Монтаж кровли        29.03.2023   

Три гордые пальмы. Три пальмы

Написал Лермонтов «Три пальмы» в 1838 году. Прибегнув к жанру сказания, поэт размышляет на многие философские темы. Это не просто грустная восточная сказка, а дума о человеческой жизни, предназначении личности, об отношениях человека с Богом. Природа пустыни помогает поэту раскрыть все эти мотивы.

Пейзажная лирика Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов - поэт богатой душевной организации. Его стихотворения проникнуты лиризмом, скорбью, одиночеством. Очень часто психологическое состояние лирического героя раскрыто у Лермонтова через пейзажные зарисовки. На фоне красот природы поэт размышляет о жизни, отношениях в обществе, анализирует свои переживания. Достаточно вспомнить стихотворения «Выхожу один я на дорогу» или «Когда волнуется желтеющая нива».

Любовь к природе, единение с ней Лермонтов впитал с самого детства. Оставшегося без родителей мальчика воспитывала бабушка - Елизавета Алексеевна Арсеньева. Маленький поэт рос очень болезненным ребенком, поэтому детство его прошло в родовом имении; время от времени Елизавета Алексеевна вывозила маленького Мишу на Кавказ к родственникам. Уже тогда мальчик учился любоваться красотами природы и даже запечатлять ее на картинах. На некоторых детских портретах можно увидеть Лермонтова-ребенка с мелком в руке. Поражают красотой и картины подросшего поэта: чаще всего он рисовал Кавказские горы.

Тема стихотворения "Три пальмы"

Неслучайно к теме природы и в этот раз прибегает Лермонтов. «Три пальмы» -восточное сказание. В его основу положен рассказ о пальмах, которые выросли в чудесном оазисе Аравийской пустыни. С деревьями соседствует ручей с прохладной водой. Они жили вместе продолжительное время, пока пальмы не «возроптали» на Бога, говоря о том, что им бы хотелось принести пользу, увидеть благодарность.

Бог отвечает на просьбу - тут же вдалеке показывается караван торговцев. Пальмы радушно его принимают, но вот люди не испытывают к ним благодарности. Скорее, наоборот: они срубают и сжигают деревья. Так печально заканчивается стихотворение.

Человек и природа в "Трех пальмах"

За одну ночь люди погубили красивый оазис, который жил здесь столетия. И дальше бы пальмы и ручей приносили людям избавление от изнуряющего солнца, давали бы отдых. Этим Лермонтов показал, насколько хрупка природа, как просто можно ее разрушить необдуманными действиями.

Варварство людей показано в стихотворении очень ярко. Достигает этого Лермонтов, используя прием олицетворения: стволы деревьев - «тела», листья - «одежда», «пали без жизни» - так обычно говорят о героях, воинах, безвременно погибших.

Философский смысл стихотворения

Проблема отношений человека и природы лежит в стихотворении на поверхности, но если углубиться в смысл, можно увидеть серьезные вопросы, которые ставит М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» - размышление поэта о смысле человеческого существования в этом мире. Он пытается ответить на вопрос о том, для чего мы существуем? Не будет ли наша жизнь такой же, как у этих пальм: открыв свой талант другим людям, не падем ли мы их жертвой, не растопчут ли они нашу хрупкую душу, тем самым уничтожив.

Скорее всего, Лермонтов размышляет и лично о своем предназначении. Он пытается понять, действительно ли обществу нужен его талант, и не обратится ли дар против него самого. Проведя аналогию Лермонтов - три пальмы, стихотворение можно назвать отчасти пророческим. Ведь поэт погибает молодым.

Христианская символика в стихотворении

Глубоким религиозным смыслом наделил «Три пальмы» Лермонтов. Анализ символов христианской веры откроет нам еще одну мысль стихотворения: отношения человека с Богом. Три пальмы просят у Бога для себя высшего блага - так они считают. Бог выполняет просьбу. Но приносит ли это счастье? Ответ однозначен - нет. Лермонтов размышляет о том, нужно ли просить Бога вмешиваться в судьбу, или пусть все идет своим чередом? Поэт приходит к выводу: Бог сам назначает судьбу человека, Он знает, как будет лучше. Вмешиваться в ход судьбы не стоит.

Стихотворение насыщенно символами христианства:

  1. Цифра 3. Божественное число фигурирует даже в названии стихотворения. Три пальмы, по мнению исследователей, - это составляющие души человека: чувства, воля и разум.
  2. Ручей - дух Бога, который дает жизнь и подпитывает человеческую душу. Именно поэтому после варварских действий ручей остается в пустыне, ведь Бога убить невозможно.
  3. Название места, Аравийская земля, заставляет читателя перенестись мыслями в Эдемский сад, ведь его расположение предположительно на Аравийском полуострове.
  4. Конфликт в стихотворении происходит из-за гордости пальм - это самый первый грех, именно из-за него в свое время был низвергнут Люцифер.
  5. Образы арабов, срубающих пальмы, - нечто темное, черное (этот цвет встречается в их описании). Проводится аналогия с нечистой силой.

К жестокой смерти пальм привела их гордость и отсутствие смирения. Стихотворение «Три пальмы» Лермонтова призывает доверять воле Бога и не вмешиваться в судьбу.

Композиционные особенности

Четкую структуру построения стихотворения использует М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» имеют хорошо различимую кольцевую композицию, построенную на антитезе.

Действительно, начинает М. Лермонтов «Три пальмы» описанием оазиса, им же и заканчивается. Только вот картина прямо противоположная. Если в первом четверостишье взору читателя предстает безмятежная жизнеутверждающая картина: зеленый уголок среди пустыни, голубое небо, золотой песок. Как только на горизонте появляется караван будущих убийц, меняются цвета - они становятся черными, темными. Кроме того, меняются звуки. Все происходит как будто в вихре: «взрывая песок», «Араб горячил вороного коня», «конь… прыгал, как барс», «с криком и свистом несясь по песку».

Последние два четверостишья прямо противопоставлены первому: от жизнеутверждающей картины остался пепел, в этом месте поселилась печаль. Акцентируется внимание на жаре, зное, в то время как в первом четверостишье делается упор на холод, студеную воду, тень. В этом месте поселяется одиночество: «все дико и пусто кругом», «коршун…степной нелюдим».

Антитеза прослеживается не только на лексическом уровне, но и на фонетическом. Если при описании безмятежной жизни пальм и ручья мы слышим приятное благозвучие, то при описании каравана используются преимущественно резкие сочетания согласных с использованием сонорных: «Мотаясь, висели ме[ж тв]е[рд]ых го[рб]ов Узо[рн]ые полы похо[дн]ых [шт]анов».

Жанр восточного сказания придает стихотворению статус народной мудрости. Этим Лермонтов подчеркивает, что темы, поднятые им, не новые - они волнуют человечество испокон веков.

Средства художественной выразительности

Обширны средства художественной выразительности, которые использует Лермонтов. «Три пальмы» содержат:


Как видим, гениальность Лермонтова позволила донести до читателя серьезные философские размышления с помощью природы Востока.

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый под сенью зелёных листов
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли…
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Ещё не склонялся под кущей зелёной,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на Бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли - в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шёл, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твёрдых горбов
Узорные полы походных шатров,
Их смуглые ручки порой подымали,
И чёрные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По пле́чам фариса вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копьё на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван,
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их со́рвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван,
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный.
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне всё дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом.
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы»

Стихотворение «Три пальмы» было создано в 1838 году и представляет собой поэтическую притчу, в которой заложен глубокий философский смысл. Главными героинями повествования выступают три пальмы в аравийской пустыне, где еще не ступала нога человека. Холодный ручей, протекающий среди песков, превратил безжизненный мир в волшебный оазис, «хранимый, под сенью зеленых листов, от знойных лучей и летучих песков».

Идиллическая картина, нарисованная поэтом, имеет один существенный изъян, который заключается в том, что этот райский уголок недоступен живым существам . Поэтому гордые пальмы обращаются к Создателю с просьбой о том, чтобы он помог им выполнить свое предназначение – стать убежищем для одинокого путника, затерявшегося в мрачной пустыне. Из слова услышаны, и вскоре на горизонте появляется караван торговцев, которые равнодушны к красотам зеленого оазиса. Их не волнуют надежды и мечты гордых пальм, которым вскоре суждено будет погибнуть под ударами топоров и стать топливом для костров жестоких гостей. В итоге цветущий оазис превращается в груду «седого пепла», ручей, лишившись защиты зеленых пальмовых листьев, пересыхает, и пустыня принимает свой первозданный вид, мрачный, безжизненный и сулящий любому путнику неминуемую гибель.

В стихотворении «Три пальмы» Михаил Лермонтов затрагивает сразу несколько актуальных вопросов. Первый из них касается взаимоотношений человека и природы. Поэт отмечает, что люди жестоки по своей натуре и редко ценят то, что дарит им окружающий мир. Более того, они склонный уничтожить эту хрупкую планету во имя собственной выгоды либо сиюминутной прихоти, не думая о том, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же умеет мстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и безжалостна, чем поступки людей, которые считают, что весь мир принадлежит только им.

Философский смысл стихотворения «Три пальмы» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейском представлении о процессах мироздания. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно выпросить все, что угодно. Однако будет ли счастлив проситель тому, что получит? Ведь если жизнь идет своим чередом так, как ей предначертано свыше, то для этого есть свои основания. Попытка отказаться от смирения и принятия того, что определено судьбой, может привести к фатальным последствиям. И тема гордыни, которую поднимает поэт, близка не только ему, но и его поколению – безрассудному, жестокому и не отдающему себе отчета в том, что человек является всего лишь марионеткой в чьих-то руках, а не кукловодом.

Параллель, которую Михаил Лермонтов проводит между жизнью пальм и людей, очевидна. Пытаясь осуществить свои мечты и желания, каждый из нас стремится ускорить события и как можно скорее достичь намеченной цели. Однако мало кто задумывается над тем, что конечный результат может принести не удовлетворение, а глубокое разочарование , так как цель нередко оказывается мифической и совершенно не оправдывает ожиданий. В свою очередь, разочарование, которое в библейской трактовке именуется унынием, является одним из самых больших человеческих грехов, так как приводит к саморазрушению как души, так и тела. Это – дорогая плата за гордыню и самоуверенность, которой страдает большинство людей. Осознавая это, Михаил Лермонтов пытается с помощью стихотворения-притчи не только разобраться в мотивах собственных поступков, но и защитить других от стремления получить то, что им не предназначено. Ведь мечты имеют свойство сбываться, что нередко оборачивается самой настоящей катастрофой для тех, кто свои желания ставит гораздо выше возможностей.

Стихотворение М.Ю лермонтова "Три пальмы" было написано в 1838 году.Очень красивая легенда, полная прозрачных аллегорий, за красотой слога кроется глубокий смысл: В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый под сенью зеленых листов От знойных лучей и летучих песков... Оазис в пустыне, созданный этими удивительными деревьями, оживляет все вокруг, спасает от усталости и жажды всех проходящих по пустыне. Но не даром поэт употребил эпитет «гордые» пальмы. Они возроптали, отвергая справедливость Создателя: И стали три пальмы на Бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор? Не прав твой, о небо, святой приговор!» Их мольба была услышана. Они принесли пользу. Их срубили, разожгли костер, и огонь согрел уставших путников. Но оказалось, что их предназначение было другое: хранить источник жизни в знойной пустыне. Трем пальмам не было дано постигнуть этот высший смысл, как человеку не дано постичь Промысел Божий. Своеволие порой приносит смерть, гибель. К чему же привело их своеволие, их ропот на волю Творца? И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним. Эта поэтическая легенда наводит на мысль - не отразил ли в ней Лермонтов свою судьбу? Ему было дано от Бога высокое предназначение, уникальная память, а он слишком не дорожил своей жизнью поэта-пророка - и погиб

Стихотворение "Три пальмы" было написано М.Ю. Лермонтовым в 1838 году, во время службы в Гусарском полку. В Петербурге он ведёт светскую жизнь, которая ему давно опостылела и нагоняет тоску. В душной и лицемерной городской атмосфере он вспоминает дикую природу Кавказа. Поэт всегда с любовью относился к природе, а в стихотворении "Три пальмы" он олицетворяет её, заставляет мыслит и чувствовать. В этом произведении нашли отражение философские размышления поэта о взаимодействии человека и природы.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в октябре 1814 года. На протяжении всей своей жизни в своих произведениях он затрагивал темы одиночества, грусти, неразделенной любви, стремления к идеальному, другому миру. Стихотворение «Три пальмы» не исключение: автор открывает читателю глаза на мир, на вопросы, которые не хотят задавать вслух.

«Три пальмы» М. Ю. Лермонтов пишет в 1838 году. Редакторы успешного на тот период времени журнала «Отечественные записки» опубликовали стихотворение на год позже, в 1839.

В стихотворении поэт использует те же образы из IX «Подражания Корану» А. С. Пушкина, но идея и суть его произведения имеют немного другое направление, нежели пушкинские мотивы. Автор нередко полемизировал со своим предком и литературным учителем. Он обращался к тем же темам и образам, но толковал их по-другому, показывая смену ориентиров в русском обществе.

Жанр, направление и размер

«Три пальмы» — это лирическая баллада — несет в себе глубокий философский смысл. Поэт писал ее в форме восточной притчи. Четко прослеживаются нотки романтизма, так как автор стремится к безупречному миру, к чему-то идеальному и вспоминает о Боге. Кроме того, он изображает экзотические условия, что тоже свойственно поэтам-романтикам. Бунт и его трагическое завершение – типичное настроение для этого направления. Сам автор указал жанр сказания, намекая на фольклорную составляющую своего произведения, ведь сюжет взят из восточной легенды.

Лермонтов использовал четырехстопный амфибрахий, так, благодаря ему, автор эмоционально настроил читателей на восточный лад и постарался отобразить его интонации. Михаил Юрьевич применяет рифму секстина со смежной рифмовкой.

Образы и символы

  1. Главные героини – пальмы , они живут уже не один год в пустой, нелюдимой пустыне, ведя кроткую, спокойную, размеренную жизнь. Они считают, что все время, отпущенное им судьбой, прожито зря, так как в нем не было ни единого яркого события, поэтому пальмы гневаются на Бога, за несправедливое отношение к ним. Деревья, по их мнению, не выполняют своего предназначения – не дают пристанище путникам. И Бог услышал их ропот, послал им караван, где были и люди, и кони, и верблюды. Героини с достоинством встретили их, обрадовались, но их желание, удовлетворенное господом, стало причиной их гибели. Этот образ символизирует человека, который всегда недоволен своей участью, всегда ждет большего от судьбы, но, на самом деле, не знает, чего он хочет. Он не думает о последствиях реализации своей мечты, ему невдомек, что кроется за красивой обложкой. И злой рок наказывает его за это.
  2. Караван – символ сбывшейся мечты, которая была лишь миражом, обманом, иллюзией. Пальмы идеализировали его, приписывали ему кротость и умеренность аппетитов, но люди оказались всего лишь людьми: они срубили деревья на потребу себе, не жалея их древних стволов. Так и человек воображает бог весть что, а на деле все выходит не так, как он представлял. Мечта приобретает ужасающие формы реальности, где нет места иллюзиям.
  3. Коршун – символ смерти, птица-падальщик. Она довершает картину разгрома, который учинил караван.
  4. Ручей – символ спокойной и мирной жизни, которую не ценили деревья.

Темы и настроение

Поэт затрагивает несколько животрепещущих тем и проблем.

  1. Основная тема – это недостижимость идеала. Как бы человек не хотел, его мечта всегда будет лишь мечтой, иначе и быть не может. Когда желание исполняется, оно перестает быть желанием. В основе любого идеала лежит самообман.
  2. Еще одна главная тема — это взаимоотношение человека и природы . Люди безалаберны и жестоко относятся к окружающему нас миру, и, как бы они не хотели, все равно будут считать себя сильнее нее, ведь природа беззащитна – не может отомстить, ее ярость слепа и случайна.
  3. Также автор затрагивает вопрос религиозного характера . Когда пальмы начинают гневаться на свою жизнь Богу, он выполняет их просьбу, и дает возможность прожить яркую ночь: они не только дали приют путникам, но и согрели их своим теплом. Из этого примера можно сделать вывод, что не надо роптать на высшие силы, ведь их промысел нам неведом, и мы не обладаем всеведением, в отличие от них.
  4. Отсюда вытекает тема смирения , ибо нужно быть благодарными за то, что имеем.
  5. Основная мысль

    Стихотворение представляет собой философские размышления о смысле и цели человеческой жизни. Цель бытия и его смысл неведомы нам, они остаются загадкой, которую могут разгадать лишь высшие силы. Идея автора заключается в том, что не стоит роптать на судьбу, необходимо достойно и прямо нести свой крест, не призывая вмешательства Бога в этот процесс. Все идет так, как должно быть, все предопределено. Бунт против судьбы обречен, и это тоже главная мысль стихотворения.

    Также поэт ставит вопрос, как стоит прожить жизнь: тихо, спокойно, из года в год помогая людям, или ярко, но коротко? Пальмы, роптавшие на Бога долгое время, размеренно и кротко росли, но это их не устраивало, и они стали жаловаться о несправедливости Бога по отношению к ним. Тогда Бог дает им возможность прожить яркую жизнь: к ним пришли путники, устроили веселье, пальмы склоняли перед ними головы, а в последующем были сломаны и использованы для костра. Увы, насыщенная, интересная участь требует от человека жертвы, иначе и быть не может.

    Средства художественной выразительности

    М. Ю. Лермонтов не ограничивает себя в средствах художественной выразительности. Так, он использует множество эпитетов и метафор, которые придают стихотворению эмоциональный настрой: «ручей звучный», «роскошные листья», «гордые пальмы», «почвы бесплодной», «махровою главой»; «песок крутился столбом», «пылающая грудь».

    Сравнения — люди – «малые дети», караван «шел, колыхаясь, как в море челнок». И благодаря олицетворению, поэт не дает возможность увидеть четко лирического героя, вместо них читатель наблюдает за тремя пальмами, недовольными жизнью: «пальмы приветствуют», «листья шепчут», стволы деревьев — «тела», листья это «одежда», пальмы «пали без жизни».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Восточное сказание

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова

Стихотворение «Три пальмы» было написано Лермонтовым в 1838 г. По структуре оно восходит к одному из пушкинских . Но если в произведении Пушкина жизнь торжествует над смертью, то у Лермонтова смысл противоположный: природа погибает от грубого человеческого прикосновения. Поэт закладывает в стихотворение мотив глубокого сомнения в правомерности деятельности человека.

В начале произведения изображена картина гармоничной природной идиллии. Глубоко в пустыне расположен оазис, в котором растут три пальмы. Посреди бесплодных песков, сжигаемых солнцем, они питаются холодным родником, которому сами дают защиту от палящих лучей. В оазис еще ни разу не ступала нога человека. Это приводит пальмы в возмущение. Они обращаются к Богу с жалобой на то, что их красота и спасительная прохлада пропадают зря. Пальмы недовольны, что не могут принести никакой пользы.

Бог услышал обращение трех пальм и направил в оазис большой караван. Лермонтов дает ему подробное красочное описание. Караван символизирует человеческое общество в целом: его богатство, красоту женщин и храбрость мужчин. Прибытие шумной толпы людей развеяло однообразие и скуку, царившую в оазисе. Пальмы и ручей рады нарушению своего одиночества. Они щедро наделяют людей тем, что им более всего необходимо в утомительном пути: живительной прохладой и водой.

Члены каравана набрались сил и отдохнули, но вместо заслуженной благодарности пальмы принимают свою гибель. Люди безжалостно срубают деревья и используют их ночью в качестве дров. Утром караван продолжает свой путь, оставив после себя лишь кучу пепла, который также вскоре исчезает. На месте прекрасного оазиса не остается ничего. Некогда весело журчащий ключ постепенно заносится песком. Печальная картина подчеркивается «коршуном хохлатым», расправляющимся со своей добычей.

Главная мысль стихотворения – люди от рождения безжалостны и неблагодарны. Они стремятся только к удовлетворению собственных потребностей. Когда люди слабы, они охотно воспользуются предложенной помощью, но как только окрепнут, сразу же постараются извлечь из этого выгоду. Природа наиболее беззащитна перед алчностью человека. Он совершенно не заботится о том, чтобы ее сохранить. После человека остаются только пепелища и безводные пустыни.

Три пальмы также проявили человеческую глупость. Вместо того, чтобы наслаждаться своим безмятежным существованиям, они захотели большего. Пальмы постигла божественная кара, так как нужно с благодарностью относиться к тому, что уже имеешь. Не стоит роптать на Бога и выражать неумеренные желания, если не знаешь, к чему они могут привести.