Мягкая кровля        29.03.2023   

Семья л. Презентация на тему "Семья в жизни и творчестве Л.Н

Слайд 2

Цель:Привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев, строить отношения с родителями на адаптивной основе. Задачи: Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». Организовать интеллектуально – познавательную деятельность учащихся в процессе работы по теме урока. Развивать индивидуальные способности и творческие возможности учащихся. Формировать устойчивые нравственные и морально – этические нормы взаимоотношений в семье и учить детей следовать им в повседневной жизни.

Слайд 3

«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой)

Слайд 4

1-ая группа: систематизирует материал о матери и отце по прочитанным главам повести «Детство». 2-ая группа: изучает материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л. Н. Толстого. 3-я группа: анализирует сцены, показывающие семейную жизнь в романе «Война и мир». Индивидуальное задание: Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Слайд 5

Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

Слайд 6

«Нынче утром обхожу сад и, как всегда, вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая осталась для меня святым идеалом…» (Л.Н.Толстой). «…Целый день тупое, тоскливое состояние… Хотелось, как в детстве, прильнуть к любящему, жалеющему существу и … быть утешаемым. Но кто такое существо, к которому бы я мог прильнуть так? Перебираю всех любимых мною людей – ни один не годится. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю ее себе. Да, да, маменька, которую я никогда не называл еще, не умея говорить. Да, она, высшее мое представление о чистой любви, - но не холодной, божеской, а земной, теплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты приласкай меня. Все это безумие, но все это правда».

Слайд 7

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Л. Н. Толстой.

Задание: Систематизировать материал о матери и отце по прочитанным главам повести «Детство». Эпиграф: «Раннее детство – тот период, «в котором всё освещено таким милым утренним светом, в котором все хороши, всех любишь, потому что сам хорош и тебя любят». (Л. Н. Толстой).

Слайд 8

МАТЬ.

Какие события происходят в главе «Маман»? Какой мы видим здесь мать? Какое общее впечатление от матери остается в этой главе? Почему Л.Н.Толстой не дает ясного портрета матери? Счастлива ли Наталья Николаевна в личной жизни? Как она встречает близкую смерть?

Слайд 9

ОТЕЦ.

Что мы узнаем об отце из главы «Папа»? Какие две страсти отмечает Толстой в отце в главе «Что за человек был мой отец»? Как отец относится к людям? Любили ли его окружающие? Что он любил в жизни? Что доставляло ему радость и счастье? Для чего живет этот человек? В какой атмосфере жил Николенька?

Слайд 10

Лев Николаевич Толстой и его семья.

Эпиграф«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л. Н. Толстой. Задание: Изучить материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л.Н.Толстого.

Слайд 11

О своем детстве Л. Н. Толстой вспоминает как о чем – то особенно светлом, прекрасном, гармоничном. «Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, как я только могу вообразить себе, но только, чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с постоянно прибывающими детьми, я выбрал бы последнее»,- так записал Л.Н.Толстой в своем дневнике. Таким, населенным детьми, был его дом.

Слайд 12

«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Задание: Проанализировать сцены, показывающие семейную жизнь в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Эпиграф: « Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная… это быль, и были семейные». (Н.Страхов). «Есть вечные песни, великие творения, завещаемые из века в век». (А.И.Герцен).

Слайд 13

Семья Ростовых.

Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Толстого? К какому типу семьи примыкают Ростовы? Что значит для них родительский дом? В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых? Каковы взаимоотношения родителей и детей? Обратите внимание на этику этих взаимоотношений. Что будет значить семья в жизни Наташи – матери?

Слайд 14

Семья Болконских.

Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских? Составляют ли они «породу», как Ростовы? Что общего у них у всех? Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского? Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских. Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи? Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

Слайд 15

Семья Курагиных.

Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных? Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как «честь», «благородство», «чистая совесть», «жертвенность»?

Слайд 16

Какая же семья для Толстого – идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»?

Слайд 17

«От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью – она готова распространиться, путь в семью – это путь к людям». (Н.Я. Берковский).

Слайд 18

И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования – это мечты ребенка, планы жизни, которая вся впереди. Судьба героев романа – только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегодня, в начале 21 века, спустя 139 лет после того, как она написана, читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы. И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живет, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И все – не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть». (А. Яшин).

Слайд 19

«Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Эпиграф:« Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Каренине» я любил мысль семейную…» (Л.Н. Толстой).

Слайд 20

Каждая семья – это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям. Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю счастья в семье, в той, в которой вы живете сегодня, которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.

Слайд 21

Мы перестали радоваться, но самое страшное – перестали удивляться. Удивляться всему: рождению ребенка, восходу солнца, приходу весны. Не хами пожилому, накорми его чем – нибудь вкусненьким, даже если у него нет зубов; перед смертью скажи последнее ласковое слово. Отдай свое время и удели внимание ребенку. Пожалей женщину. А женщина – потерпи немного, если муж достоин этого. Повернись к своим друзьям. Вернитесь к традициям домашних посиделок, хождений друг к другу в гости, совместных праздников. Точка отсчета в процессе нашего возрождения – это дом, семья. В это я верю». Народная артистка СССР Ольга Волкова

Слайд 22

Об авторах:

Венина Вера Александровна – учитель русского языка и литературы, руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МОУ «Топкановская СОШ»; Савинова Валентина Михайловна - учитель русского языка и литературы МОУ «Топкановская СОШ»; Федорова Надежда Алексеевна - учитель русского языка и литературы МОУ «Топкановская СОШ»; Ширяева Ирина Ивановна – воспитатель, учитель английского языка МОУ «Топкановская СОШ».

Посмотреть все слайды

Разделы: Литература

Класс: 10

Цель (слайд 2): привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев, строить свои отношения с родителями на адаптивной основе.

Задачи:

  • Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».
  • Организовать интеллектуально-познавательную деятельность учащихся в процессе работы по теме урока.
  • Развивать индивидуальные способности и творческие возможности учащихся.
  • Формировать устойчивые нравственные и морально – этические нормы взаимоотношений в семье и учить детей следовать им в повседневной жизни.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книжная выставка, оформленная доска, телевизор, DVD, диск DVD «Литература 5–11 классы», диск DVD с художественным фильмом «Война и мир», «Анна Каренина», аудиомагнитофон, аудиокассета с записью музыки.

Эпиграф: (слайд 3) «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой).

Предварительные задания к уроку (слайд 4)

  • 1-я группа систематизирует материал о матери и отце по прочитанным главам повести «Детство».
  • 2-я группа изучает материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л. Н. Толстого.
  • 3-я группа анализирует сцены, показывающие семейную жизнь в романе «Война и мир».

Несколько учащихся готовят индивидуальное задание с использованием презентации: Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

В каждой группе есть свой руководитель, заранее подготовленный сильный ученик, который делает обобщение материала по теме. В конце урока он сдает листы с предварительными оценками ответов учащихся своей группы.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя (слайд 5) .

– Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.
И сегодня мы с вами поговорим о том, какую роль играла семья в жизни и творчестве Л.Н. Толстого.

2. Слово учителя: (слайд 6)

«Нынче утром обхожу сад и, как всегда, вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая осталась для меня святым идеалом…» (Л.Н.Толстой).
Л. Н. Толстой, лишившийся матери 18-ти месяцев отроду, бережно собирал и хранил в памяти все, что удалось ему узнать о ней от родных. В «Воспоминаниях» он написал: «…все, что я знаю о ней, все прекрасно…»
Мария Николаевна обладала незаурядным творческим даром: была превосходной рассказчицей – сочиняла увлекательные волшебные истории и сказки, – отличной музыкантшей, писала и переводила стихи.
Мария Николаевна и Николай Ильич стремились дать своим детям – их было у них пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и дочь Мария – воспитание свободное, гуманное, патриотическое. Нравственный и интеллектуальный облик родителей, достигнутое ими семейное счастье – вот то, что определяло особую атмосферу Ясной поляны, где были заложены те истоки «чистоты нравственного чувства», так восхитившие впоследствии Н.Г.Чернышевского в первых произведениях Толстого.
Лев Николаевич всегда с любовью вспоминал о своих родителях, которых потерял в раннем детстве. Черты их жизни и характеров он запечатлел в своих произведениях. Облик Марии Николаевны угадывается в поэтическом образе Маman в повести «Детство».

Работа первой группы (слайд 7)

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» (Л. Н. Толстой).

Эпиграф: «Раннее детство – тот период, «в котором всё освещено таким милым утренним светом, в котором все хороши, всех любишь, потому что сам хорош и тебя любят». (Л. Н. Толстой).

Систематизировать материал о матери и отце по прочитанным главам повести «Детство».

МАТЬ (слайд 8)

1. Какие события происходят в главе «Маман»? Какой мы видим здесь мать?
2. Какое общее впечатление от матери остается в этой главе?
3. Почему Л.Н.Толстой не дает ясного портрета матери?
4. Счастлива ли Наталья Николаевна в личной жизни? Как она встречает близкую смерть?

ОТЕЦ (слайд 9)

1. Что мы узнаем об отце из главы «Папа»?
2. Какие две страсти отмечает Толстой в отце в главе «Что за человек был мой отец»?
3. Как отец относится к людям? Любили ли его окружающие?
4. Что он любил в жизни? Что доставляло ему радость и счастье? Для чего живет этот человек?
5. В какой атмосфере жил Николенька?

(Ассистент обобщает).

Учитель обобщает. (Данный материал учитель использует как при обобщении во время работы группы, так и при итоговом обобщении). В этом произведении Толстой не дает ясного портрета матери, так как у него остались в памяти только общие впечатления чего – то очень доброго и ласкового.
Мать изливает любовь и нежность на ребенка. И, как всякая мать, она боится оставить его сиротой: «Так ты меня очень любишь? Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? Не забудешь, Николенька? – она еще нежнее целует меня».
Материнская нежность рождает в душе Николеньки чувства бесконечной любви и счастья; и из глаз его льются ручьями слезы любви и восторга» к «голубчику» и «душеньке» маменьке.
И эта горячая детская любовь к матери исторгает из души ребенка первую, чистую, от сердца молитву о матери и отце: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку».
Прочитаем разговор родителей: ведь это спор на грани конфликта, но как он тактичен и деликатен! И отец проявляет чувство такта, закончив разговор улыбкой и шуткой. Как ведет себя мать? Деликатна и тверда одновременно, с чувством собственного достоинства. Она умеет отстоять свое мнение и право на свою внутреннюю жизнь.
А каким человеком был отец? Для папа удобство и наслаждения в жизни – главное, у него нет дела, которое бы его занимало (мы видим, какой он помещик), ни серьезных увлечений, ни цели в жизни, не сделал он и военной карьеры. Он живет для себя, для своих удовольствий и этим счастлив (хотя по-своему любит жену и детей, но себя – больше, замечают дети).
Первозданная чистота, свежесть чувств, доверчивость детского сердца, искренность любви к ближним – вот что такое счастье детства для Толстого. Но Лев Николаевич не скрывает и теневых сторон детских лет. Николенька – главный герой трилогии догадывается о неблагополучии во взаимоотношениях родителей, о том, что жизнь не так безоблачна и радостна, какой она казалась в те дни, когда его от всех невзгод оберегала любовь матери. Он глубоко огорчается, сталкиваясь с проявлениями жестокости, неискренности. Ему тяжело и неприятно находить эти качества у своих родных – бабушки и отца, у гувернера. Но все же Толстой всегда видел в детстве лучшую пору жизни человека.
В какой атмосфере жил Николенька? Это атмосфера любви, радости и счастья. Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович, Наталья Савишна. Мальчик окружен любовью, живет в доброй хорошей семье (все сложности взрослой жизни открываются ему уже через годы), наверное, и жизнь должна быть легкой, беззаботной и счастливой.
По мысли писателя, все, что случается с ребенком, по мере взросления, всецело зависит от воспитания, от влияния на него среды и обстоятельств.

Работа второй группы (слайд 10)

Лев Николаевич Толстой и его семья

Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Л. Н. Толстой).

Изучить материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л.Н.Толстого.

(Ассистент обобщает).

Учитель обобщает (слайд 11). О своем детстве Лев Николаевич Толстой вспоминает как о чем – то особенно светлом, прекрасном, гармоничном. «Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, как я только могу вообразить себе, но только, чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с постоянно прибывающими детьми, я выбрал бы последнее», – так записал Л.Н.Толстой в своем дневнике. Таким, населенным детьми, был его дом».
Созидала, берегла этот дом, «стояла на страже» его Софья Андреевна Толстая. Хозяйка большого дома и усадьбы, мать пятнадцати детей, неумолимая помощница в литературных делах мужа, Софья Андреевна по праву могла считаться истинной хранительницей очага толстовского дома. Дети знали, что для них делает мама: она следит за едой, шьет им рубашки, штопает чулки, «мастерит» куколок или составляет гербарий, она и ругает, если промочены сапоги по утренней росе.
Но ребятам не было известно, что по ночам она часто просиживает по три – четыре часа над рукописями отца, что она много раз переписывала своей рукой главы «Войны и мира» и других произведений.
Дети были уверены, что мама не может уставать или быть не в духе. Ведь она жила для Сережи, для Тани, для Илюши, для Леши, для всех их братьев и сестер.
Только позднее, став взрослыми, они поняли, какая это была удивительно самоотверженная женщина, мать и жена.
А вот как вспоминал один из сыновей Льва Николаевича – Сергей Львович – о своем отце: «В детстве у нас было совсем особенное отношение к отцу. Для нас его суждения были беспрекословны, его советы были обязательны. Я плохо выдерживал взгляд его пытливых небольших стальных глаз, а когда он меня спрашивал о чем-нибудь…, я не мог солгать. Мы всегда чувствовали его любовь к нам, хотя у Толстого – отца не было привычных ласк. Он не баловал детей ни поцелуями, ни подарками, ни излишне ласковыми словами. И тем не менее дети всегда ощущали его любовь!»
Сергей Львович писал: «В детстве наше первое удовольствие состояло в том, чтобы отец занимался нами, чтобы он взял нас с собой на прогулку, по хозяйству, на охоту или в какую-нибудь поездку, чтобы он нам что-нибудь рассказал, делал с нами гимнастику. Отец никогда не наказывал: никогда не бил, не ставил в угол, и уж крайне редко он раздражался. Он поправлял, делал замечания, намекал на недостатки, шуткой давал понять, что поведение за столом не ахти какое и заодно рассказывал такой случай или анекдот, который содержал соответствующий намек. Он мог так пристально посмотреть в глаза, что взгляд этот действовал сильнее любого приказания. Наказание же выражалось обычно в «немилости»: не обращает внимания, не возьмет с собой на прогулку».
В семье была прочная традиция читать вслух. Отбору книг для чтения Лев Николаевич придавал огромное значение. Он советовал не спешить читать шедевры классики, считая, что, повзрослев, они лучше смогут прочувствовать их. Поэтому Пушкина, Лермонтова, Гоголя дети читали довольно поздно. Отец предлагал для чтения то, что любил сам.

Работа третьей группы (слайд 12)

«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Эпиграф: «Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная… это быль, были семейные». (Н.Страхов).

Проанализировать сцены, показывающие семейную жизнь в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Слово учителя. «Есть вечные песни, великие творения, завещаемые из века в век» (А.И.Герцен). К числу таких творений принадлежит и роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Мы открываем страницы 2 тома, где Толстой бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года противопоставляет ту жизнь, которую он называет «настоящей». Будучи сам в неустанном поиске истины, писатель считал: «Чтобы жить честно, надо путаться, биться, ошибаться, опять начинать и бросать… И вечно бороться и мучиться». Что дурно, что хорошо? Для чего жить и что такое я? На эти вечные вопросы каждый должен ответить сам. Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад.
Мир семьи – важнейшая «составляющая» романа. Толстой прослеживает судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда.
На страницах «Войны и мира» мы знакомимся с семейными гнездами главных героев: Ростовыми, Безуховыми, Курагиными, Болконскими. «Семейная идея « находит свое наивысшее воплощение в укладе жизни, общей атмосфере, в отношениях между близкими людьми этих семейств.
Вы, я надеюсь, прочитав страницы романа, побывали в гостях у этих семей. И нам предстоит сегодня разобраться, какая семья для Толстого – идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей».

Семья Ростовых (слайд 13)

1. Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Толстого?
2. К какому типу семьи примыкают Ростовы?
3. Что значит для них родительский дом? В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?
Каковы взаимоотношения родителей и детей? Обратите внимание на этику этих взаимоотношений.
Что будет значить семья в жизни Наташи – матери?

(Ассистент обобщает)

Учитель обобщает. Л.Н.Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью – с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом – Ростовы, а близость матери и дочери подчеркивает одним именем – Наталья. Мать – синоним мира семьи у Толстого, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа, Николай, Петя. Их объединит важное качество, заложенное в семье родителями: искренность, естественность, простота. Открытость души, радушие – их главное свойство. Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение переживать, сочувствовать. И все это на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой.
Толстому важно было через судьбу Наташи Ростовой показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа – мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту – таланту любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом – настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась…
Как часто употребляет Толстой слова «семья», «семейство» для обозначения дома Ростовых! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова! За этим словом – мир, согласие, любовь.

Слово учителя. А теперь погостим немного у Болконских, в Лысых горах.

Работа третьей группы по вопросам.

Семья Болконских (слайд 14)

1. Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских? Составляют ли они «породу», как Ростовы? Что общего у них у всех?
2. Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?
3. Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских.
4. Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?
5. Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

(Ассистент обобщает).

Учитель обобщает. Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова – государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении. Однако и опальный, он не переставал интересоваться политикой. Николай Андреевич Болконский неустанно заботится о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому. Он не доверяет никому не только воспитание своих детей, но даже их судьбы. С каким «внешним спокойствием и внутренней злобой» он дает согласие на брак Андрея с Наташей. И год для испытания чувств Андрея и Наташи – это тоже попытка максимально оградить от случайностей и бед чувство сына: «Был сын, которого жалко отдавать девчонке». Невозможность разлучиться с княжной Марьей толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные: при женихе скажет дочери: «…уродовать себя нечего – и так дурна». Сватовством Курагиных он был оскорблен «за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, к дочери, которую он любил больше себя».
Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они тоже полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чужих чувств.
Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых? Прежде всего чувством семьи, духовным родством близких людей, патриархальным укладом, гостеприимством. Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях. Детей Ростовы и Болконский любят больше, чем себя: Ростова – старшая не переносит смерти мужа и младшего Пети; старик Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.

Слово учителя. На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.

Работа третьей группы по вопросам.

Семья Курагиных (слайд 15)

1. Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?
2. Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как «честь», «благородство», «чистая совесть», «жертвенность»?
3. Как доказывает Толстой свою мысль «нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях».

(Ассистент обобщает).

Учитель обобщает. Собственно, Болконские и Ростовы – это больше, чем семьи, это целые жизненные уклады, каждый из которых со своей стороны овеян своей поэзией.
Простое и такое глубокое для автора «Войны и мира» семейное счастье, то самое, которое знают Ростовы и Болконские, оно им естественно и привычно, – это семейное, «мирное» счастье не будет дано семейству Курагиных, где царит атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Они лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно есть – инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма. Такая семейная связь не есть положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание.
Делать служебную карьеру, «делать» им выгодное замужество или женитьбу – так понимает свой родительский долг князь Василий Курагин. Каковы при этом его дети по существу – его мало интересует. Их надо «пристроить». Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. Об этом говорит поведение Анатоля, отношение Элен с братом, о которых с ужасом вспоминает Пьер, поведение самой Элен. В этом доме нет места искренности и порядочности. Вы заметили, в романе даже нет описания дома Курагиных, потому что семейные узы этих людей выражены слабо, каждый из них живет обособленно, учитывая прежде всего свои интересы.
О ложной семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»
(слайд 16)

Учитель обобщает материал

СЕМЬЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В «ВОСПОМИНАНИЯХ ЮНОГО УЗНИКА»

Казимагомедова Наира

Класс 10 «Б», школа № 6, г. Каспийск

Саидова Виолета Борисовна

научный руководитель, преподаватель русского языка, школа № 6, г. Каспийск

О жизни и творчестве гениального писателя Л.Н. Толстого написано достаточно много. Это исследования Н.О. Лернера, Л.М. Мышковской, П.А. Буланже, Б.С. Виноградова, У.Б. Далгат, З.Н. Акавова и многих других. Каждый исследователь дополняет предыдущего, одновременно внося что-то новое и тем самым пополняя образ великого творца и мудреца.

Тем не менее, рассуждая о творческом наследии художника, исследователи как-то упускали из виду его индивидуальность: кто он как личность, и какова его эволюция. Все это побудило нас заняться скромным исследованием и желанием еще раз прикоснуться к миру Толстого. Этим и обусловлена актуальность проводимого нами исследования.

Основная трудность при изучении личности Л.Н. Толстого, разнохарактерных суждений писателя, их противоречивости заключалась в противоречивости воззрений гения (подчеркнуто нами - В. Саидовой и Н. Казимагомедовой).

По-нашему убеждению, дополнить данный перечень и составить объективный портрет Л. Толстого и его семьи поможет книга «Воспоминания юного узника» Магомед - Сабри Эфендиева, который лично соприкоснулся с семьей и бытом Толстых.

Объектом исследования являются четыре тома книги М. Эфендиева «Воспоминания юного узника» в рукописи. Мы акцентируем внимание на исследовании мотивов, раскрывающих особенности мировоззрения, мировосприятия и мироощущения семьи Толстых.

Магомед-Сабри Эфендиев, по воле судьбы оказавшийся в Тульской губернии пятнадцатилетним мальчиком и по счастливой случайности попавший в семью Толстых в Ясную поляну, поведал о годах, проведенных рядом с великим человеком в своей книге воспоминаний «Я знал Льва Толстого и его семью». Мы обратились к имеющейся по интересующей нас теме литературе и это прежде всего книга воспоминаний М. Эфендиева, опубликованная в Махачкале в 1964 году, но так и не переизданная.

Начало же эта история берет 22 марта 1906 года, о чем мы узнаем из рукописи М. Эфедиева «Воспоминания юного узника»; в Дагестанском ауле Ашага-Цинит произошел трагический случай: во время праздника убили человека, убийца скрылся. Царские судьи без всяких улик осудили четверых. В их числе оказался и Магомед Эфендиев, которому было всего пятнадцать лет. Приговор был суров - двенадцать лет ссылки в Тульскую губернию.

Юный узник «попал в город Крапивна, где его приютил городской голова Юдин, не поверивший, что юноша мог стать убийцей.

Однажды на станции Щёкино, куда юный Магомед приехал вместе с Юдиным на почту, они увидели двух всадников.

Несколько минут продолжалась беседа, которую Магомед Эфендиев запомнил на всю жизнь. В конце беседы Лев Николаевич спросил:

Русской грамоте хотите учиться?

Вскоре Толстой начал хлопотать о переводе молодого ссыльного в Ясную Поляну. Отвез Магомеда в имение сын Толстого Андрей Львович.

В Ясной Поляне молодого лезгина встретили гостеприимно. Познакомили со всеми домочадцами, отвели отдельную комнату.

Обучение Магомеда по указанию Льва Николаевича начали на другой же день по приезде. Его учителями были дочь писателя Татьяна Львовна, домашний врач Дюшан Петрович Моковицкий и учителя яснополянской школы. А когда из Парижа вернулся сын Толстого Лев Львович, Магомед стал учиться рисованию.

Лев Николаевич интересовался ходом занятий, спрашивал о чем пишут из дому. «Не скучай, не теряй бодрости, голубчик, - говорил он - все у тебя впереди. А сейчас старайся хорошо учиться»: (материал любезно предоставлен из личного архива М. Эфендиева).

Магомед провел в Ясной Поляне около четырех лет, многому научился, многое понял, узнал.

По-доброму вспоминает автор исследуемой нами рукописи беседы с доктором семьи Дюшаном Петровичем Моковицким; подробно описывает беседы с дочерью Толстого Татьяной Львовной, занятия рисованием, результатом которых явились картины, написанные Магомедом Эфендиевым в годы жизни в Ясной Поляне и Кончанском - «Первая встреча», «Выезд на охоту», «Уход Толстого из Ясной Поляны», «Грузинка».

После смерти Толстого, Тульский губернатор отозвал Магомеда вновь под надзор полиции. Но по настоятельной просьбе Софьи Андреевны его взяла на поруки наследница А.В. Суворова Л.В. Хитрово. И вновь «юному узнику» довелось непосредственно соприкоснуться с историей. Он жил в Кончанском - особняке, некогда принадлежавшем А.В. Суворову, там же находились два дома-музея. Более того, Магомед Эфендиев, страсть к рисованию которого заметили наследники А.В. Суворова, участвовал в реставрации дома-музея Суворова, лично копировал старые исторические экспонаты с рукописных художественных работ молодости великого полководца А.В. Суворова. И реставрационные работы приняла академическая комиссия из Петербурга без каких-либо претензий.

В 1917 году, через 11 лет, Магомед Эфендиев снова увидел родной Дагестан. Но прежде чем уехать на родину 7 декабря 1917 года, он побывал на могиле великого писателя. А чувства свои к учителю уже выразил на русском языке, тут же написав прощальные стихи:

Навеки в сердце - Ясная Поляна! Я унесу в аулы Дагестана

Прощай, отец, учитель дорогой! Твой образ незабвенный - Лев Толстой! .

Хотя мемуарная литература о Толстом обильна, но воспоминания Эфендиева, на наш взгляд, особенны и своеобразны, ведь автор ставит себе задачей с предельной точностью вспомнить и рассказать мельчайшие подробности общения с Толстым и его родными, отмечает погоду того или иного дня, детали быта, даже пищу. Он старается полностью воссоздать разговоры, бывшие у него с Толстым и его близкими, неизменно повествуя о таких беседах строго «по порядку», непременно начиная с «Доброе утро» или «Здравствуйте, Магомед». Каждая деталь, связанная с образом Толстого, волнует автора:

«… Он (Л.Н. Толстой) нагнулся, поднял с дорожки маленькую веточку с еще сохранившимися листьями и, держа ее в левой руке, снова продолжал идти»: .

В воспоминаниях автор совершенно не говорит ничего о своем духовном развитии, о своем отношении к Толстому, к его художественным и назидательным сочинениям, вообще, о влиянии в период пребывания у Толстых на его мировоззрение, хотя, конечно, именно эти годы с 16 до 26-ти являются очень важными в этом плане. Автор вспоминает о семье мыслителя и о самом Толстом не столько как о великом писателе или основателе «толстовства» (все это остается за пределами мемуаров), - сколько как о душевнейшем и отзывчивом человеке. Как нам представляется, автор намеренно ограничивает себя, по-видимому, считая нескромностью какие бы то ни было воспоминания о себе, стремясь сосредоточиться на «документальных» подробностях, связанных именно с Толстым. По-видимому, он также не хотел «модернизировать» воспоминания, привнося в воспоминания то, что, может быть, уже много после было осознано, углублено, понято. По-видимому, он стремился рассказать о Толстом именно так, как эти встречи представлялись тогдашнему бесхитростному юноше с Кавказа. Тем достовернее и ценнее, на наш взгляд, данная рукопись, ибо дает нам возможность увидеть искренний взгляд на личность Л.Н. Толстого.

В воспоминаниях немало «идиллического». Но именно эта, казалось бы, односторонность воспоминаний придает им своеобразие и особую ценность. «Наивная» сугубо «документальная» манера этих воспоминаний создает выразительность, вряд ли возможную под пером какого-либо мемуариста, стремящегося к умствованиям и мудрствованиям.

Он ни в малейшей мере не претендует оценивать качества тех или иных людей, окружавших Толстого. Он лишь отмечает подробности. И все же порой возникают очень характерные эпизоды. Как, например, эпизод, раскрывающий отношение писателя к своему юбилею 80-летия. Накануне Татьяна Львовна сообщила, что 9 сентября много будет гостей с поздравительными визитами. М. Эфендиев вспоминает, что Толстой рано встал и, прогулявшись по саду, принял первые поздравления от домашнего доктора Дюшана Петровича Моковицкого, человека весьма тонко воспитанного, с очень спокойным характером и честным сердцем, и Магомеда Эфендиева.

Главное, что воспоминания воссоздают восприятие очевидца, доподлинную атмосферу тех лет. Эфендиев был в Ясной Поляне в тот момент, когда Софья Андреевна узнала об уходе Толстого, прочла его письмо. Он участвовал в поисках Толстого: ездил узнавать на какой станции брал билет Лев Николаевич. Был на похоронах Толстого. Он охранял могилу Толстого, ввиду «нехороших толков о возможности осквернения могилы противниками его идей». В воспоминаниях обо всем этом множество подробностей, возможных именно тогда, когда мемуарист как бы вовсе забывает о себе, весь сосредотачивается на воспоминаниях. Противоречивая фигура Софьи Андреевны, так по крайней мере дается ее образ во многих мемуарных произведениях, у Эфендиева добродушный, заботливый человек, делящий с писателем терпеливо все горести и радости. Именно она после смерти Толстого принимает живое участие в судьбе Эфендиева, хлопоча по поводу его устройства. И именно к ней перед отъездом в Дагестан приходит прощаться М. Эфендиев.

Изданная в Дагестане в 1964 году тиражом всего в 3000 экземпляров, книга «Я знал Толстого и его семью» стала библиографической радостью. В архиве М. Эфендиева мы обнаружили письма со всех концов огромного советского государства.

Писали люди разных профессий и национальностей, пионеры и пенсионеры. За пять лет, как пишет сам Эфендиев М. в ответе писателю Геннадию Ивановичу Маркину «я получил 380 писем со всех краев и областей Советского Союза с просьбой выслать книгу». Пока была возможность книги автор посылал, о чем свидетельствуют благодарные отклики его читателей. Но даже нам, работающим над данным исследованием, и имевшим доступ к архивам М. Эфендиева, пришлось познакомиться с воспоминаниями лишь в читальном зале Национальной библиотеки республики Дагестан.

Отдельные отрывки книги печатаются в одной из национальных газет («Лезги газет») хотя в архиве М. Эфендиева мы нашли неоднократные обращения Магомеда Гамидовича к директору Дагестанского книжного издательства Магомеду Расулову с просьбой включить исправленную и дополненную редакцию книги, из которой можно было бы узнать много интересного о ближайшем окружении Льва Толстого (В.Ф. Булгакове, Поповкине, профессоре Гусеве, правнучке А.В. Суворова - Л.В. Хитрово и др.), в план издания. И эти просьбы датированы 1967 годом. А в 1983 году с просьбами включить в перспективный план издания 1985 или 1986 года рукопись Магомеда Эфендиева «Юный узник» (254 машинописных страниц) обращается сын Эфендиева - Саид Магомедович. Но до сих пор, к сожалению, ни то, ни другое не издано.

Таким образом, в результате изучения «Воспоминаний юного узника» М.Эфендиева перед нами предстает образ обычного задушевного человека с необычным мышлением и сердцем, способным вмещать заботу и боль за страдания и судьбы других вкупе с необходимостью всегда помогать, и что важно, нет противоречий между словом и делом. Книга М. Эфендиева вся озарена любовью и глубочайшим уважением к личности великого мыслителя, благодарностью его семье. Эта книга - не сказка, она - быль. Поэтому и мы вслед за автором видим живой образ Льва Толстого в Ясной Поляне…и слышим его ободряющий голос: «- Ничего, ничего, голубчик, не скучай и не теряй бодрости. Ты еще юноша, вся твоя жизнь впереди…!»

Несмотря на то, что мемуарная литература о Толстом обильна, воспоминания Эфендиева, на наш взгляд, особенны и своеобразны, так как автор ставит себе задачей с предельной точностью вспомнить и рассказать мельчайшие подробности общения с Толстым и его родными в контексте исторических событий того времени и указанием участвовавших в этом личностей, что делает полезной книгу и для историков.

Список литературы:

1.Архивные материалы, документы, фотографии, письма.

3.Эфендиев М. Я знал Льва Толстого и его семью, Махачкала. 1964.

4.Эфендиев М. Воспоминания юного узника (в рукописи).



Семья в жизни и творчестве Л.Н. Толстого


  • «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой)


1-ая группа:

  • 1-ая группа: систематизирует материал о матери и отце по прочитанным главам повести «Детство».

  • 2-ая группа: изучает материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л. Н. Толстого.

  • 3-я группа: анализирует сцены, показывающие семейную жизнь в романе «Война и мир».


  • Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.



«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Л. Н. Толстой.


МАТЬ.

  • Какие события происходят в главе «Маман»? Какой мы видим здесь мать?

  • Какое общее впечатление от матери остается в этой главе?

  • Почему Л.Н.Толстой не дает ясного портрета матери?

  • Счастлива ли Наталья Николаевна в личной жизни? Как она встречает близкую смерть?


ОТЕЦ.

  • Что мы узнаем об отце из главы «Папа»?

  • Какие две страсти отмечает Толстой в отце в главе «Что за человек был мой отец»?

  • Как отец относится к людям? Любили ли его окружающие?

  • Что он любил в жизни? Что доставляло ему радость и счастье? Для чего живет этот человек?

  • В какой атмосфере жил Николенька?


Лев Николаевич Толстой и его семья.

  • Эпиграф «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л. Н. Толстой.



«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».


Семья Ростовых.

  • Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Толстого?

  • К какому типу семьи примыкают Ростовы?

  • Что значит для них родительский дом? В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?

  • Каковы взаимоотношения родителей и детей? Обратите внимание на этику этих взаимоотношений.

  • Что будет значить семья в жизни Наташи – матери?


Семья Болконских.

  • Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских?

  • Составляют ли они «породу», как Ростовы? Что общего у них у всех?

  • Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?

  • Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских.

  • Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?


Семья Курагиных.

  • Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?

  • Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как «честь», «благородство», «чистая совесть», «жертвенность»?


  • Какая же семья для Толстого – идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»?


  • «От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью – она готова распространиться, путь в семью – это путь к людям». (Н.Я. Берковский).



    И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования – это мечты ребенка, планы жизни, которая вся впереди. Судьба героев романа – только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегодня, в начале 21 века, спустя 139 лет после того, как она написана, читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы. И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живет, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И все – не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть». (А. Яшин).


  • Эпиграф: « Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Каренине» я любил мысль семейную…» (Л.Н. Толстой).


    Каждая семья – это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям.

    Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю счастья в семье, в той, в которой вы живете сегодня, которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.



    Мы перестали радоваться, но самое страшное – перестали удивляться. Удивляться всему: рождению ребенка, восходу солнца, приходу весны. Не хами пожилому, накорми его чем – нибудь вкусненьким, даже если у него нет зубов; перед смертью скажи последнее ласковое слово. Отдай свое время и удели внимание ребенку. Пожалей женщину. А женщина – потерпи немного, если муж достоин этого. Повернись к своим друзьям. Вернитесь к традициям домашних посиделок, хождений друг к другу в гости, совместных праздников. Точка отсчета в процессе нашего возрождения – это дом, семья. В это я верю».


Cемья

Илья Андреевич Толстой (1757-1820) — дед Л. Н. Толстого

Обучался в Морском корпусе, был гардемарином на флоте, впоследствии перешел в лейб- гвардию, в Преображенский полк, в отставку вышел в 1793 в чине бригадира. Владел поместьями в Тульской губернии и великолепным особняком в Москве, но предпочитал жить в Полянах, обширным имении в Белевском уезде. У Ильи Андреевича было четверо детей: двое сыновей(младший из них, Илья, умер в детстве) и две дочери. «Дед мой Илья Андреевич,... был..., как я его понимаю, человек ограниченный, очень мягкий, веселый и не только щедрый, но бестолково мотоватый, а главное — доверчивый. В имении его... шло долго не перестающее пиршество, театры, балы, обеды, катания, ... кончилось тем, что большое имение его жены было так запутано в долгах, что жить было нечем, и дед должен был выхлопотать... место губернатора в Казани» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 359).

Пелагея Николаевна Толстая (урожденная Горчакова, 1762-1838) — жена И. А. Толстого

Род князей Горчаковых, восходящий к Рюрику, прославился в XVIII и особенно в XIX веке военачальниками, из которых один, троюродный брат Пелагеи Николаевны Алексей Иванович Горчаков, был военным министром, а другой — Андрей Иванович — боевым генералом. Пелагея Николаевна — дочь кн. Николая Ивановича Горчакова — «была недалекая, малообразованная — она, как все тогда, знала по-французски лучше, чем по-русски (и этим ограничивалось ее образование), и очень избалованная — сначала отцом, потом мужем, а потом... сыном — женщина. Кроме того, как дочь старшего в роде, она пользовалась большим уважением всех Горчаковых...» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 359).

Николай Сергеевич Волконский (1753-1821) — дед Л. Н. Толстого

Сведения о Н. С. Волконском немногочисленны и не всегда точны. По обычаю своего времени он в 7 лет был зачислен на военную службу, юношей служил в гвардии и в 1787 г. в составе свиты Екатерины II сопровождал императрицу во время ее поездки в Крым. В 1794 г., по непонятным причинам, уволился в отпуск на два года. С воцарением Павла I Волконский вернулся на службу, получил назначение военным губернатором Архангельска. В 1799 г. вышел в отставку, занявшись воспитанием единственной дочери. «Детство свое мать прожила частью в Москве, частью в деревне с умным, гордым и даровитым человеком, моим дедом Волконским» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 351). «Дед мой считался очень строгим хозяином, но я никогда не слыхал рассказов о его жестокостях и наказаниях, столь обычных в то время... Я слышал только похвалы уму, хозяйственности и заботе о крестьянах и, в особенности, огромной дворне моего деда» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 351). В 1784, после смерти своего отца Сергея Федоровича Волконского, Николай Сергеевич получил в личное владение имение Ясная Поляна и занялся его обустройством. «Вероятно, у него было очень тонкое эстетическое чувство. Все его постройки не только прочны и удобны, но чрезвычайно изящны. Таков же разбитый им парк перед домом» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 352).

Екатерина Дмитриевна Волконская (урожденная Трубецкая, 1749-1792) — жена Н. С. Волконского

Екатерина Дмитриевна — младшая дочь князя Дмитрия Юрьевича Трубецкого. Семейство Трубецких принадлежало к старинной русской аристократии, славилось своим либерализмом и широкими культурными интересами. У Волконских было две дочери: Варенька, умершая в детстве, и Мария. Екатерина Дмитриевна скончалась, когда ее дочери Марии едва сравнялось два года.

Николай Ильич Толстой (1794 — 1837) — отец Л. Н. Толстого

Николай Ильич — старший из четверых детей гр. И. А. Толстого. Он имел все качества молодого человека хорошего тона: превосходно знал французский и немецкий языки, интересовался поэзией, музыкой, живописью, танцевал мазурку и вальс... С 6 лет был зачислен на гражданскую службу, в17 лет перевелся на военную службу, принимал участие в заграничных походах против Наполеона (1813-1814 гг.). За отличие в боях получил орден Владимира 4-й степени и чин штабс-ротмистра. В 1822 г. женился на Марии Николаевне Волконской. После смерти жены жил в имении Ясная Поляна, незадолго до своей кончины перебрался с детьми в Москву. Скончался 21 июня в Туле, куда прибыл по делам, от «кровяного удара», как было сказано в медицинском заключении. «Отец был среднего роста, хорошо сложенный, живой сангвиник, с приятным лицом и с всегда грустными глазами» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 355). «... Отец никогда ни перед кем не унижался, не изменял своего бойкого, веселого и часто насмешливого тона. И это чувство собственного достоинства, которое я видел в нем, увеличивало мою любовь, мое восхищение перед ним» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 357).

Мария Николаевна Толстая (урожденная Волконская, 1790-1830) — мать Л. Н. Толстого

Н. С. Волконский позаботился о том, чтобы его единственная дочь получила прекрасное образование. Учителя и гувернантки обучали ее немецкому, английскому, итальянскому языкам и гуманитарным наукам, она с детства, как родным, владела французским. Точные науки преподавал ей отец. Мария Николаевна уделяла много времени занятиям музыкой, много читала. Ее дневники свидетельствуют о несомненном литературном таланте, что подтверждают и другие ее сочинения: стихи, повести, литературные переводы. В 19 лет Мария Николаевна была представлена высшему свету Петербурга. Ко времени вступления в свет она стала девушкой рассудительной, живой и самостоятельной. Она не была красавицей, говорили, что самым замечательным в ее облике были выразительные, лучистые глаза. Портреты ее не сохранились, до нас дошло лишь одно ее изображение — силуэт в детском возрасте. «... В моем представлении о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знаю о ней, все прекрасно...» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 349). 9 июля 1822 г. Мария Николаевна вышла замуж за Н. И. Толстого. За 8 лет супружества в их семье родилось пятеро детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Мария. Спустя шесть месяцев после рождения дочери Мария Николаевна скончалась от «родовой горячки», как тогда говорили. «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто в средний период моей жизни, во время борьбы с одолевавшими меня искушениями, я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала мне» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 354).

Татьяна Александровна Ергольская (1792-1874)

Татьяна Александровна после смерти матери воспитывалась в семье И. А. Толстого. Вероятно, она любили отца Л. Н. Толстого, но не вышла за него замуж, чтобы он мог жениться на богатой наследнице М. Н. Волконской. Обе эти великодушные женщины стали подругами, и после смерти Марии Николаевны Татьяна Александровна взяла на себя заботы об осиротевших детях. «... Тетинька Татьяна Александровна имела самое большое влияние на мою жизнь. Влияние это было, во-первых, в том, что еще в детстве она научила меня духовному наслаждению любви... Второе то, что она научила меня прелести неторопливой, одинокой жизни» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 366-367). «Никогда она не учила тому, как надо жить, словами, никогда не читала нравоучений, вся нравственная работа была переработана в ней внутри, а наружу выходили только ее дела — и не дела — дел не было, а вся ее жизнь, спокойная, кроткая, покорная и любящая не тревожной, любующейся на себя, а тихой, незаметной любовью» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 368).

Николай Николаевич Толстой (1823-1860) — старший брат Л. Н. Толстого

Из братьев Николай был более других похож на мать, унаследовал от нее не только черты характера: «равнодушие к суждениям людей и скромность...» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 350), терпимость к окружающим. «Наиболее резкое выражение отрицательного отношения к человеку выражалось у брата тонким, добродушным юмором и такою же улыбкой» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 350). Как и мать, он обладал неистощимой фантазией, даром рассказывать необыкновенные истории. О Николае Николаевиче И. С. Тургенев сказал, что «у него не было тех недостатков, которые нужны для того, чтобы быть большим писателем...»(Толстой Л. Н. т. 34, с. 350). Это Николай рассказывал младшим братьям, «что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга... ... Главная тайна... была, как он нам говорил написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага Старого Заказа...» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 386). Николай Николаевич учился на математическом факультете Московского университета, а в 1844 г. закончил и Казанский университет. В 1846 г. поступил на военную службу, был зачислен в артиллерийскую бригаду, отправляющуюся на Кавказ. В 1858 г. вышел в отставку в чине штабс-капитана, проводил время в своем маленьком домике в Москве и в Никольском — Вяземском. В мае 1860 г. отправился на лечение в Соден, в Германию, затем переехал на юг Франции, в Гиер, где и скончался от туберкулеза 20 сентября 1860 г. в возрасте 37 лет.

Сергей Николаевич Толстой (1826-1904) — старший брат Л. Н. Толстого

Сергей Николаевич выделялся среди братьев статностью и красотой, был остроумным, блестящим, разнообразно одаренным, легко достигал успехов в учебе. «Николеньку я уважал, с Митенькой я был товарищем, но Сережей я восхищался и подражал ему, любил его, хотел быть им. Я восхищался его красивой наружностью, его пением, — он всегда пел,- его рисованием, его веселием и, в особенности, как ни странно сказать, его непосредственностью, его эгоизмом... Николеньку я любил, а Сережей восхищался, как чем-то совсем мне чуждым, непонятным. Это была жизнь человеческая, очень красивая, но совершенно не понятная для меня, таинственная и потому особенно привлекательная (Толстой Л. Н. т. 34, с. 387-388). С. Н. Толстой в 1849 закончил математический факультет Казанского университета, где он был учеником великого Лобачевского. В 1855-1856 г. участвовал в войне с Турцией, в 1856 г. вышел в отставку в чине штабс-капитана. В 1876-1885 гг. был предводителем дворянства Крапивенского уезда. В 1867 г. обвенчался с М. М. Шишкиной «государственной крестьянкой из цыган», с которой состоял в гражданском браке с 1850 г. Дети Сергея Николаевича: сын Григорий, дочери Вера и Варвара не были счастливы и доставляли отцу более огорчений, нежели радостей. Некогда блестящий аристократ, веселый, общительный, к старости Сергей Николаевич стал раздражительным, жил уединенно в своем имении Пирогово, где и скончался 23 августа 1904 г.

Дмитрий Николаевич Толстой (1827-1856) — старший брат Л. Н. Толстого

«... Он рос незаметно, мало общаясь с людьми, всегда, кроме как в минуты гнева, тихий, серьезный, с задумчивыми, строгими, большими карими глазами. Он был велик ростом, худ, довольно силен..., с длинными большими руками и сутуловатой спиной». «Он всегда был серьезен, вдумчив, чист, решителен, вспыльчив, мужествен и то, что делал, доводил до предела своих сил» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 380). В 1847 г. Дмитрий Николаевич окончил математический факультет Казанского университета, попытался поступить на гражданскую службу в Петербурге, но не найдя поддержки, поступил на скромную должность в Курской губернии. Владел имением Щербачевка. Скончался от чахотки 21 января 1856 г.

Мария Николаевна Толстая (1830-1912)- младшая сестра Л. Н. Толстого

Мария Николаевна училась в Казанском Родионовском пансионе для благородных девиц. И. С. Тургенев, питавший к ней некогда нежные чувства, писал о ней: «... одно из привлекательнейших существ, какие мне только удавалось встретить! Мила, умна, проста,- глаз бы не отвел... - Давно не встречал столько грации, такого трогательного обаяния» (Толстой С. М. «Единственная сестра»). В 1847 г. вышла замуж за гр. Валериана Петровича Толстого, своего троюродного брата, с которым разошлась в 1857 г. От этого брака имела 4 детей. В 1861 г. во время путешествия за границу она познакомилась с виконтом Гектором де Кленом, от гражданского брака с которым родилась дочь Елена Сергеевна. Возвратившись из-за границы, она жила у брата Сергея Николаевича в Пирогове, где ей был выстроен дом. Владела имением матери Покровское в Чернском уезде Тульской губернии. После преждевременной смерти сына Николая 1879 г. Мария Николаевна переживает период углубленных религиозных исканий. В 1888 г. она посетила Оптину Пустынь, встречалась и беседовала со старцем Амвросием, в 1889 г. поселилась вблизи Оптиной Пустыни, в Шамординском монастыре, а в 1891 г. приняла монашеский постриг. Прожив в монастыре 21 год, она оставила там по себе самую лучшую память.

Александра Ильинична Остен-Сакен (1795-1841) — тетка Л. Н. Толстого, опекунша детей умершего брата Н. И. Толстого

Юной девушкой она блистала в петербургском свете и не раз была царицей бала. Неудачное замужество с графом Карлом Ивановичем Остен-Сакеном, страдавшим психическим расстройством, превратили ее из беззаботно веселой, кокетливой девушки в отшельницу, «скучную богомолку», как она сама себя называла. «Тетушка... была истинно религиозная женщина. Любимые ее занятия были чтения житий святых, беседы с странниками, юродивыми, монахами и монашенками... Тетушка Александра Ильинична не только была внешне религиозна, соблюдала посты, много молилась..., но сама жила истинно христианской жизнью, стараясь избегать всякой роскоши и услуги, но стараясь, сколько возможно, служить другим» (Толстой Л. Н. т. 34, с. 363).

Софья Андреевна Толстая (урожденная Берс, родилась 22 августа 1844 г.; умерла 4 ноября 1919 г.) — жена Л. Н. Толстого

Софья Андреевна — вторая дочь московского врача Андрея Евстафьевича и Любови Александровны Берс. Получив хорошее домашнее образование, она в 1861 г. сдала экзамен в Московском университете на звание домашней учительницы. В 1862 г. Софья Андреевна вышла замуж за Л. Н. Толстого. Первые годы их супружеской жизни были самыми счастливыми. Толстой в дневнике после женитьбы писал: «Неимоверное счастье... Не может быть, чтобы это все кончилось только жизнью» (Толстой Л. Н. т. 19, с. 154). Приятель Толстого И. П. Борисов в 1862 г. о супругах заметил: «Она — прелесть хороша собою вся. Здраво умна, проста и нехитроумна — в ней должно быть и много характера, т. е. воля ее у нее в команде. Он в нее влюблен до Сириусов. Нет, все еще не успокоилась буря в его душе — притихла с медовым месяцем, а, там наверно, пронесутся еще ураганы и моря сердитого шума». Эти слова оказались пророческими, в 80-90-е гг., вследствие изменения взглядов Толстого на жизнь, в семье произошел разлад. Софья Андреевна, не разделявшая новых идей мужа, его стремлений отказаться от собственности, жить своим, преимущественно физическим трудом, все же прекрасно понимала, на какую нравственную и человеческую высоту он поднялся. В книге «Моя жизнь» Софья Андреевна писала: «... Он ждал от меня, бедный, милый муж мой, того духовного единения, которое было почти невозможно при моей материальной жизни и заботах, от которых уйти было невозможно и некуда. Я не сумела бы разделить его духовную жизнь на словах, а провести ее в жизнь, сломить ее, волоча за собой целую большую семью, было немыслимо, да и непосильно». На протяжении многих лет Софья Андреева оставалась верной помощницей мужа в его делах: переписчицей рукописей, переводчиком, секретарем, издателем его произведений. Обладая тонким литературным чутьем, она писала повести, детские рассказы, мемуарные очерки. В течение всей своей жизни, с небольшими перерывами, Софья Андреевна вела дневник, о котором говорят, как о заметном, и своеобразном явлении в мемуаристике и литературе о Толстом. Ее увлечениями были музыка, живопись, фотография. Уход и смерть Толстого тяжело подействовали на Софью Андреевну, она была глубоко несчастна, не могла забыть, что перед его кончиной не видела мужа в сознании. 29 ноября 1910 г. она писала в «Ежедневнике»: «Невыносимая тоска, угрызения совести, слабость, жалость до страданий к покойному мужу... Жить не могу». После смерти Толстого Софья Андреевна продолжила издательскую деятельность, выпустив свою переписку с мужем, завершила издание собрания его сочинений. Софья Андреевна скончалась 4 ноября 1919 г. Зная о том, что ее роль в жизни Л. Н. Толстого оценивалась неоднозначно, она писала: «... Пусть люди снисходительно отнесутся к той, которой, может быть, непосильно было с юных лет нести на слабых плечах высокое назначение — быть женой гения и великого человека».

Сергей Львович Толстой (родился 28 июня 1863; умер 23 декабря 1947) — сын Л. Н. Толстого

В 1872 г. Л. Н. Толстой в письме к А. А. Толстой так описывал сына: «Старший, белокурый, — не дурен. Есть что-то слабое и терпеливое в выражении и очень кроткое... Все говорят, что он похож на моего старшего брата. Я боюсь верить. Это было бы слишком хорошо. Главная черта брата была не эгоизм и не самопожертвование, а строгая середина.... Сережа умен — математический ум и чуток к искусству, учится прекрасно, ловок прыгать, гимнастика; но gauche (неуклюжий, фр.) и рассеян». Сергей Львович учился в тульской гимназии, в 1881 г. поступил в Московский университет на физико-математический факультет, на отделение естественных наук, одновременно посещал курсы при консерватории, изучал теорию музыки, композицию и особенности русской песни. Закончив университет, работал в Тульском отделении крестьянского банка, потом уехал в Петербург, служил в управлении крестьянского банка. В 1890 г. был назначен на должность земского начальника одного из уездов Тульской губернии. Сергей Львович первым браком был женат на Марии Константиновне Рачинской, вторым — на Марии Николаевне Зубовой. В 1898-1899 гг. занимался переселением духоборов в Канаду. Сергей Львович серьезно занимался музыкой, с 1926 г. по 1930 г. был профессором Московской консерватории, известен как автор музыкальных произведений: «Двадцать семь шотландских песен», «Бельгийские песни», «Индусские песни и танцы»; писал романсы на стихи Пушкина, Фета, Тютчева. Занимался он и литературной деятельностью, писал рассказы о жизни народа, мемуарные, биографические очерки. Был одним из учредителей Музея Л. Н. Толстого в Москве, принимал участие в комментировании Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Скончался в 1947 г. в возрасте 84 лет.

Татьяна Львовна Толстая — Сухотина (родилась 4 октября 1864; умерла 21 сентября 1950) — дочь Л. Н. Толстого

В Татьяне Львовне соединились особенности характеров обоих ее родителей. Созданная из плоти и крови, она, как и ее отец, боролась против их засилия. От матери она унаследовала практичность, способность заниматься самыми разными делами, как и мать, она любила туалеты, развлечения, была не лишена тщеславия. Татьяна одинаково близка была и отцу, и матери. В 1872 г. Л. Н. Толстой в письме к А. А. Толстой дал дочери такую характеристику: «Тане — 8 лет. Если бы она была Адамова старшая дочь и не было бы детей меньше ее, она была ба несчастная девочка. Лучшее удовольствие ее возиться с маленькими... её мечта теперь сознательная — иметь детей... Она не любит работать умом, но механизм головы хороший. Она будет женщина прекрасная, если Бог даст ей мужа...» Татьяна Львовна рано проявила способности к рисованию. В 1881 г. она поступила в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Ее учителями были В. Г. Перов, И. М. Прянишников, Л. О. Пастернак. Нередко она обращалась за указаниями к Н. Н. Ге, который в 1886 г. писал ей: «Я рад, что Вы хотите заняться искусством. Способности у Вас большие, но знайте, что способности без любви к делу ничего не сделают». В 1899 г. Татьяна вышла замуж за Михаила Сергеевича Сухотина, жили они в имении Сухотина Кочеты. 19 ноября 1905 г. Татьяна Львовна родила единственную дочь Таню. С 1914 по 1921 гг. она жила в Ясной Поляне. В 1917 — 1923 являлась хранителем музея-усадьбы. В 1923 — 1925 гг. была директором Музея Л. Н. Толстого в Москве. В 1925 г. вместе с дочерью Татьяна Львовна уехала за границу, жила в Париже, где ее гостями были Бунин, Моруа, Шаляпин, Стравинский, Александр Бенуа и многие другие представители культуры и искусства. Из Парижа она переехала в Италию, где провела остаток своей жизни.

Илья Львович Толстой (родился 22 мая 1866; умер 11 декабря 1933) — сын Л. Н. Толстого

Л. Н. Толстой в 1872 г., давая характеристику своим детям, об этом сыне пророчески писал: «Илья, третий... Ширококост, бел, румян, сияющ. Учится дурно. Всегда думает о том, о чем ему не велят думать. Игры выдумывает сам. Аккуратен, бережлив, «мое» для него очень важно. Горяч и violent (порывистый), сейчас драться; но и нежен, и чувствителен очень. Чувствен — любит поесть и полежать спокойно... Все недозволенное имеет для него прелесть... Илья погибнет, если у него не будет строгого и любимого им руководителя». Черты характера, отмеченные отцом с возрастом обострились. Человек талантливый, но более любящий удовольствия, он не смог реализовать свои способности, распылился в многочисленных увлечениях. Несмотря на свою одаренность, он не закончил гимназию. Поступил на военную службу в Сумской драгунский полк. В 1888 г. он женился на Софье Николаевне Философовой. Постоянно испытывая денежные затруднения, Илья Львович служил поочередно то чиновником, то служащим банка, то агентом русской компании социального страхования, то агентом по ликвидации частных имений. Во время первой мировой войны работал в Красном кресте, пытался стать журналистом, в 1915 г. основал газету «Новая Россия». По мнению Л. Н. Толстого, Илья был из всех детей наиболее литературно одаренным. В 1916 г. Илья Львович покинул Россию, уехал в США. В Америке женился на теософке Надежде Климентьевне Катульской. На жизнь зарабатывал чтением лекций о творчестве и мировоззрении Толстого, принимал участие в экранизациях романов «Анна Каренина» и «Воскресение», которые были неудачными. Скончался 11 декабря 1933 г. в Нью-Хейвене (США).

Лев Львович был одним из самых талантливых в семье. Л. Н. Толстой так характеризовал трехлетнего сына: «Хорошенький: ловкий, панятливый, грациозный. Всякое платье сидит, как по нем сшито. Все, что другие делают, то и он, и все очень ловко и хорошо. Еще хорошенько не понимаю». Страстный, великодушный, чувствительный к красоте и благородству, честолюбивый, он был и музыкантом, и портретистом, и скульптором, и писателем, и журналистом. Лев Львович окончил гимназию Л. И. Поливанова, затем в течении года учился на медицинском факультете Московского университета, а в 1889 -1892 гг. - на историко-филологическом. Служил рядовым в 4-м стрелковом Императорской фамилии батальоне в Царском селе. В молодости Лев Львович страстно увлекался идеями отца, но впоследствии его мысли стали принимать направление, противоположное взглядам Толстого. Лев Львович мечтал стать великим писателем и философом-моралистом, серьезно занимался литературой. Л. Н. Толстой писал сыну 30 ноября 1890 г.: «У тебя, я думаю, есть то, что называют талант и... способность видеть, замечать и передавать...». В 1896 г. Лев Львович женился на дочери известного шведского врача Доре Вестерлунд. В 1918 году он эмигрировал, жил во Франции, Италии, Швеции. В эмиграции продолжал заниматься литературой, живописью, скульптурой. Свой талант скульптора он совершенствовал у великого Огюста Родена. Скончался 18 декабря 1945 г. в Швеции.

Мария Львовна Толстая-Оболенская (родилась 12 февраля 1871; умерла 27 ноября 1906) — дочь Л. Н. Толстого

Когда Марии было два года, отец писал о ней: «Слабый, болезненный ребенок. Как молоко, белое тело, курчавые белые волосики; большие, странные, голубые глаза: странные по глубокому, серьезному выражению. Очень умна и некрасива. Это будет одна из загадок. Будет страдать, будет искать, ничего не найдет; но будет вечно искать самое недоступное». Мария с детства восхищалась отцом. Прочтя в отрочестве его религиозные и философские труды, она полностью поверила в его идеи и стала в теории и на практике самой последовательной толстовкой из всех детей писателя. Умная, тактичная, блестяще знавшая несколько иностранных языков, она стала лучшим другом и помощником отца. Следуя его идеям, она отказалась от своей доли наследства при разделе имущества в 1892 г., не выезжала в свет, до изнеможения работала физически, учила грамоте крестьянских детей, лечила крестьянок. Александра Львовна, младшая сестра Марии писала о ней в своих воспоминаниях: «... Все любили ее, она была приветлива и чутка: кого ни встретит, для всех находилось ласковое слово, и выходило это у нее не деланно, а естественно, как будто она чувствовала, какую струну нажать, чтобы зазвучала обратная». 2 июня 1897 г. Мария Львовна вышла замуж за Николая Леонидовича Оболенского, своего троюродного брата. Мария Львовна скончалась 27 ноября 1906 г. в возрасте 35 лет от воспаления легких.

Петр Львович Толстой — сын Л. Н. Толстого

Николай Львович Толстой- сын Л. Н. Толстого

Варвара Львовна Толстая — дочь Л. Н. Толстого

родилась и умерла в ноябре 1875 г.

Андрей Львович Толстой (1877-1916) — сын Л. Н. Толстого

Андрей Львович был многими любим за свою доброту, великодушие, благородство. Это был порывистый, страстный человек, храбрый и уверенный в себе. Он очень любил мать, которая обожала его и прощала ему все. Отец, оценив доброту Андрея, «самое дорогое и важное качество, которое дороже всех на свете», советовал ему применять свои идеи на благо народа. Андрей Львович не разделял взглядов отца, считая, что если он дворянин, то должен пользоваться всеми привилегиями и преимуществами, которые ему дает его положение. Обучался он в гимназии Поливанова и Катковском лицее, но не закончил курса. В 1895 г. поступил вольноопределяющимся на военную службу. Принимал участие в Русско-японской войне в чине унтер-офицера конным ординарцем. На войне был ранен, получил Георгиевский крест за храбрость. В 1907 г. он поступил на службу чиновником особых поручений при тульском губернаторе. Первым браком был женат на Ольге Константиновне Дитерихс, вторым — на Екатерине Васильевне Горяиновой, по первому мужу Арцимович. Вторая жена Андрея Львовича ради него оставила своего мужа, губернатора, и шестерых детей. Толстой решительно не одобрял образа жизни сына, но говорил о нем: «Я не хочу его любить, но я люблю потому, что он подлинный и не хочет казаться другим». Андрей Львович скончался 24 февраля 1916 г. в Петрограде от общего заражения крови.

Михаил Львович Толстой (1879-1944) — сын Л. Н. Толстого

Михаил Львович ребенком был спокойным, здоровым, веселым, полным жизни и ненавидящим ссоры. Учился в гимназии Поливанова, затем в Катковском лицее, но склонности к учению не проявлял. Как и его братья и сестры, он был музыкально одарен, научился виртуозно играть на балалайке, гармошке, пианино, сочинял романсы, учился играть на скрипке. Все любили его за непосредственность и юмор. В 1899г. служил вольноопределяющимся в 3-м Драгунском Сумском полку, в 1900г. произведен в прапорщики запаса армейской кавалерии. В 1901 г. женился на Александре Владимировне Глебовой. Во время Первой мировой войны он служил во 2-м Дагестанском полку Кавказской Туземной конной дивизии. В 1914-1917 гг. участвовал в боях на Юго-Западном фронте. Был представлен к награждению орденом Святой Анны 4-й степени. В 1920г. эмигрировал, жил в Турции, Югославии, Франции и Марокко. В Марокко, как и все его родные, взялся за перо. Скончался 19 октября 1944 г. в Марокко.

Алексей Львович Толстой — сын Л. Н. Толстого

Александра Львовна Толстая (1884-1979) — дочь Л. Н. Толстого

Александра Львовна получила прекрасное домашнее образование. Она была трудным ребенком. Ее наставниками были гувернантки и старшие сестры, которые занимались с ней больше, чем Софья Андреевна. Отец в детстве тоже мало с ней общался. Когда Александре исполнилось 16 лет, произошло ее сближение с отцом. С тех пор она всю жизнь посвятила ему. Она выполняла секретарскую работу, освоила стенографию, машинопись. По завещанию Толстого, Александра Львовна получила авторские права на литературное наследие отца. Во время Первой мировой войны она окончила курсы сестер милосердия и ушла добровольно на фронт, служила на Турецком и Северо-Западном фронтах. За участие в войне, за неистощимую энергию, за свои организаторские способности, за самоотверженность и храбрость она была награждена тремя Георгиевскими крестами и удостоена звания полковника. После войны Александра Львовна посвятила себя сохранению и распространению духовного наследия отца, принимала участие в издании «Посмертных художественных произведений Л. Н. Толстогодготовке Полного собрания сочинений. В 1920 г. она была арестована ГПУ и приговорена к трем годам заключения в лагере Новоспасского монастыря. Благодаря ходатайству крестьян Ясной Поляны, ее освободили в 1921 г., она вернулась в родную усадьбу, а после декрета ВЦИК стала хранителем музея. За последующие 8 лет она организовала в Ясной Поляне культурно-просветительный центр, открыла школу, больницу, аптеку. В 1924 г. в прессе стали появляться клеветнические статьи об Александре Львовне, в которых она обвинялась в неправильном ведении дел. В 1929 г. она решила покинуть Россию, уехала в Японию, затем в США. За границей она выступала с лекциями о Л. Н. Толстом во многих университетах, в 1939 г. организовала и возглавила Толстовский Фонд по помощи всем русским беженцам, филиалы которого сейчас находятся во многих странах. В 1941 г. она приняла американское гражданство. Ее благотворительная деятельность получила признание во всем мире. Александра Львовна скончалась 26 сентября 1979 г. в Валлей Коттедж, штат Нью-Йорк.

Иван Львович Толстой (родился 31 марта 1888 г., умер 23 февраля 1895 г.) — сын Л. Н. Толстого

Последний сын Л. Н. Толстого был необычайно похож на отца. У него были серо-голубые глаза, видящие и понимающие больше, чем он мог выразить словами. Толстой считал, что этот сын будет продолжать его дело на земле после его смерти, дела любви к людям. Надежды родителей не сбылись. Ванечка (так чаще всего называли его в семье) в полтора дня умер в Москве от молниеносной скарлатины, когда ему было 7 лет.