Возлюбленные встречаются, ведут любовную переписку. Вскоре Маша и Владимир решают тайно обвенчаться. Расчет их прост: родителям не останется ничего, как признать факт женитьбы. Молодые назначили дату, Владимир договорился со священником из соседнего села, чтобы тот обвенчал их в одну из зимних ночей.

В назначенный час Маша, ссылаясь на головную боль, уходит спать раньше. Она переживает, что обманывает родителей, но тем не менее, сговорившись с горничной и кучером, темной зимней ночью убегает из дома. Начинается метель.

В это время Владимир, договорившись со свидетелями, спешит в село Жадрино, где должно совершиться венчание. Метель разыгрывается не на шутку, Владимир блуждает в буране всю ночь, и только под утро оказывается в церкви, но, увы, двери уже закрыты.

После этого Пушкин переносит читателя опять в семью Маши, а там утро начинается как обычно: завтрак родителей, к ним спускается Маша. К вечеру она заболевает горячкой: лежит в бреду несколько дней. Родители уже согласны на свадьбу ее с Владимиром. Ему отправляют письмо с приглашением, на что получают ответ, что он знать ничего не хочет о Маше. После этого Владимир отправляется на Отечественную войну. Между тем Маша идет на поправку и узнает о смерти возлюбленного.

Через несколько месяцев умирает Гаврила Гаврилович, Маша становится богатой наследницей. Они с матушкой уезжают от тяжелых воспоминаний в другое селение. Там Марию окружают женихи, но она ни с кем не хочет иметь дело. Единственный, к кому она испытывает симпатию - полковник Бурмин.

Он решается объясниться с Машей и рассказывает ей историю о том, что женат на девушке, которую даже не видел. Путаница случилась в зимнюю ночь, когда разбушевавшаяся метель завела его в небольшую церквушку в селе Жадрино. Оказывается, что его невестой в ту ночь стала Мария. Бурмин бросается к ногам Маши.

Мария Гавриловна: характеристика героини

Мария Гавриловна - это основной женский образ, который описывает повесть Пушкина «Метель». Девушка сентиментальна, она воспитана на французских романах. Любовь ее к Владимиру - следствие этой увлеченности. Отношения Марии и Владимира строятся также на традициях романов о любви: тайные встречи, переписка, неодобрение родителей и решение скрытно обвенчаться.

Накануне венчания Маша находится в смятении: все обстоятельства, происходящие с ней, говорят читателю о том, что она поступает неправильно. Да и сама героиня отчасти понимает это: в ее действиях и поступках нет решительности, скорее наоборот. Девушка со слезами прощается с родителями, плачет в своей комнате - она не ведет себя, как счастливая невеста. Особое внимание уделяется сну Маши накануне побега: она видит останавливающих ее родителей и Владимира, лежащего в луже крови. Тем не менее девушка сбегает. Только в конце повести читатель узнает, что пришлось пережить бедной Маше. Но она никак не выдала себя родителям.

За свой проступок Маша наказана судьбой: чуть не скончалась от болезни, лишилась жениха, умер отец, да еще и замуж выйти не может, потому что обвенчана с совершенно незнакомым человеком.

Мария хранит память о погибшем женихе, и только Бурмин смог растопить ее сердце. Пушкин сразу показывает читателю, что именно он - это тот, с кем Мария будет счастлива. Интересно, что спустя четыре года Маша не изменила любовным романам - она стала похожа на их героиню - именно так подмечает Бурмин. Скрыв от родителей тайный брак, героиня честна с возлюбленным: с горечью на душе она собирается ему рассказать о том, что с ней произошло той зимней ночью в метель.

Честность, открытость, романтичность Марии делает ее продолжательницей традиций Пушкина в описании русских девушек-дворянок, например, Татьяны Лариной. Только последняя была запечатлена в стихах, а Марию Гавриловну гений писателя изобразил в прозе. Далее эти традиции переймет Маша Миронова в «Капитанской дочке».

Владимир: нераскаявшийся эгоист

Два мужских персонажа: Владимира и Бурмина, женихов Маши, описывает Пушкин. Метель сыграла судьбоносное значение в их жизни.

Первый - Владимир, прапорщик, в которого влюблена Маша. Пушкин всячески намекает читателю, что вряд ли Владимиром движет любовь к Маше: «разумеется, молодой человек питал равные чувства», «разумеется, … счастливая мысль (о свадьбе - прим.) пришла в голову молодому человеку», «умолял в каждом письме … венчаться тайно». Владимир - эгоист, думающий только о своей выгоде. В отличие от Маши, он не испытывает сожаления по поводу того, что родители будут обмануты, нет у него чувства вины, что забирает у них дочь. Все приготовления к венчанию молодой человек откладывает на последний день, что говорит читателю о том, что свадьба для него не сакральный момент - она нужна как факт.

В отличие от Маши, «соучастницы» преступления, Владимир не испытывает никаких чувств раскаяния и сожаления. Единственное - отчаяние от того, что свадьба не состоялась. Интересно появление Владимира во сне Маши: раненый, окровавленный, он просит ее поскорее обвенчаться. Опять писателем делается упор на его эгоизм: обвенчаться несмотря на чувства девушки - во что бы то ни стало нужно выполнить задачу.

Судьба наказывает Владимира - он умирает от полученных под Бородино ран. Пушкин подчеркивает неотвратимость кары.

Бурмин: переосмысление поступков

Совершенно иной полковник Бурмин. С ним Маше «просто и свободно». В прошлом повеса, он искренне влюбляется в Марию Гавриловну и открывается ей в своем проступке. Бурмин не хочет обманывать возлюбленную: со скорбью рассказывает он ей о своем проступке в прошлом, который наложил печать на его жизнь. Бурмин тоже несет наказание: невозможность жениться на любимой. Его отличие от Владимира - раскаяние. Это видно по комментариям, которыми он сопровождает рассказ Маше о той ночи: «Непонятная, непростительная ветреность», «преступная проказа», «жестоко подшутил».

Конфликт в повести

Конфликт, который изображает в повести Пушкин: метель - человек. Все основные действия героев происходят на фоне бушующей стихии. Именно она помогает Пушкину донести до читателя главную мысль: неотвратимость наказания.

Важные нравственные проблемы поднимает в повести Александр Пушкин. «Метель» - произведение, которое обличает эгоизм, легкомыслие, непочитание старшего поколения, родителей. Каждый из героев повести повинен в каком-либо из этих проступков.

Чем провинились герои? Владимир - тем, что попытался украсть единственную дочь из родительского дома. Сыграв на ее привязанности к любовным романам, он предлагает ей бежать из дома. Маша провинилась тем, что собиралась выйти замуж без благословения родителей. В то время это считалось большим грехом. Бурмин тоже провинился перед судьбой: он жестоко подшутил над неизвестной девушкой.

В итоге все герои наказаны судьбой. Причем, Владимир, как нераскаявшийся в «преступлении», несет самое жестокое наказание - умирает. Маша и Бурмин страдают в течение четырех лет. Повинившись в проступке, они обретают надежду на счастье - эти заканчивается повесть.

Таким образом, конфликтом стихии и героев раскрывается нравственная тема. Метель Пушкин делает основой всего сюжета.

Место природной стихии в сюжете

Описанию природной стихии, сыгравшей решающую роль в повествовании, уделяет особое внимание Пушкин. Метель является таким же действующим лицом повести, как и Маша, Владимир и Бурмин.

Действительно, она пытается остановить Машу от неверного шага, препятствует Владимиру добраться до церкви, приводит Бурмина к Маше, находящейся в полуобморочном состоянии перед алтарем.

Интересно, что отношения со стихией и ее восприятие у героев разное. Что касается Марии Гавриловны, то метель просто пытается не выпустить ее на улицу, буран кажется дурным знаком. Владимира же, напротив, метель сбивает с пути. Именно его восприятие снежной бури, плутания по заснеженному лесу занимают весомую часть повести. Владимир больше всех заинтересован в браке с Машей, он действует в пылу своего эгоизма, поэтому метели необходимо больше времени, чтобы отвести его в сторону, не дать осуществиться планам. Примечательно, что Пушкин, описывая восприятие Владимиром метели, использует слова, обозначающие время: «В одну минуту дорогу занесло», «поминутно был по пояс в снегу», «не прошло и минуты». Это показывает нам, как герой спешит. Он не думает о Маше, как там она, не переживает ли - ему важно успеть заключить брак.

Если Владимира метель отводит от церкви, то Бурмина, наоборот, приводит туда. Он говорит Маше: «казалось, кто-то меня так и толкал». Бурмин признает, что им двигала какая-то неведомая сила.

И хоть восприятие метели у всех трех героев разное - их роднит одно: все отмечают неумолкающий характер стихии. Судьбоносный случай - вот что такое метель. Пушкин, герои повести которого ощутили на себе действие стихии, всегда верил, что именно случай играет основополагающую роль в жизни человека. Именно поэтому метель писатель выносит в название повести - так еще раз подчеркивается ее решающая роль в описываемых событиях и судьбах героев.

Особенности композиции

Повесть Пушкина «Метель» имеет линейную композицию. Однако, отличается рядом особенностей:

  1. Несовпадение фабулы и сюжета повести (фабула - временная цепь событий; сюжет - это непосредственно повествование произведения). Этим писатель добивается интриги повествования.
  2. Отсутствие пролога и эпилога. Эта особенность сделала повесть легкой, простой и точной - то, чего добивался Пушкин. "Метель", содержание которой сжато и лаконично, полностью соответствовала задумке автора.
  3. Эпиграфом Пушкин выбрал строки стихотворения Жуковского. Они подготавливают читателя к событиям повести: метели, которая сыграет главную роль в судьбе героев, вещим снам Маши, тайному венчанию в церкви.

Композиционно произведение Пушкина «Метель» сопоставляет две стороны человеческой жизни: романтическую и реальную. К первой писатель относится иронически, даже высмеивает ее. Романтическая - это «любовь» Маши и Владимира, которая подпитывается тягой девушки к любовным романам. Вторая, реальная, - это быт, обстоятельства, которые окружают героев.

Художественное своеобразие "Метели"

Пушкин поставил себе целью создать такую прозу, которая, по его словам, будет «не петь, а говорить». Отсюда и предельная экономия художественных средств в повествовании. Знакомство читателя с героями происходит с первых же строк, отсутствуют портретные характеристики. Например, про Марию Гавриловну сказано только, что она была «стройная, бледная и семнадцатилетняя девица».

Также писатель не проводит психологического анализа состояния своих героев. Пушкин предлагает судить о персонаже по его поступкам и речам.

Все же в повести можно встретить эпитеты, особенно при описании метели: «мутная мгла» и метафоры: «равнина, устланная белым волнистым ковром». Но эти тропы использованы писателем очень скупо. Чаще даже в описании стихии встречаются глаголы: так событиям придается динамика. Пушкину не важно описать стихию, главное - какую роль она сыграет в судьбе героев.

"Метель" в музыке

Повесть легла в основу фильма, композитором на который был приглашен известный русский композитор Георгий Свиридов. К повести Пушкина «Метель» он написал такое музыкальное сопровождение, которое предельно точно раскрывает психологическое состояние героев: отчаяние, тревогу, надежду на счастье. Свиридов вводит формы, которые не употреблял Пушкин. Например, «Романс», который придает колорит произведению, показывает романтичные настроения Маши и Владимира.

Сравним, как показывают Свиридов и Пушкин метель. Отрывок, когда Владимир плутает в лесу. У писателя все построено лаконично, внимание сосредотачивается на поведении героя. То же самое показывает музыкой композитор: смятение, отчаянье, разрушающиеся планы и скорбь.


1811 год. В одном из российских поместий проживал вместе с женой и дочерью Машей помещик Гаврила Гаврилович Р. Он был гостеприимным, и многие соседи пользовались его гостеприимством, некоторые из них приезжали из-за Марьи Гавриловны. Однако сердце Марьи Гавриловны принадлежало бедному армейскому прапорщику Владимиру, который находился в отпуске в своей деревне, располагавшейся неподалеку.

Молодые влюбленные полагают, что их родители против их любви, поэтому они решают не просить их благословения и обвенчаться тайно и только потом броситься к их ногам. Родители молодых людей проникнутся любовью детей и обязательно простят их и благословят. Этот план был придуман Владимиром, но Марья Гавриловна согласилась с ним и поддалась на уговоры о бегстве. Согласно уговору, за ней должны были заехать сани и отвезти ее в Жадрино, соседнее село, где молодые люди должны были обвенчаться. Владимир был намерен ожидать там Марью Гавриловну.

В назначенное время Марья Гавриловна находилась в сильном волнении, она даже отказалась от ужина, объяснив свое состояние головной болью, и очень рано отправилась в свою комнату. В условленное время Марья вышла в сад. На дороге ее ожидал кучер Владимира с запряженными санями. В это время бушевала метель.

Владимир провел этот день в хлопотах: он должен был уговорить священника, найти свидетелей. Он уладил эти дела и сам запряг в маленькие сани лошадь, после чего отправился в Жадрино. Как только он выехал за околицу, поднялась метель, которая сбила Владимира с пути, и он проплутал всю ночь в поисках дороги. Только утром смог он добраться до Жадрина и увидел, что церковь заперта.

Наутро Марья Гавриловна вышла из комнаты и вела себя, как обычно, отвечала спокойно на все вопросы родителей о ее самочувствии. Но к вечеру у нее началась сильная горячка. Маша бредила, все время повторяя имя Владимира, она говорила о своей любви, о тайне, но речь ее была настолько бессвязна, что мать не поняла ничего, кроме того, что причиной болезни ее дочери стала любовь к соседскому помещику. Родители приняли решение выдать Машу замуж за Владимира. В ответ Владимир прислал сумбурное и путаное письмо, где сказал о том, что никогда он не войдет в их дом, и просил оставить его в покое и забыть о нем. Несколько дней спустя он уехал в армию. Эти события происходили в 1812 году, неудивительно, что вскоре имя Владимира было отмечено в числе отличившихся бойцов и раненных под Бородином. Маша была опечалена этой новостью. Через некоторое время умер Гаврила Гаврилович, Маша стала наследницей поместья. Вокруг нее вились женихи, но она оставалась верна Владимиру, умершему от ран в Москве.

Окончилась война. Из-за границы стали возвращаться полки. В поместье Марьи Гавриловны стал появляться раненый полковник гусар Бурмин, приехавший в в отпуск. Имение Бурмина находилось неподалеку. Молодые люди стали замечать, что нравятся друг другу, но каждому из них что-то мешало сделать решительный шаг. Как-то раз Бурмин приехал в имение Марьи Гавриловны и нашел ее в саду. Он признался Марье Гавриловне в своих чувствах, но сказал, что, к сожалению, стать ее мужем не может, поскольку уже енат, правда, не знает, кем является его жена, жива ли она и где живет. Бурмин поведал Марье Гавриловне необыкновенную историю о том, как в начале 1812 года он возвращался из отпуска в полк, была сильная метель, и он сбился с пути. Тут вдалеке он увидел огонек, поехал на него и остановился у церкви. Двери ее были открыты, возле нее стояли сани и, охваченные нетерпением, ходили люди. Их поведение было таковым, словно они только его и ждали. В церкви находилась молодая барышня, Бурмина поставили рядом с нею перед аналоем. Он был слишком молод и легкомыслен. После окончания обряда венчания, когда молодожены должны были поцеловать друг друга, взглянув на Бурмина, девушка воскликнула: «Не он, не он», - и упала без чувств. Бурмин же покинул церковь и уехал. И теперь ему неизвестно, что случилось с его женой, кто она, как ее зовут, он даже не знает, в какой церкви состоялось венчание. Бывший с ним в тот день слуга умер, поэтому он не имеет никакой возможности найти эту женщину.

«Боже мой!» - воскликнула Марья Гавриловна и схватила руку Бурмина. «Так это были вы!» - она спросила Бурмина, узнает ли он ее. Молодой человек побледнел и упал к ее ногам.

На дворе стоял 1811 год. Гаврилович Р. Жил со своей семьей в поместье. Он был очень гостеприимным человеком, казалось, это было даже чересчур, так каждый норовил этим воспользоваться. Часто гости приезжали ради его дочери Марии, но ее сердце было давно отдано прапорщику Владимиру, который был в отпуске в соседней деревне. Как считали молодые, родители будут препятствовать их браку и сделали выбор жениться тайно. А после венчания они бы покаялись и родители, из-за счастья детей, все-равно бы их простили. Конечно план этот был придумала не Марией, но после некоторых уговоров она все таки решилась на тайный брак. Вечером ее ожидали сани, что бы доставить ее в с. Жадрино, в нем, как и полагалось, должно было произойти венчание.

Мария нервничала, и отказавшись от ужина ушла в комнату. В назначенное время она вышла во двор.

Владимир торопился, несмотря на бушующую метель на улице. Во тьме он не смог найти дорогу до церкви, а когда к утру все же прибыл на место, все уже было заперто

На следующий день Маша вела себя как обычно, но к вечеру у нее поднялась очень высокая температура и она слегла с бредом. В нем она говорила лишь о Владимире. Мать поняла о чувствах дочери к прапорщику и по выздоровлению разрешила ей вступить с ним с союз.

Когда Владимиру было написано письмо о разрешении вступить в брак с их дочерью, он ответил очень скомкано и непонятно, написал, что никогда более не приедет в их дом, и попросил забыть о его существовании. Спустя пару дней уехал служить. Вот уже и 1812 год. Мария узнает, что о Владимире написали, что он отличился и был ранен в битве под Бородино. Маша была очень опечалена известием. Спустя немного времени умер ее отец, а дочь стала единственной наследницей. Множество женихов приходила свататься, но Маша отвергала все предложения.


Война окончилась. Армейцы возвращались домой. Среди прибывших был Бурмин. Маша и Бурмин симпатизировали друг другу. Как то Бурмин рассказал о своих чувствах Марии, но он никогда не станет ее суженым, так как он состоит в браке с другой женщиной. Он поведал ей историю его свадьбы. Когда он потерялся в метели, рядом с церковью оказались сани, в них была девушка, и он подумал, что это его невеста, когда прошел обряд венчания и им было позволено поцеловаться они поняли, что вышли совсем не за тех людей, за которых хотели. Бурмин уехал и больше ее никогда не видел. А возможность узнать кем была та барышня ему никогда не встретится, так как слуга умер, а больше он никого не видел. Мария воскликнула, что той девушкой была она. Мужчина побледнел от счастья и кинулся к ее ногам…

А.С.Пушкиным была написана книга под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» , которая по сути состояла из 5-ти самостоятельных повестей:

  1. Метель

Объединялись они лишь автором - покойным дворянином Белкиным, который скончался от лихорадки на тридцатом году своей жизни. Молодой человек имел слабость к словесности и пробовал себя в писательском искусстве. А вот хозяйство свое запустил до нельзя. Об этом сообщается в письме, присланном пожилым другом и соседом Белкина. К письму прилагались уцелевшие повести. В этой статье поговорим о второй повести Белкина «Метель»

Метель: Краткое содержание

В русском поместье Ненарадово жил барин Гаврила Гаврилович Р** со своею женой Прасковьей Петровной. У них была дочь 17 лет Марья Гавриловна. Она была стройной и бледной, воспитанной на французских романтических романах. Марья Гавриловна считалась богатой невестой, поэтому многие желали либо жениться сами, либо женить на ней своих сыновей. Гаврила Гаврилович был радушным и гостеприимным. Но одного молодого человека барин не особо жаловал к себе в гости. Это был молодой бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуске в своей деревне, Владимир Николаевич. По воле судьбы именно в него влюбилась дочь Гаврилы Гавриловича Маша. Молодой человек отвечал ей взаимностью. Они летом встречались каждый день и писали друг другу любовные письма. Зимой просто вели оживленную переписку, сетуя на свою горькую судьбу. Владимир Николаевич уговаривал Машу убежать с ним и тайно обвенчаться. Позже броситься к ногам любящих родителей Маши и молить о прощении. Влюбленные рассчитывали, что родители девушки сжалятся, простят и примут их в свои объятия. Маша долго мучилась сомнениями, но в конце концов решилась на побег. План был таков: Владимир в назначенный вечер и час присылает за Машей сани. Встретится влюбленные должны были в церкви села Жадрино, где их тут же и обвенчают.

В решающий вечер погода выдалась ужасной. Стояла страшная метель. Но кучер вопреки обстоятельствам доставил Машу к назначенному времени в назначенное место. Чего нельзя сказать о Владимире. Он сбился с пути и в Жадрино попал под утро. Церковь оказалась к тому моменту запертой. Владимир отправился к священнику. Но на дворе его тройки не было. Далее Пушкин обрывает события с Владимиром загадочным предложением: «Какое известие ожидало его! » и перешел к описанию происходящего в усадьбе Ненарадово.

А там Марья Гавриловна, как ни в чем не бывало, позавтракала с родителями, словно ночью не ездила ни в какую церковь. Все, кто знал о побеге, молчали. Однако к вечеру Маше стало плохо. Несколько дней она была на грани смерти. В забытье болезни Марья Гавриловна выдала свою тайну, но родители решили, что Маша в бреду. Однако поняли, что их дочь очень сильно влюблена во Владимира Николаевича. Когда Маша выздоровела, родителями было решено послать за молодым человеком с предложением руки Маши. Однако в ответ помещикам пришло «полусумасшедшее письмо «, в котором Владимир писал, что больше ноги его в их доме не будет! Позднее в Ненарадово узнали, что Владимир Николаевич покинул деревню и уехал в армию. Тогда шел 1812 год.

Прошли месяцы. Гаврила Гаврилович скончался. Маша унаследовала все его состояние и стала вдвойне притягательной для женихов. Чтобы не печалиться, Маша и Прасковья Петровна решили переехать жить в ***ское поместье. Прошли годы. За это время Владимир умер в Москве. Маша берегла о нем память. Многие вокруг удивлялись ее верности.

Но однажды Марья Гавриловна познакомилась с раненым гусарским полковником Бурминым. Она влюбилась в него. А он в нее. Через некоторое время Бурмин решился на объяснения и пошел в сад, где его ожидала Марья Гавриловна. Однако разговор их получился не совсем ожидаемый для Маши. Оказалось, что у молодого человека был секрет, который он раскрыл. Проблема заключалась в том, что он был женат уже 4 года! При этом он не знал о своей жене ровным счетом ничего! Ни имени, ни где она живет, ни что с ней сейчас. А все потому, что он однажды совершил непростительную ветреную глупость. Было это так. Ехал он в начале 1812 года в Вильну. В пути его застала сильная метель. Он сбился с пути и оказался в какой-то деревне, названия которой он не знает. Он увидел церковь. В ней горел огонь. Тогда он велел ямщику ехать на свет. Не успел он подъехать, как к нему подскочили люди со словами: «Сюда! Сюда!». Войдя в церковь, Бурмин увидел в полутьме невесту, которая показалась ему недурной. Священник спросил» Изволите начинать?» и Бурмин в каком-то забытье согласился. Их обвенчали. Предложили поцеловаться. Новоиспеченная супруга повернулась к Бурмину и только тут позволила себе взглянуть на него. Тогда-то невеста поняла, что ее обвенчали с совершенно незнакомым мужчиной и упала в обморок. А Бурмин воспользовался растерянностью окружающих, беспрепятственно вышел из церкви и бросился в кибитку. С тех пор он свою жену ни разу не видел. И не знал как и где ее искать.

На эти откровения Марья Гавриловна только и смогла сказать: «Боже мой! Боже мой! Так это были Вы! И Вы не узнаете меня? » Так Бурмин наконец познакомился со своей женой.

Успехов Вам в учебе!

В Болдино, когда «опальный поэт» находился в ссылке. Известно, что это произведение, написанное Александром Сергеевичем в 1830 году, стало последним, завершающим в цикле «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Сентиментальная повесть сразу же понравилась читателям и получила одобрительные отзывы критиков.

Вконтакте

История создания повести

Повесть А. С. Пушкина «Метель» была издана в 1831 году. По своему сюжету и писательскому замыслу это произведение во многом схоже с балладами Жуковского. Так, можно выделить следующие общие черты в балладах Жуковского и в повести Пушкина:

  1. Мистический характер.
  2. Развязка - толкование.

Кроме этого, известно, что для своего произведения Александр Пушкин взял эпиграф из баллады Василия Жуковского «Светлана».

Цикл Белкина

«Метель» входит в цикл повестей, которые были написаны якобы не Пушкиным, а неким Иваном Петровичем Белкиным. Автор указывает, что эта повесть была «рассказана» Белкину одной девицей, но имени ее не называет.

Своё произведение Пушкин заканчивает в октябре 1830 года, а уже на следующий год пушкинский цикл был опубликован. И лишь только в 1964 году состоялась экранизация новеллы «Метель» . Цикл включает в себя пять произведений, которые расположены в следующем порядке:

  1. «Метель»;
  2. «Гробовщик»;

Ко всему циклу повестей есть и небольшое вступление, где читатель может познакомиться с рассказчиком. Безусловно, Белкин - это вымышленный персонаж , который возник в художественной фантазии Пушкина. Но из вступления читатель узнаёт, что Иван Петрович молод и богат. Этот помещик предпочитал на досуге заниматься сочинительством, а умер он скоропостижно в 1828 году.

Из вступления читатель узнаёт, что Иван Белкин написал не только это произведение, но он и автор «Истории села Горюхино». Во вступлении приводилось и письмо самого Белкина, которое было написано с юмором, но оно должно было быть доказательством того, что этот вымышленный персонаж существовал и авторство принадлежит именно ему.

Художественные особенности пушкинской повести

Александр Пушкин весь свой цикл повестей писал в одном из направлений русской литературы, которые уже существовали в XIX веке:

  • Сентиментализм - «Метель» и «Станционный смотритель».
  • Реализм - «Выстрел».
  • Водевиль -»Барышня-крестьянка».
  • Готическая повесть - «Гробовщик».

Хронологический порядок событий в произведении

Александр Пушкин точно установил определённый хронологический порядок, который позволяет сделать краткий пересказ «Метели». Можно использовать такой план произведения:

Смысл эпиграфа

Эпиграф взят из баллады Жуковского. В сокращении текст рассказа «Метель» Пушкина читать можно и в этой статье. Несколько лошадей быстро мчатся по глубокому снегу. И вот уже вдалеке от деревень показалась небольшая церковь, стоящая одиноко. Но непогода продолжает свирепствовать.

И лишь только чёрный ворон, словно предвещая беду, летает над санями и машет крыльями. Его стон печален. Кони, испуганные непогодой, уже подняли гривы и смотрят вдаль, надеясь увидеть какое-то жилище людей.

Это происходило в 1811 году, когда в небольшом поместье Ненарадове жил добрый и порядочный помещик Гаврила Гаврилович Р. Он был известен всем соседям, которые любили его посещать каждый день. Славился он своим гостеприимством и радушием. Гости съезжались в его дом, имея несколько целей:

  1. Поесть и попить.
  2. Поиграть по пять копеек с женой помещика в бостон.
  3. Посмотреть на дочь помещика.

Марья Гавриловна, стройная и бледная, недавно отпраздновала свой день рождения. Ей уже исполнилось 17 лет, а так как её отец был очень богат, то она была завидной невестой и многие соседи прочили её себе в жёны или своим сыновьям.

Но Маша уже была влюблена. Как и многие девушки того времени она воспитывалась на французских романах и поэтому идеализировала образ своего возлюбленного. Её избранником стал сын соседского помещика. Владимир был прапорщиком в армии, но на время отпуска приехал к своему отцу. Молодой человек отвечал девушке взаимностью, часто посещал их дом, и эта страсть была замечена и родителями.

Тут же родители забеспокоились, но отказать в том, чтобы Владимир приезжал не могли. Они запретили дочери общаться с ним, а сами стали принимать его хуже всех остальных гостей, показывая, насколько они не рады его визитам.

Понимая, что родители против их любви, молодые люди искали другие способы общения:

Они при каждой встрече признавались в любви и думали о том, как же им жить дальше, ведь жизнь друг без друга они уже не представляли. Неожиданно Владимиру пришла в голову счастливая мысль о том, чтобы обойтись без родителей. Романтически настроенная Марья Гавриловна сразу же поддержала эту мысль.

Когда же наступила зима, то свидания молодых людей были прерваны, но зато переписка стала ещё живее. И чем больше проходило времени, тем настойчивее становился Владимир Николаевич, пытаясь уговорить свою невесту тайно венчаться. Он считал, что выждав после венчания некоторое время, можно будет броситься к ногам родителям, которые с радостью встретят несчастных, и дальше они будут хорошо и радостно жить.

Дерзкое решение и пророческий сон

Долго девушка не могла согласиться на это, но один из планов ей понравился и Владимир получил её согласие. По плану она должна была не ужинать, а уйти в свою комнату, сославшись на головную боль. Её служанка знала о готовившемся побеге и должна была помогать своей хозяйке.

За садом молодую девушку уже ждали готовые сани, которые должны были отвезти Марью Гавриловну в Жадрино, которое находится в 5 верстах от села Ненарадова. Владимир же будет ждать её в церкви.

Накануне всего этого происшествия Маша никак не могла уснуть, поэтому она занималась другими делами:

  1. Укладывала свои вещи.
  2. Увязала белье и платье.
  3. Написала два письма - подруге и родителям.

Она старалась в своих письмах извиниться за свой поступок, рассказывая о своей сильной любви и о том, что мечтает после тайного венчания броситься к ногам родителям, чтобы те простили её и приняли эту запретную любовь.

Задремала Марья Гавриловна уже перед самым рассветом, но сон был тревожный и беспокойный. Ей снились сани, в которые она должна была садиться, чтобы ехать на своё тайное венчание и отец, который, пытаясь остановить её, тащил куда-то по снегу её и бросал в тёмное и страшное подземелье. То вдруг неожиданно снился ей Владимир, который был уже мёртв и окровавленный лежал на траве. Но при этом он продолжал все ещё её упрашивать обвенчаться с ним.

Когда девушка проснулась, то она была намного бледнее обычного и её мучила сильнейшая головная боль. Родители сразу же заметили такое нездоровое состояние своей дочери. Но их вопросы и беспокойство об её здоровье лишь только сильнее расстраивали Марью Гавриловну. Чтобы их успокоить, девушка попыталась казаться весёлой, но это плохо ей удавалось. И вот наступил вечер. Она в глубине своей души прощалась со всем, что её окружало и это раздирало её душу.

Когда же ужин уже подали, то девушка, простившись с родителями, удалилась в свою комнату. Там она уже стала плакать, но уже через полчаса ей нужно было покинуть родительский дом.

Неудавшийся побег

На улице тем временем поднялась сильная метель. И это показалось несчастной девушке печальным предзнаменованием. Когда же в доме все уснули, одевшись теплее, и вышла на заднее крыльцо. Два узла, собранные девушкой, несла служанка. С трудом девушки дошли до конца сада, так как ветер так сильно дул, что не давал и шагу шагнуть, словно пытался остановить Марью Гавриловну.

На дороге уже стояли сани. Как только девушки уложили свои вещи и сели сами, лошади полетели. Владимир же, полагаясь на своего слугу Терешку, занимался другими делами. Он с утра был в разъездах:

  1. У священника, которого пытался уговорить тайно их обвенчать.
  2. У соседей-помещиков, пытаясь среди них найти свидетелей.

И лишь только после этого Владимир отправился к себе домой, чтобы готовиться к венчанию. Свидетелями же его тайного венчания с Марьей Гавриловной должны были стать молодые соседи-помещики:

  1. Дравин, корнет. Ему уже исполнилось 40 лет. Находясь в отставке, нашёл развлечение в охоте.
  2. Шмит, землемер.
  3. Сын капитана-исправника, юноша 16 лет. Он недавно поступил в уланы.

Отправив самые лучшие сани за невестой, Владимир приказал заложить себе маленькие сани лишь только с одной лошадью и без кучера решил сам отправиться в Жадрино. Ехать было недалеко, ведь обычно дорога занимала не больше 20 минут. Владимир был спокоен, ведь он прекрасно знал дорогу, по которой сейчас отправлялся.

Но как только Владимир Николаевич выехал за околицу, то началась такая сильная метель с ветром, что он уже ничего не мог видеть. Дорогу быстро занесло, а вся окрестность просто исчезла в какой-то мутноватой мгле. Казалось, что это небо стало сливаться с землёй. Лошади занесли Владимира в поле, и как ни пытался он выехать на дорогу, ничего не получалось. Сани постоянно опрокидывались, время шло, а роща соседнего села все ещё не приближалась.

Вскоре Владимир, который ехал полем, все-таки понял, что едет не в ту сторону. Он остановился и стал рассуждать. Решив, что нужно ехать вправо, он ещё около часа был в дороге, но Жадрино так и не появлялось, а вот конца полю не было видно. Владимир Николаевич уже стал беспокоиться.

Вдруг вдалеке стало что-то чернеть. Когда он приблизился, то сразу же увидел рощу. Казалось, что уже село Жадрино должно быть совсем рядом, и молодой человек успокоился. Но и через час рощи не было видно, зато молодой человек оказался в каком-то совершенно ему незнакомом лесу.

Отчаянно он пытался найти дорогу в Жадрино, все равно никак не мог выехать из незнакомого леса. Но вскоре деревья стали редеть, и Владимир смог выехать из леса. Уже было около полуночи. Он заплакал и поехал наугад. Вскоре погода утихла, и даже появилась какая-то деревенька. Спросив в первом доме, далеко ли ещё ехать до Жадрино, Владимир узнал, что ему осталось ещё вёрст десять. Ещё большее отчаяние охватило молодого влюблённого.

Старик тут же дал ему проводника, но время уже близилось к рассвету. Когда Владимир всё-таки добрался до Жадрино, то уже было светло, и даже пели петухи. Печальное известие ждало его и в доме священника.

Болезнь Маши и гибель Владимира

Утром служанка доложила родителям Марьи Гавриловны о том, что она дурно почивала. Несмотря на то, что день прошёл спокойно, но к вечеру всё-таки Маша заболела. Когда приехал доктор, то молодая девушка уже лежала в бреду. Две недели она болела так, что даже могла умереть.

Никто в доме её так и не узнал о побеге, так как горничная молчала, боясь гнева своих господ, а письма всё были сожжены ещё накануне. Свидетели тайного венчания молчали, так как были довольно скромны. Несмотря на то, что о ней знали большое количество людей, тайна всё-таки сохранялась. И лишь только Маша, находясь в бреду, сама рассказала о своей тайне. Однако родители ничего толком не поняли. Решив, что дочь безумно влюблена во Владимира, согласились обвенчать их.

Но на приглашение родителей Маши Владимир ответил гневным письмом , в котором сообщал, что больше ноги его не будет их в доме. А вскоре он уехал в армию. Все это произошло в 1812 году. Долгое время и Гаврила Гаврилович, и Прасковья Петровна не решались рассказать об этом Маше. Но о Владимире не заводила разговор и сама девушка. И лишь только спустя несколько месяцев она случайно нашла его имя в списке тех, кто отличился в сражениях под Бородино и был тяжело ранен, упала в обморок.

Вскоре умер и батюшка Марьи Гавриловны, а она осталась наследницей всего имения. Но это нисколько не утешало её. Чтобы немного забыться, мать и дочь покинули своё имение в Ненародово и переехали в другое поместье. Вокруг Маши постоянно кружились какие-то женихи, ведь она была милой и завидной невестой. Но Маша никому из них не оказывала особого внимания. Мать уговаривала найти себе мужа, но девушка лишь качала головой.

А Владимир уже умер в Москве. Но девушка свято берегла книги, стихи и другие вещи своего возлюбленного. Соседи ждали и гадали, каким же должен быть тот, кто сможет завоевать сердце неприступной красавице.

Знакомство с Бурминым

А война уже тем временем была окончена победой. Многие офицеры и солдаты стали возвращаться в родные места. Вскоре по соседству с молодой и богатой невестой поселился и гусар Бурмин. Полковнику было около 26 лет, и он был интересен барышням.

При появлении Бурмина заметно оживала и Маша. Вёл себя Бурмин спокойно и размеренно, хотя слухи утверждали, что он в молодости был повесой. Задумчиво глядя на Машу, молодой человек не пытался объясниться с ней, а матушка девушки, да и соседи обсуждали новость о том, что жених для девушки уже найден.

Однажды он нашёл Машу в саду за чтением какой-то книги. Девушка специально старалась вывести его на объяснение, чтобы Бурмин открыл ей своё сердце. Тогда гусар рассказал девушке о том, что он её любит, но у него есть тайна, которая является преградой их счастью. Но девушка прервала его, сказав, что у неё тоже есть тайна, которая мешает ей стать женой.

Бурмин поведал девушке историю, которая приключилась с ним в начале 1812 года, когда он в метель спешил в свой полк, стоявший в Вильне. Ямщик заблудился, и они случайно попали в церковь. Так он был обвенчан. Когда невеста увидела, что это был не её возлюбленный, то упала в обморок, а Бурмин поспешил удалиться. Он даже не запомнил название того места, где это произошло. И тогда Маша схватила его за руки и спросила, узнаёт ли он её. Бурмин стал бледен и бросился к ней.