Монтаж кровли        12.04.2023   

Стопы хорей ямб. Как отличить ямб от хорея

Стопа - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха.

Поэзию от прозы отличает упорядоченное, ритмичное звучание, которое достигается путем многократного повтора выбранной последовательности ударных и безударных слогов. Один цикл такого повтора называется стопой. Обычно в одной строке стихотворения повторяется не более 6 стоп. Часть стопы, на которую приходится ударение, называется тесисом, слабые, безударные слоги в стопе принято обозначать как арсисы. Это деление, как и сам термин «стопа» пришло из античности, и используется в стихосложении до сих пор.

Стихотворный размер - это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги в стихотворениях. Этот порядок задает звучание и ритм стиха. Определенное чередование ударных и безударных слогов может повторяться в строке несколько раз, и это также отражается при обозначении размера. Например, 3-стопный ямб или 4 стопный хорей, где ямб и хорей — способы чередования сильных и слабых слогов, а количество стоп указывает на число повторов этого чередования в одной строке.

Стихосложение в его акцентных речевых формах всегда соответствовало трём основным группам или системам стихосложения: силлабической, силлабо-тонической и тонической. Различия в этих группах определяются ритмической основой и соразмерностью, а также повторением ритмических слогов с определённым их расположением внутри строки.

МЕТР в стихе - упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых. Так, в силлабо-тоническом анапесте сильные места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными слогами (ударение здесь является "константой"), а слабые на промежуточные слоги и заполняются преимущественно безударными слогами (безударность здесь является "доминантой"). Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом.

Силлабическая система стихосложения

От греч. Syllabe - слог.

Система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. - одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Как правило, это число было равно одиннадцати и тринадцати. В середине строки присутствовала цезура - внутристиховая пауза. Эмоциональное движение в стихе почти не наблюдалось, ибо в основной своей массе произведения были религиозно-моральной направленности и имели поучающий характер, яркий пример чему - творчество белорусского поэта Симеона Полоцкого.

Монаху подобает в келии седети,
Во посте молитися, нищету терпети,
Искушения врагов силно побеждати
И похоти плотския труды умерщвляти…
…Не толико миряне чреву работают,
Елико то монаси поят, насыщают.
Постное избравши житие водити,
На то устремишася, дабы ясти, пити...

Из примера понятно, что главное правило силлабического стиха - равное количество слогов, даже невзирая на привычные ударения, применяется неукоснительно. Для сочетаний применяется разноударная рифма, то есть само ударение смещается: ве-лит - сте-лит, са-ма - ма-ма. Если не оперировать смещением ударения, то стихотворение постепенно арифмуется, превращаясь в белый стих и далее в прозу.

Тоническая система стиха

От греч. Tonos - напряжение, ударение.

Система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных. Внутри тонического стихосложения различается чисто тоническое стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо-тоническое, где учитывается также расположение ударений в стихе. В русской терминологии 18-го века под тоническим стихосложением подразумевали силлабо-тонику, как систему, отличную от силлабического стиха.

Тоническое стихосложение, родившись из скоморошьего хохота и пения, из тактовых частушек и народных сказочных стихов, переосмысленных великими русскими поэтами, не утратило своей значимости и сегодня. А в век прошлый - революционный - чисто-тоническое стихосложение долгое время служило своими грохочущими рифмами политической конъюнктуре пролетариата.

Эй!
Господа!
Любители
святотатств,
преступлений,
боен,—
а самое страшное
видели —
лицо мое,
когда
я
абсолютно спокоен?

В. Маяковский.

Силлабо-тоническая система стихосложения

От греч. Syllabe - слог и греч. Tonos - напряжение, ударение.

Заслуга преобразования русского стиха принадлежит В.К. Тредиаковскому и особенно М.В. Ломоносову. Тредиаковский еще в 30-е годы 18-го века выступил со стихами, основанными на отличных от силлабической системы принципах стихосложения. Изучив строение русского народного стиха, он первый пришел к выводу, что для русского стихосложения закономерен тонический принцип.

Начатое Тредиаковским продолжил, развил и блестяще применил в своей поэтической практике Ломоносов. Созданная его трудами система стихосложения получила позднее название силлабо-тонической, то есть, слого-ударной. Силлабо-тоническая система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Учтен при этом опыт метрической системы. В основе силлабо-тоники лежит принцип строения русского народного стиха: соизмеримость соотносимых стихов по количеству и расположению ударных слогов. Ритмическими единицами в силлабо-тоническом стихе, как и во всяком другом, являются соотносимые между собой стихотворные строки - стихи. Соизмеримость же их друг с другом определяется повторяющимися в них сочетаниями ударных и безударных слогов. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний выступают стопы. Деление на стопы в русском силлабо-тоническом стихе (стопа здесь - сочетание ударного слога с примыкающими к нему безударными) в известной степени условно. Особенности русского языка не позволяют строго выдержать это деление, так как слова русского языка весьма неоднородны как по количеству слогов, так и по месту ударений. Многие из слов столь многосложны, что могут вместить в себя по две стопы и тем самым требовать не одного, а двух ударений в слове. С другой стороны, в живом произнесении ударения в служебных словах, а иногда и в местоимениях, пропадают, и ударение в стихе переносится с одного слова на другое (перенесение ударения с данного слова на последующее называется проклитикой, а на предшествующее - энклитикой).

Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры. В двусложных размерах различают хорей - с ударением на первом слоге и ямб - с ударением на втором слоге. Расстановка в строке всех возможных ударений осуществима лишь в том случае, когда строка состоит из коротких одно-, дву- и трехсложных слов.

Но уже Ломоносов признал, что так писать стихи "трудновато", потому что в языке очень много слов длинных, и в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений строго не соблюдается - они не должны падать на "чужие" места, зато пропускать их можно - от этого ритмическое звучание не страдает, наоборот, стих звучит более разнообразно. В этом случае могут возникать два безударных слога подряд - они образуют группу из безударных слогов, которую называют по аналогии с античным стихом пиррихием. Иногда слова стекаются таким образом, что возникают два подряд ударных слога (спондей). В русских двусложных размерах особенно часты различные сочетания стоп ямба и хорея с пиррихиями.
В трехсложных размерах в зависимости от местоположения ударного слога различают: дактиль - с ударением на первом слоге стопы, амфибрахий - с ударением на среднем слоге и анапест - на последнем, третьем слоге стопы.

Последовательность таких групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер. Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым - от одной и больше, на практике же протяженность строки бывает в двусложных размерах (хорей, ямб) от 2 до 6 стоп, а в трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) - от 2 до 4.

Итак, основных размеров русского классического стиха пять: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ

Хорей

По разным версиям название этого стихотворного метра произошло от греческих слов, переводящихся как «плясовой» или «бегущий». Действительно, звучание стихотворений, написанных с использованием хорея быстрое, звонкое. Хорей характеризуется использованием в стопе двух слогов, слабого и сильного, таким образом, чтобы в строке стихотворения ударение всегда приходилось на нечетные слоги. В русской поэзии чаще всего использовался 4- и 6-стопый хорей, однако с середины 19-го в. их вытеснил пятистопный хорей, который употребляется до сих пор.

Пример схемы:

! - ! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - ! - !

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.

! - ! - ! - !
! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - !
! - ! - ! - ! -

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя...

! - ! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - ! - ! -

Этот стихотворный метр получил свое название от имени Ямбы, прислужницы богини Деметры. Изначально этим термином назывались сатиры, высмеивающие все порочное. Они складывались путем чередования слабых и сильных слогов таким образом, чтобы в строке сатиры ударение приходилось на каждый ее четный слог. Этот стихотворный метр используется в поэзии до сих пор, чаще всего стопы, содержащие два слога, из которых второй является ударным, повторяются в каждой строке 5 или 6 раз.
Пример схемы:

- ! - ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - ! - !

Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды

- ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! -

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим - и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...

- ! - ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - ! - ! -

Дактиль

Дактиль — способ чередования сильных и слабых слогов в стопе, содержащей всего три слога, таким образом, чтобы ударным всегда был первый из них. Этот стихотворный метр пришел к нам из античной поэзии, где сильные и слабые слоги распределялись в стопе также, но выделялись не ударением, а протяжным произношением. В 18 в. русские поэты предпочитали использовать 2-стопый дактиль, однако позже он был вытеснен 3- и 4-стопным дактилем. Эти метры используются в русской поэзии до сих пор.

Пример схемы:

! - - ! - - ! - - ! -
! - - ! - - ! - - !

Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит и дышит, и блещет оно.

! - - ! - - ! - - ! -
! - - ! - - ! - - !
! - - ! - - ! - - ! -
! - - ! - - ! - - !
Ранними летними росами
Выйдем мы в поле гулять.
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать!
! - - ! - - ! - -
! - - ! - - !
! - - ! - - ! - -
! - - ! - - !

Амфибрахий

Принцип организации сильных и слабых слогов в этом метре раскрывается уже в его названии. Слово «амфибрахий» (греч. amphibrachys) переводится как «краткий с обеих сторон. При использовании этого метра в стопе формируются три слога, а ударение делается на тот, что стоит в центре этой группы. Наиболее распространенным является 4- и 3-стопный амфибрахий, хотя нельзя сказать, что этот стихотворный метр часто употребляется в русской поэзии.
Пример схемы:

- ! - - ! - - ! - - !
- ! - - ! - - ! -

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли

- ! - - ! - - ! - - !
- ! - - ! - - ! - - !

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

- ! - - ! - - ! -
- ! - - ! - - !
- ! - - ! - - ! -
- ! - - ! - - !

Анапест

Анапест переводится с греческого языка как «отраженный назад» или «имеющий обратный смысл» по некоторым источникам. Этот стихотворный метр является противоположностью дактилю. Срока стихотворения, написанного анапестом, формируется из 3-сложных стоп, ударение в которых ставится на последний слог. Довольно часто, при написании стиха с использованием анапесте, на первый слог строки ставится дополнительное ударение, позволяющее сделать ее звучание более ярким. В русской поэзии наиболее распространен 3- и 4-стопный анапест.

Пример схемы:

- - ! - - ! - - ! -
- - ! - - ! - - !

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

- - ! - - ! - - ! -
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - ! -
- - ! - - ! - - !

Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик звенит,
А ямщик погоняет коней.

- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !

РИФМА

Рифма — последовательное употребление слогов, имеющих сходное звучание, в конце строк стихотворения. По своей сути рифма, является сильным выразительным средством, с помощью которого делается акцент на ритмическом рисунке стиха. Этот термин имеет греческое происхождение. В поэзии разных народов к употреблению рифмы предъявлялись различные требования, например, во Франции рифмованные окончания строк должны были иметь не только сходное звучание, но и похожее написание. В русской поэзии употребление рифмы характерно использованием слов, имеющих созвучные ударные слоги. Часто это достигается употреблением в конце рифмованных строк одних и тех же частей речи (существительное, прилагательное, глагол и т.д.) в одной грамматической форме.

Мужская рифма
Мужская рифма — употребление в конце строки стихотворения слов, ударение в которых приходится на последние слоги, которые имеют схожее звучание.

Пример:
Надоела борода.
Я её туда-сюда -
Всё никак не оторву
Ни под вечер, ни к утру.

Женская рифма
Женская рифма — употребление слогов или слов в окончании стихотворной строки таким образом, чтобы они имели похожее звучание, а последнее в строке ударение приходилось на предпоследний ее слог.

Дактилическая рифма
При использовании дактилической рифмы в конце строк стихотворения оставляется по два слога, свободных от ударения. Звучание стиха в этом случае получается достаточно мягким, напевным, однако в русской классической поэзии употребляется такой способ рифмования не очень часто.

Пример:
Дело было вечером.
Делать было нечего.

Гипердактилическая рифма
Гипердактилическая рифма характерна ударением, делающимся только на четвертом с конца строки слоге. Использовать такую рифму довольно сложно, и чаще всего она встречалась в устном фольклоре, где требования к размеру и ритму стиха были довольно мягкими. В результате употребления гипердактилической рифмы стихотворение звучит задорно, бойко, зачастую имеет характерный «рваный» ритм.

Пример:
Ветер голову расчёсывает
Словно колышек обтёсывает.

Точные и неточные рифмы

Рифмы различают не только по тому, в каком с конца строки слоге стоит ударение, но так же и по степени созвучности между окончаниями строк. Чаще всего выделяют точную и неточную рифму. При использовании точной рифмы созвучными оказываются не только ударные звуки в окончаниях строк, но и слоги, расположенные за ними. Неточная рифма характеризуется различиями в звучании согласных в свободных от ударения слогах, расположенных в окончаниях строк.
Кроме этого в некоторых классификациях упоминаются богатые и омонимичные рифмы. Богатая рифма — это употребление созвучных слогов в окончаниях строк стихотворения не только после последних ударных звуков, но и до них. Использование омонимичной рифмы, по сути, сводится к постановке омонимов (слов, разных по значению, но одинаковых по звучанию) в окончаниях строк.

Таким образом, то, насколько рифма будет удачной, определяется не только употреблением гласных, имеющих одинаковое звучание, но и правильным побором согласных, которые, давая схожие звуки, придадут окончаниям строк еще больше схожести. Чем больше похожих звуков, расставленных в определенном порядке, будет использовано в окончаниях строк, тем более точной в итоге будет сама рифма.

Системы рифмовки

Под системой рифмовки понимается последовательность, в которой расположены в стихотворении строки, чьи окончания имеют схожее звучание. Использование в стихотворении только одной такой последовательности не является строго обязательным. Применяя различные чередования рифмованных строк, автор может добиться оригинального, нестандартного звучания всего стихотворения.

Наиболее распространенной является смежная система рифмовки, когда парные строки располагаются последовательно, друг за другом, то есть автор сначала «закрывает» одну рифму и только потом переходит к следующей. Стихотворения, написанные с использованием смежной рифмовки, отличаются быстрым темпом и высокой динамикой.
Многие авторы выбирают перекрестную рифмовку. В этом случае созвучные строки располагаются «через одну», то есть вводятся сразу две рифмы. Перекрестная рифмовка не считается сложным способом организации парных строк в стихотворении, более того, применяя ее, авторам проще передавать нужный эмоциональный настрой, легче выбирать ритмический рисунок.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Опоясанная, охватная или кольцевая схема рифмовки довольно известна, но применяется она гораздо реже, по сравнению со смежной и перекрестной. Пары рифмованных строк в этом случае располагаются таким образом, что первая из них как бы «разбивается», одна ее строка открывает, а другая — закрывает четверостишие. Вторая пара размещается между ними и остается неделимой. Эта система рифмовки является довольно сложной, однако ее применение придает особую выразительность стиху.

Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

Более сложные схемы рифмовки, как правило, обозначаются общим термином «сплетенная рифма». Под это определение попадают стихи, где в группах сток рифмованные пары используются не два, а три раза, или, где используется не две, а три и более рифмы. Сплетенные рифмы довольно сложны в использовании, зато они позволяют создавать стихотворения, необычные по звучанию. Однако прежде чем начинать эксперименты с подобными системами рифмовки, стоит освоить более простые способы чередования строк с созвучными окончаниями.

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои.

Строфы

Слово «строфа» дословно переводится с греческого как «оборот» или «кружение». По большому счету, перевод довольно точно раскрывает суть этого термина, ведь строфа — это не что иное, как сочетание строк в стихотворении, где закончены циклы рифм, размера и ритма. С точки зрения синтаксиса чаще всего строфа является завершенной единицей или группой единиц (предложений). Строки в строфе объединены не только по смыслу, но и по своей структуре, которая повторяется на протяжении всего стиха.

Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были: четверостишия, октавы, терцины.

Четверостишие (катрен) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки.

Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым.

Схема октавы: абабабвв
В шесть лет он был ребенок очень милый
И даже, по ребячеству, шалил;
В двенадцать приобрел он вид унылый
И был хотя хорош, но как-то хил.
Инесса горделиво говорила,
Что метод в нем натуру изменил:
Философ юный, несмотря на годы,
Был тих и скромен, будто от природы.

Признаться вам, доселе склонен я
Не доверять теориям Инессы.
С ее супругом были мы друзья;
Я знаю, очень сложные эксцессы
Рождает неудачная семья,
Когда отец - характером повеса,
А маменька ханжа. Не без причин
В отца выходит склонностями сын!

Терцины (терцеты) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.

Схема терцины:
аба
бвб
вгв
гдг
дед
и т.д.
Чёрный маг

Когда сгустится тьма вокруг
Ты словно раб предназначенья,
Начертишь кровью ровный круг,

Отбросишь жалкие сомненья.
Войдёшь в него, забыв про страх.
Тебя подхватят тьмы теченья.

Отбросишь тело, - бренный прах.
Ты с теми, кто во тьму шагнули!
Погасли огоньки в глазах.

А где твой дух, а не в аду ли?

(Джейнджер Скауджер Алкариот)

КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Классическая техника относится к базовым, то есть, составляет «скелет» стихотворения. Требований к размерности и ритмике стихотворения при использовании классической техники в соответствующих учебниках можно найти не мало. Однако все они сводятся к трем простым правилам.

Первое заключается в том, что в одной строфе все строки должны иметь метрические аналоги. То есть, строка, написанная с определенным чередованием ударных и безударных слогов, обязательно должна соответствовать другой строке, имеющей такой же ритмический рисунок в пределах одной строфы. Такие строки могут объединяться парами или тройками, в принципе их количество в строфе может быть любым, важно одно — оставлять строки-одиночки в стихотворении нельзя.

Если точно попасть в метр не удается, а такая ситуация случается нередко, его нарушение можно компенсировать использованием одного и того же числа ударений или слогов в сочетающихся друг с другом строчках. Если же сохранить метр в определенной части стихотворения и вовсе не получается, это можно замаскировать усиленным использованием декоративных техник. В противном случае, стихотворение будет сложным для восприятия, а смысл его понять будет практически невозможно.

Иногда при использовании классической техники некоторое отступление от правил даже приветствуется. Так, ломаный в последней строке стихотворения метр, придаст ему больше выразительности, поможет привлечь внимание читателя. При работе с классической техникой автору важно помнить, что поэзия — далеко не точная «наука», и целесообразное отступление от ее правил может стать одним из самых сильных козырей конкретного стихотворения. Важно только такими отступлениями не увлекаться.

Работа с рифмами

Большинство стихотворений написано с использованием рифм. Отказ от них допустим, однако в этом случае автор должен провести работу со слогами и буквами, в противном случае стихотворное произведение к поэзии отнести нельзя.

Использование рифм требует особого мастерства. Оно не должно сводиться к простому подбору слов, имеющих созвучные окончания, как минимум вся предыдущая строка должна подготавливать читателя к появлению той или иной рифмы. Вместе с этим созвучие должно быть устойчивым и достигаться оно должно оригинальным образом.

Рифма, появление которой легко предсказать, не производит впечатления на читателя, от чего страдает весь стих. Простые или распространенные рифмы могут употребляться автором, однако в этом случае должна быть проработана фонетика стихотворения, придающая им дополнительный оттенок.

Одними из самых сильных созвучий являются рифмы, образованные в окончаниях разных частей речи. Однако подобрать устойчивое созвучие в этом случае может быть непросто. Если сделать это не получается, слабое созвучие в окончании строки можно усилить соответствующей фонемой, расположенной в начале следующей строки. Подобные приемы используются и в том случае, если слово-рифма содержит звук, нарушающий фонетический рисунок стиха. В этом случае в предыдущем или последующем слове употребляется фонема, способная смягчить этот эффект.

Подбор устойчивых и вместе с этим небанальных созвучий является весьма трудоемкой задачей. Руководство для выполнения ее составить практически нереально, а настоящее умение составления рифм приходит к автору только вместе с опытом.

Работа с буквами и слогами

Работа с буквами и слогами является декоративной техникой и то, насколько правильно она применена, определяет не только звучание стихотворения, но задает ему тон, определяет его настроение. Проведение этой работы можно сравнить с наведением порядка в фонической составляющей стиха, оно обязательно даже в том случае, если автор отказывается от рифмы. В противном случае получившийся текст отнести к поэзии нельзя.

Несмотря на то, что техника предполагает осуществление отбора и букв, и слогов, работа со слогами, как правило, оказывается не нужна, если работа с буквами выполнена правильно. Ее можно разделить на две части — работу с гласными и работу с согласными. В аспекте этой техники гласные создают основной рисунок стиха, в зависимости от ударности или безударности определяют его ритм, в это время согласные отвечают за выразительность, яркость.

Однако, работая с буквами, важно помнить, что даже одна неправильно подобранная согласная или гласная может нарушить гармонию стиха, сломать все, кропотливо выстроенное автором. Ударные гласные своим звучанием задают основное настроение стиха, безударные оттеняют их, подчеркивая созданное впечатление. Однако в основе стиха может лежать сразу несколько гласных звуков, главное — не ошибиться при их комбинировании. То же можно сказать и о согласных. Будучи правильно расставленными в стихе, согласные звуки способны подчеркнуть звучание гласных. Согласные придают стиху дополнительные оттенки, многократно усиливая влияние гласных звуков.

Эмоциональный оттенок, который придаст стиху употребление того или иного согласного звука, определить легко. Для этого нужно подобрать несколько слов, начинающихся с буквы, которая обозначает данный звук. Вероятнее всего у них будет некая общая черта, выделив которую будет не сложно определить, какое влияние согласная окажет на стих.

В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь - размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры - это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности.

Как определить размер в стихотворении

Инструкция

В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.

Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы), которые получились ударными. Например:

мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил

когдА не в шУтку зАнемОг…

Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер - ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе - на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.

Пример хорея:

мОй весЁлый звОнкий мЯч

тЫ кудА помчАлся вскАчь

Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.

Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог - этот размер называется дактиль, если на второй - амфибрахий, на третий - анапест.

Пример дактиля:

тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники

Пример амфибрахия:

конЯ на скакУ останОвит,

в горЯщую Избу войдЁт

Пример анапеста:

Я люблЮ тебя жИзнь,

что самО по себЕ и не нОво

Чтобы определить количество стоп (стопа - это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.Маршака о мяче - четырехстопный хорей.

Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».

ЕСЛИ СЛОЖНО, ПОДСКАЗКА!

Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест

Ямб
Ямб энергичен, деловит;
Как вечный демократ,
Всегда он чуточку спешит,
И всем поэтам рад.
Но есть величия секрет,
В стихах, простых на вид:
Ведь ямбом пишется сонет,-
Традиция гласит.

Хорей
У хорея ритм двусложный
Безударный - на второй.
Бодрой песенкой дорожной
Он вдруг чудится порой,
То капелью утро будит,
То кукушкой прокричит…
Как природа данный людям,
Часто он вокруг звучит.

Дактиль
Дактиль задумчив и полон покоя,
Взмахами пальца считая размер.
Это его шестистопной строкою
В мире гекзаметр прославил Гомер.
Есть в нём величия странная сила,
Отзвук вопроса, дерзаний святых,
И дорогой, по-старинному милый,
Истинный блеск непростой красоты.

Амфибрахий
Для русского слуха хорош амфибрахий,
В нём есть широта и простор,
Отчаянье удали в снежном размахе,
Неспешный степной разговор,
Бескрайних лесов потаённые чащи,
В безбрежности рек - облака,
Им вдруг заклинанья читающий пращур
Посмотрит в глаза сквозь века.

Анапест
У анапеста нрав непростой:
И упрямым он слышен порой нам,
Выделяя незримой чертой
Звуки в чередовании стройном.
В нём приказ, утвержденье, напор…
С отголоском обыденной речи.
Может он рифмовать милый вздор
И романсом украсить наш вечер.

Помощник поэта

Оригинальная компьютерная программа от разработчиков сервера Стихи.ру поможет вам подобрать рифму к любому слову. Программа предлагает словарь рифм, которые были использованы авторами нашего сервера, а также в стихах классиков. Мы не гарантируем точное совпадение всех рифм, поскольку в базе присутствуют также белые стихи без рифмы.

Как делать стихи

Маяковский Владимир

Оригинал записи и комментарии на

Стихосложение (или версификация) - от лат. versus - стих и facio - делаю. Стихосложение - организаця стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы. В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определённый ритмический принцип .

Терминология

Ритм - повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения. Рифма - созвучие концов стихов (или полустиший). Строфа - организованное сочетание стихов (стих - поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим - двустишие. Двустишие - простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй.

(В. Маяковский - 1917)
Четверостишие - строфическое образование из четырех стихов.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот

(А. Ахматова - 1911)
Стопа (лат. нога, ступня) - структурная единица стиха. Стопа (лат. - нога, стопа, ступня) - это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).
Стопа является минимальной структурной единицей стиха.
Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).
Стопа - группа слогов , выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом). Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп. Стопы - сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.
Простая стопа бывает:
  • двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб...);
  • трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль...).
Метр - мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп , объединённых иктом (главным ритмическим ударением). Акцентные системы стихосложения
Акцентные (речевые ) системы стихосложения делятся на три основные группы:
  1. Силлабическое,
  2. Тоническое,
  3. Силлабо-тоническое - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Cистемы стихосложения Характеристика Пример
1. Силлабическая

(фиксируется число слогов)

Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов , а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено;
обязательная рифма
С одной страны гром,
С другой страны гром,
Смутно в воздухе!
Ужасно в ухе!
Набегли тучи
Воду несучи
Небо закрыли,
В страх помутили!
(В.К.Тредиаковский - Описание грозы)
2. Тоническая

(фиксируется число ударений)

Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов ;
число безударных слогов между ударениями варьируется свободно
Вьется улица-змея.
Дома вдоль змеи.
Улица - моя.
Дома - мои.
(В.В.Маяковский - поэма «Хорошо!»)
3. Силлабо-тоническая

(фиксируется число слогов и количество ударных позиций)

Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
(М.Ю.Лермонтов - Мцыри)

В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.

Система стихосложения , основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно. Силлабо-тонические размеры
В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:

  1. Хорей
  2. Дактиль
  3. Амфибрахий
  4. Анапест
Стихотворный размер - это порядок (правило) чередования ударных и безудорных слогов.
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп. Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.
Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием , замена же безударного слога ударным называется спондеем .

Условные обозначения

__/ - ударный слог __ - безударный слог

Стихотворные размеры

(в силлабо-тонической системе стихосложения)
  1. Двусложные стихотворные размеры: __/__ - стопа Хорея

    Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог , на втором безударный.

    Для запоминания:

    Мча́ тся ту́ чи, вью́ тся ту́ чи,
    На хорей они летят

    __ __/ - стопа Ямба

    Ямб - двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный , второй ударный.

  2. Трехсложные стихотворные размеры: __/__ __ - стопа Дактиля

    Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.

    Для запоминания:

    Вы́ рыта да́ ктилем я́ ма глубо́ кая

    __ __/__ - стопа Амфибрахия

    Амфибрахий - трехсложный размер стиха, в котором второй слог ударный, остальные – безударные.


    __ __ __/ - стопа Анапеста

    Анапест - трехсложный размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные.

    Чтобы запомнить названия трёхсложных размеров стихотворений нужно выучить слово ДАМА .

    ДАМА расшифровывается так:
    Д - дактиль - ударение на первый слог,
    АМ - амфибрахий - ударение на второй слог,
    А - анапест - ударение ударение на третий слог.

Примеры

Стихотворение
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)

Стихотворный размер

Пример четырехстопного хорея:
Бу́ ря мгло́́ ю не́ бо кро́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __

Ви́ хри сне́ жныЕ крутя́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин) Разбор:

  • Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
    То есть это двусложный размер.
  • После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
  • В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

Хорей

__/__
Пример пятистопного хорея:
ВЫхожу́ оди́ н я нА доро́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__

СквОзь тума́ н кремни́ стый пу́ ть блести́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/

НОчь тиха́ . Пусты́ ня вне́ млет Бо́ гу,
___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __

И звезда́ с звездо́ ю гОвори́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/

(М.Ю. Лермонтов)

Хорей

__/__
Пример трехстопного хорея:
Ла́ сточкИ пропа́ ли,
__/ __ __ __ __/ __ А вчера́ заре́ й
__/ __ __/ __ __/ Всё грачи́ лета́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ Да, как се́ ть, мелька́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ Во́ н над то́ й горо́ й.
__/ __ __/ __ __/

(А. Фет)

Хорей

__/__
Пример четырехстопного ямба:
Мой дя́ дя са́ мых че́ стных пра́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Когда́ не в шу́ тку зАнемо́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ Он Уважа́ ть себя́ заста́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ И лу́ чше вы́ думАть не мо́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин)

__ __/
Пример четырехстопного ямба:
Я по́ мню чу́ дноЕ мгнове́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __ ПерЕдо мно́ й яви́ лась ты́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ Как мИмоле́ тноЕ виде́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __ Как ге́ ний чи́ стой крАсоты́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин)

__ __/
Пример пятистопного ямба:
Наря́ женЫ мы вме́ сте го́ род ве́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ Но, ка́ жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин)

__ __/
Пример пятистопного ямба:
Ты пОгрусти́ , когда́ умрЁт поэ́ т,
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Поку́ да зво́ н ближа́ йшей и́ з церкве́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Не вОзвести́ т, что э́ тот ни́ зкий све́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Я прОменя́ л на ни́ зший ми́ р черве́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

(Шекспир; перевод С.Я. Маршак)

__ __/
Пример трехстопного дактиля:
Кто́ бы ни зва́ л - не хочу́
__/ __ __ __/ __ __ __/ На́ суетли́ вую не́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ Я́ променя́ ть безнаде́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ И́ , замыка́ ясь, молчу́ .
__/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Дактиль

__/__ __
Пример четырехстопного дактиля:
Ту́ чки небе́ сные, ве́ чные стра́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ Сте́ пью лазу́ рною, це́ пью жемчу́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __

(М.Ю. Лермонтов)

Дактиль

__/__ __
Пример четырехстопного дактиля:
Сла́ вная о́ сень! Здоро́ вый, ядре́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __ Во́ здух уста́ лые си́ лы бодри́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(Н.А. Некрасов)

Дактиль

__/__ __
Пример трёхстопного амфибрахия:
Не ве́ тер бушу́ ет над бо́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Не с го́ р побежа́ ли ручьи́ -
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Моро́ з-воево́ да дозо́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Обхо́ дит владе́ нья свои́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример четырехстопного амфибрахия:
Доро́ же отчи́ зны - не зна́ л ничего́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/ Бое́ ц, не люби́ вший поко́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трехстопного амфибрахия:
Есть же́ нщины в ру́ сских селе́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___ С споко́ йною ва́ жностью ли́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ С краси́ вою си́ лой в движе́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __ С похо́ дкой, со взгля́ дом цари́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трехстопного амфибрахия:
Средь шу́ много ба́ ла случа́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __ В трево́ ге мирско́ й суеты́ ,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Тебя́ я уви́ дел, но та́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Твои́ покрыва́ ла черты́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А.К. Толстой)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трёхстопного анапеста:
О, весна́ без конца́ и без кра́ ю -
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Без конца́ и без кра́ ю мечта́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Узнаю́ тебя, жи́ знь! Принима́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ И приве́ тствую зво́ ном щита́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/
Пример трёхстопного анапеста:
Есть в напе́ вах твои́ х сокрове́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Рокова́ я о ги́ бели ве́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Есть прокля́ тье заве́ тов свяще́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Поруга́ ние сча́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/
Пример трёхстопного анапеста:
Пропаду́ от тоски́ я и ле́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Одино́ кая жи́ знь не мила́ ,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Сердце но́ ет, слабе́ ют коле́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ В каждый гво́ здик души́ стой сире́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Распева́ я, вполза́ ет пчела́ .
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Фет)

Анапест

__ __ __/

Как определить стихотворный размер?

  1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
  2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
  3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:
    а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб; б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
  4. Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.
    (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)

Инструкция

В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое , не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.

Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер – ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение на первый из двух слогов, в ямбе – на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.

Пример хорея:
мОй весЁлый звОнкий мЯч

тЫ кудА помчАлся вскАчь

Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.

Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог – этот размер называется дактиль, если на второй – амфибрахий, на третий – анапест.
Пример дактиля:

тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники
Пример амфибрахия:

конЯ на скакУ останОвит,

в горЯщую Избу войдЁт
Пример анапеста:

Я люблЮ тебя жИзнь,

что самО по себЕ и не нОво

Чтобы определить количество стоп (стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.Маршака о мяче – четырехстопный хорей.

Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».

Стихотворение отличается от прозы составлением из слов определенного рисунка, не только смыслового, но и звукового. Складывая из них определенную мозаику, поэт способен передать самые глубинные переживания и яркие сцены. Для создания ритмичности и гармоничности произведения используются определенные правила стихосложения: соблюдение чередования в определенном порядке сильных и слабых слогов (ударных и безударных), именуемого стопой; бдение о стихотворном размере или постоянном количестве повторений стоп в каждой строке.

Двусложная стопа

Для того чтобы понять, что такое ямб, нужно внимательно разобраться в стопах вообще. Если мы говорим о двусложной стопе, к которой принадлежат ямб и хорей, то в этом случае безударные слоги чередуются с ударными, один через один. Ударение, падающее на первый из двух слогов, говорит о принадлежности стопы к хорею:

ПрУдом тИхим тУт и тАм,

ВскОльзь, гулЯя пО волнАм...

Тогда как ударение, падающее на второй слог, говорит о том, что примеры:

КогдА зимОй бушУет вьЮга,

А сЕрдце мОлится о дрУге,

СпосОбном дУшу защитИть...

ТогдА, и Я возьмУ стрелУ

И, жгУчей злОбы нЕ таЯ,

ОтпУстят пАльцы тетевУ...

Пиррихий

Это два ярких примера, могущих создать представление о том, что такое ямб. Сталкиваясь же с серьезными классическими поэтическими произведениями, бывает сложнее определить размер стопы. Это связано с распределением ударений в них, не всегда совпадающих с вышеописанной схемой. Что же делать в таком случае:

ЗарЯ румЯнилась спросОнок,

ЖурчАла рЕчка по пескУ,

А тАм, навзгОрье, жеребЕнок

ПрислУшивался к ветеркУ.

Стопа тяжело подлежит определению в силу неравномерного распределения ударений в словах. Это что такое? Ямб ли? Хорей?

Для подобных случаев существует народный способ определения размера стопы, заключающийся в "отчеканивании" стиха подобно первокласснику на линейке, не обращая внимание ни на смысл слов, ни на правильность расстановки ударений в них. При подобной декламации стиха можно заметить следующую схему:

За-рЯ-ру-мЯ-ни-лАсь-спро-сОнок,

Жур-чА-ла-рЕч-ка-пО-пес-кУ,

А-тАм-на-взгО-рье-жЕ-ре-бЕ-нок

При-слУ-ши-вАл-ся-квЕ-тер-кУ.

При прочтении стиха этим способом обнаруживается ряд дополнительных, не присущих словам ударений. Следует обратить внимание на шестой слог в первой и третьей строках, четвертый и шестой - в последней, ярко демонстрирующие это поэтическое явление. В литературоведении оно носит название пиррихий и является применимым для всех размеров слога.

Таким несложным образом в приведенном стихе отмечается ударным каждый второй слог, обнажается типичный ямб. Наряду с хореем, он был популярнейшим слогом среди произведений поэтов 19-го столетия. Стихотворения ямбом предпочитали: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов и многие другие классики.

Трехсложная стопа

К трехсложным стопам относятся дактиль, амфибрахий и анапест. Эти размеры стоп характеризуются одним ударным и двумя сопровождающими его безударными слогами. Разница заключается в том, на какой по счету слог падает ударение: дактиль имеет ударным первый слог, амфибрахий - второй, анапест - третий. Это возможно рассмотреть на примерах:

ВЕтви своИ,

В вОду ронЯя,

ПьЕт она нЕбо

РАнней порОй...

Амфибрахий:

КогдА же на мИр, что во мнЕ,

ПадЕт непокОй, по веснЕ...

ПолюбИ! Не скупИсь на безУмие чУвств,

Ни к чемУ эконОмия сЕрдца огнЯ!

Лей в менЯ, как в сосУд, что иссУшен и пУст...

Стихотворный размер

Количество повторяющихся стоп в одной строке стихотворения создает определенный стихотворный размер. В последнем из приведенных примеров речь идет о повторении четырех трехсложных стоп. Литературно это называется четырехстопным анапестом.

Наиболее часто встречаемыми стихотворными размерами, свойственными русским классикам, можно назвать четырехстопные, трехстопные и двухстопные.

К примеру:

БогИня, что нЕбо укрАсив собОю,

БросАет во снЫ мои взОры свОи...

Данный пример очерчивает четырехкратное употребление в одной строке амфибрахия и имеет соответствующее название: четырехстопный амфибрахий.

А приведенный выше отрывок, характеризующий стопу дактиля, является двухстопным.

Что такое ямб трехстопный или четырехстопный, легко понять на следующих

Примерах:

ПорОй бредУ, и сАм не знАя,

КудА идУ. И знАть ли вАжно...

Этот стих написан Он же узнается и в бессмертном "Евгении Онегине", А. С. Пушкина.

Следующий стих относится к трехстопному ямбу, и к нему же прибегает А. С. Грибоедов в своем "Горе от ума":

НельзЯ кричАть молИтв,

МолИтвамИ молчАт...

Теперь, когда понятно, что есть хорей, а что - дактиль, ямб или амфибрахий, можно приступать к написанию своих призведений. Что такое ямб для поэта? Пожалуй, самый удобный размер. Начинать следует именно с него.