Гидропароизоляция        23.07.2023   

Виды и техники резьбы по кости: мастер-класс для начинающих. Холмогорская резьба по кости Изделия из дерева и кости

Поэтапная и подробная методика позволит научиться

Секретным техникам Резьбы по кости в домашней обстановке!

Уделите всего 2 минуты чтению этой страницы и…

Узнайте:

Как вырезать из кости по новой технологии!!!

Как Легко обучиться Резьбе по кости?

Как выразать из кости обьемные фигуры и даже вырезать настоящие картины не умея даже рисовать!..

Как правильно выбирать инструмент для Резьбы!!!
(как выбрать инструмент который прослужит долгие годы!..)

Как организовать сбыт готовой продукции
на рынках РФ!!!

Реальная возможность заработать
до 295 430 рублей в месяц!

А если вы не знаете что такое "Вырезка" или "Богородский Нож"
и просто хотите заниматься Резьбой у себя дома?

Или Вы просто хотите узнать о новом бизнесе и 100% шансе заработать?

Тогда мой 20 летний опыт
пригодиться Вам!

А теперь я предлагаю познакомиться!

Здравствуйте, я Мария Сазонова и хочу рассказать вам мою историю ведения бизнеса, который я освоила еще в 94 году, и который приносит мне отличный ежегодный доход!

Сегодня я занимаюсь Резьбой по кости и производством народных сувениров. Так же я занимаюсь консультацией начинающих мастеров и провожу мастер-классы. Я была консультантом у крупнейших мировых производителей изделий из натуральных материалов. Меня вызывали даже на производства Европы и США - теперь я готова делиться знанием с Вами.

Конечно не сразу все получалось, в те годы интернета почти не было, было лишь стремление научится Резьбе по кости. Так я и училась: стажировки у мастеров, изучение азов мастерства, путешествия по деревням в поисках интересных "рецептов". И первое, что я усвоила - на всякую кость нужен свой подход. Почему? Все очень просто, от сорта кости зависит возможная детализация рисунка, его внутренняя поверхность, а как найти подходящую кость? моем курсе есть ответ!

Я не сразу сообразила, как именно надо выбирать материалы и инструменты, ведь никто этому не учил! Все говорят - берем кость, а какую? Как определить качество? Вначале 2000х я разработала свой собственный метод выбора ингредиентов для Резьбы - суть достаточна простая - визуальный осмотр и тактильные ощущения. По каким-то причинам, от многих закрыты самые интересные способы выбора ингредиентов для Резьбы! Большинство даже не догадывается, что не от цены зависит качество!

Полная пошаговая методика предоставлена в моем пособии!

Вам не надо разрабатывать и изобретать методы, Вы просто возьмете и повторите МОЙ успех! Конечно не за даром, ведь свой опыт я не хочу раздавать просто-так.

И вы узнаете как получить сверх-прибыль с Ваших Резных изделий в кратчайший срок, как я лично зарабатываю на этих "Штучках" и почему не боюсь конкурентов!

Время и сложность - многие бояться, что производство Резных изделий настолько сложно и дорого, что не хотят связываться с этим бизнесом!

Это не так. Заниматься резьбой можно и дома! Я расскажу, что надо делать, что бы Начать свой прибыльный бизнес не выходя из дома, работая всего по 3 часа вечером!

И как добиться, чтоб ваш продукт был всегда на высоте!

А что делать если Вы не можете позволить себе снять Целую Производственную Базу? Или у Вас нет денег на приобретение первого полного набора резцов, и другого оборудования?

Я помогу Вам! Есть пара "секретов" - которые позволяют прибыльно Вырезать даже на вашей кухне!

Интересна история семьи моего знакомого, в 2007 году, когда у меня уже был достаточно солидный бизнес, и я могла позволить себе 2 квартиры в центре Города, мой знакомый, назовем его Георгий и его жена, решили заняться подобным делом! Так как это был друг семьи, я не могла ему отказать в просьбе и рассказала все, что могла об этом достаточно доходном бизнесе!

Его первое "производство" было на кухне - сложность была только с оформлением документов... Но на первое время, для пробы, можно обойтись и без них! На тот момент, если честно я в него не верила, многие пытаются начать что-то, но через день или два "Стухают", придумывают себе проблемы и завязывают! А надо то всего-то НЕМНОГО подождать, даже делать ничего не надо. Так сделал и Женя и ПОЛУЧИЛ солидный "урожай"! Получив первую прибыль, по его словам он понял Как надо Зарабатывать, ведь его вложения окупились с лихвой, он даже смог создать несколько товаров на продажу в наш арт-салон, а дальше пошло как по маслу! Ведь, как это не странно, Резные предметы в России - это один из популярнейших сувенирных товаров, а артели рубщиков заказывают резьбу на очень кругленькие суммы! А доход намного превосходит затраты на его получение. Да и покупают его по всей стране не зависимо от региона! Конечно, для ускорения прибыльности, весь доход с первых 2-10 месяцев уходит на расширение, НО!

А теперь посчитаем!

По моему опыту в среднем один небольшой сувенир - стоит 800-1500 рублей. Самый ходовой сувенир сегодня - это резные игрушки и обереги для дома! Но приведем расчет на всего 500 рублей.

500 рублей это 1 ложка или статуэтка. Стоимость производства: Кость - 55 рублей, украшения и дополнительные элементы - 10 рублей. Время - 1 час. Т.е. 65 рублей и 2 часа затрат, а прибыль в >10 раз превосходит их!

ИТОГО: за одну небольшую игрушку или предмет - 435 рублей чистой прибыли!

продавая даже по 1-2 в день можно неплохо увеличить свой доход!!

Это мы еще не считали резьбу под заказ и украшение домов, "полуфабрикаты" и другие сопутствующие товары!!

Почему я не боюсь конкурентов, спросите Вы?

Все очень просто, свой рынок я Вам не отдам, даже не просите, а вот в Вашем районе, Ваш рынок у Вас никто не отберет!

Ведь все, что надо чтобы заработать - это 15 минут свободного времени в день, на первом этапе! И немного сообразительности, но если ее нет, или Вы не знаете с чего начать - я Пошагово объясню в своем DVD-курсе!

Я не предлагаю Вам получить супер-Резцы или супер-прибыль - я предлагаю сделать это самим!

По моей методике вы можете готовить прекрасные Изделия не только на продажу! Но и для себя. Я расскажу, как круглогодично Заниматься резьбой по кости не зависимо от погоды и при этом существенно экономить!.

Забудьте о долгих годах обучения

Забудьте о мучительных часах
приготовления и выбора

Все, что Вам понадобиться
- это мой Курс и около 1 часа
свободного времени
на первых порах!

Интересно послушать уже Испробовавших мою методику?

Добрый день. Решила вот высказать вам свое мнение о вашем курсе. Мы с подругой решили начать этот бизнес полгода назад, в данный момент я занимаюсь Резьбой на дому на постоянной основе, как оказалось, у нас в городе нет конкурентов в этом бизнесе! Сегодня мы с ней зарабатываем около 70 тысяч рублей каждая) Конечно в перспективе, примерно через год, планируем выйти на 100 000 рублей дохода, но для этого надо сделать некоторые доработки - обустроить мастерскую. И все это благодаря тому, что полгода назад я наткнулась в интернете на ваш курс.

Анна Николаева, Нарьян-Мар

Ув. Елена! Очень благодарны Вам за этот курс, хорошо, что есть в нашей стране люди, готовые за символические деньги делиться с другими своим опытом и знаниями, тем более что эти знания помогают этим другим зарабатывать. Мы с мужем, после того как прочитали информацию на вашем сайте, ни минуты не сомневались, сразу решили: заказываем! Он ведь уже для себя пытался вырезать из кости. Да и потребность в собственном деле назрела уже давно, ведь пенсии ни на что не хватает. Правда, имелись небольшие сбережения, вот и решили и их выгодно вложить, чем на похороны собирать, умирать-то ещё рано! Условия подходящие имелись, живём в сельской местности. В общем, еле дождались, пока получили. За один день курс проштудировали несколько раз, сидели с тетрадкой и ручкой, записывали, как школьники, чтобы ничего не упустить и не забыть. На следующий день стали делать первые шаги. Ну а потом, как по маслу: через три месяца собрали "первый урожай". Областные магазины разобрали всё подчистую, и с тех пор так и идёт у нас. Заказы принимаем заранее, забыли, что такое нужда.
С уважением, Светлана и Виктор Понкратовы

Так о чем расскажу Вам я?

  1. Технологии Резьбы различных предметов и украшений!
  2. Секреты производства и отменного качества ваших вещей!
  3. Методики выбора материалов для Резьбы!
  4. Трафареты для резьбы
  5. Реализация готовой продукции - Уникальная глава, я расскажу, что и как стоит делать, а чего не стоит... Как продать больше чем Вы можете произвести?

и многое другое!

А теперь подумайте, сколько Вам можно будет заработать?

Все потому что цена возрастает в более чем в 6-7 раз! Не сомневайтесь, будет ли ваш товар востребован на рынке - однозначно будет. Вы будете получать сто процентов чистого дохода круглый год. А теперь представьте себе, сколько вы будете зарабатывать, если ваш бизнес будет в несколько раз больше?!

По началу вам не понадобится чья-либо помощь, вы самостоятельно или при помощи членов вашей семьи вполне сможете совсем справляться. А когда ваш бизнес станет приносить значимый доход, и у вас появится желание зарабатывать больше, то без особых усилий вы сможете оформится, наймете двух-трех человек - то есть станете настоящим работодателем.

Сложно поспорить, ведь приятно почувствовать себя в роли начальника, а не подчинённого, самому всем руководить, при этом не опасаясь по поводу необходимости выплат огромных налогов и не имея страха обанкротиться. При соблюдении правил, описанных на диске и только от ВАШЕГО личного желания и стремления будет зависеть, сколько вы Заработаете!

Это Вам не простое видео на DVD, а полноценное мультимедиа – издание. Поэтому не возможно будет выпустить его, на том же, Youtube или Vimeo. Так же это не книга – просто текст – прошлый век.

Почему Именно мультимедиа-курс?

Все достаточно просто. Видео – занимает достаточно большой объём места, чтобы собрать полноценную коллекцию – не достаточно даже винчестера на 250 гигабайт, я не говорю уже о канале на Ютуб.

В мультимедиа-курсах Вы можете в любой момент прервать урок, начать заново или перейти по ссылке в другие необходимые разделы, а сам формат позволяет использовать и видео вставки, анимацию, текст, графику и даже сторонние программы – которые облегчают подсчет, Ускоряют работу или просто отвечают за автоматизированные системы в Вашем бизнесе. А что говорить про внешние Интернет ресурсы? Сами видите – просто видео и просто текст – уже в прошлом!

Я гарантирую: Вы сможете!

а если нет?

Ну а если, вдруг у вас не получится, вы можете ВЕРНУТЬ ВСЕ СВОИ ДЕНЬГИ!

Это означает 100% гарантию доставки и хорошую полиграфию моего курса!

Теперь, я бы хотела сделать вам заманчивое предложение! Специально для Вас я установлю беспрецедентную цену на этот курс!

Сегодня ваша цена будет НИЖЕ!

БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА!

Заинтересовало?

Все это в совокупности с моими ГАРАНТИЯМИ дает вам то, что вы:

  • в этом курсе почерпнете только качественные, проверенные на практике и в реальном бизнесе, знания и навыки.
  • приобретая мой курс и начиная бизнес, вы не рискуете абсолютно ничем. Уже после первого "прихода" вы окупите не только стоимость приобретенного курса, но и затраты на знания. Кстати, о затратах...

Как вы думаете, сколько может стоить данный курс? 10 000 рубелей? 20 000 рублей?

Вы не правы, цена моего курса составляет 4200 рублей!
Но для ВАС есть СПЕЦИАЛЬНАЯ СКИДКА!
С учетом этой скидки цена на курс беспрецедентно мала
и составляет всего 2690 рублей!

Согласитесь, не такая уж и большая цена за столь прибыльный бизнес!

Вам же достаточно лишь нажать кнопочку!

И, быть может, уже через пару лет, обедая в модном ресторане или сидя во дворе своего роскошного дома, на вопрос "Как ты зарабатываешь столько денег?" вы с уверенностью и гордостью ответите: "Занимаюсь собственным бизнесом!". Ведь все достижимо. Вместе с моим обучающим курсом.

Заказать курс не составит никакого труда. Для жителей России возможно оформления заказа наложенным платежом.

Сам, конечно, я отправлять диск не стану - сложно это для меня, а вот профессиональная служба отправки сделает это в течении 2х дней с момента заказа! И отправит его вам почтой Первым классом.

Скажу одно - что Вы можете позволить себе приобрести за 2690 рублей?

Дешевый костюм? Набор станков для бритья?

А представьте, сколько перечисленных товаров совсем скоро вы сможете покупать, вложив всего 2690 рублей (столько стоит курс)!


Рамка для фото «Животный мир», Кубок «Север», Рамка для фото «Поездка».
Кто оставил свой след в истории холмогорской художественной резьбы по кости?

Издавна наши предки добывали в Белом и Баренцевом морях не только треску, навагу или тюленя, но и моржовую кость – «рыбий зуб». Случалось, находили ископаемую мамонтовую. Даже простая трубчатая коровья кость – цевка – и та в руках искусных мастеров становилась похожей на благородную. Резали кость по всему Северу – от Сольвычегодска и Великого Устюга до Архангельска. Но как-то так получилось, что центром косторезного промысла стали именно Холмогоры.


Бусы и серьги «Старинные». 1994 г., Ваза «Дыхание леса». 1991 г., Вазочка «Олень». 1994 г., Вазочка «Ладья». 1993 г.

Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его братья были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате и, впоследствии, стали лучшими её косторезами.


Конец 17 века. Неизвестный резчик из семьи Шешениных

Это первая фамилия мастера-костореза, которую сохранили для нас архивные документы. Но ведь и до него, вернее до них, братьев-умельцев Шешениных, были резчики: «…стоит подворотенка – дорог рыбий зуб, мудрены вырезы вырезано, а и только в вырезу муравью пройти». Старинная северная былина. Именно об этом. О мастерстве тех, кто ещё до XVII века занимался резьбой по кости. Их имён не донесло до нас изустное народное творчество. Но, благодаря ему, мы прекрасно понимаем, что холмогорскому косторезному промыслу значительно больше, чем 400 лет.


Штанг П. П. Ларчик «Сын помора», 1987 г.

За это долгое время – разное было. На смену XVII веку пришёл XVIII. Ставший временем подлинного расцвета холмогорской художественной резьбы. В 1703 году была основана новая столица Империи на берегах Невы. Для того, чтобы блистать и поражать Европу, срочно понадобились красивые, нарядные, неординарные вещи. Холмогорские мастера по своему профессиональному уровню уже могли это сделать и были готовы выполнить поступивший им заказ.


Ларец-теремок свадебный

Большую часть заказных изделий того периода составляли ларцы самых разных размеров. Они могли иметь форму сундучка с четырехскатной крышкой, а могли выполняться простыми коробочками с ровным верхом, чей деревянный корпус оклеивался костяными пластинами из моржовой кости или обычной цевки. Для оживления монотонной поверхности ларца часть этих пластин окрашивалась в зеленый, реже коричневый, цвет. Чередуясь с белыми, окрашенные пластины создавали своеобразный декоративный ритм готового изделия.


Ларец «Весенняя песня». 1989 г.

На пластины гравировкой наносился так называемый «глазковый» орнамент в виде концентрических кругов с точкой-глазком посередине. Или растительный – из небольших веточек с бутонами и розетками цветов. Гравированный рисунок подкрашивался зелёным, красным или чёрным цветом, что, с одной стороны, создавало определённый контраст с чистым белым или молочно-кремовым материалом кости, а с другой – связывало её в единую композицию с уже с окрашенными пластинами.


Кубки с портретами. Мастерская О. Дудина

Костяные изделия вошли в моду. Они не только вручались в качестве памятных подарков разным высокопоставленным особам и просто важным лицам, но и постоянно находились в царском обиходе. Так, после смерти Екатерины I специальным протоколом-описанием Верховного Тайного Совета было установлено, что свои личные вещи императрица хранила в двух холмогорских ларцах. Помимо них в комнатах императрицы находилось по два резных костяных образа, соответственно – в золотой и серебряной оправах.


Икона «Богоматерь Казанская». 1996 г., Панагия. 2002 г.

В течение всего XVIII века спрос на художественные изделия холмогорских резчиков не только не снижался, он неуклонно рос. Расширялся как сам ассортимент костяных изделий, так и многообразие форм и способов их декорирования. К уже ставшим традиционными ларцам и коробочкам добавились табакерки, миниатюрные комодики, секретеры и туалетные шкатулки. К гребням – подставки под часы и пластины с портретами.


Коробочка «Улетели листья с тополей». 1994 г., Коробочка «Отдых на перелете». 1995 г., Ваза «Деревья спят». 2002 г., Серьги. 1995 г.

Ажурный орнамент дополнился цветным фоном прокладки, в качестве которой используются фольга или шелковая ткань. И, как результат, любая вещь становится пышной и нарядной, превращаясь в настоящее произведение искусства. Чему в немалой степени способствовали и мастера-косторезы, творившие в то время.


Коробочка-репка. 1978 г., Ваза «Завиток». 1980 г.

История сохранила для нас несколько имён. Это Осип Христофорович Дудин и выдающийся деятель русской культуры, известный скульптор – Федот Иванович Шубин. Последний приехал в Петербург в 1759 году и, благодаря содействию Михаила Васильевича Ломоносова, ещё одного талантливого выходца из Холмогор, довольно скоро получил многочисленные заказы от широкого круга вельможных сановников, которым он «услуживал резьбой по кости». Считается, что именно Шубиным вырезан рельефный портрет М. Ломоносова.


Брошь «Птица». 1996 г., Гребень «В райском саду». 198 6г., Гребень «Радость». 1995 г., Гребень «Ажурный». 1996 г.

В начале XIX века определенные коррективы в работу холмогорских мастеров вносят элементы нового архитектурного стиля – классицизма. Особую строгость и изыск приобретают пропорции изделий, их формы, в которых более отчётливо проявляется геометрическое начало, становятся лаконичнее, а орнамент – миниатюрнее. Необыкновенного мастерства достигают в своих работах резчики. Такие, например, как выросший в семье солдата Николай Степанович Верещагин, расцвет творчества которого пришелся на 1790-1810 гг.

Как и Дудин, Верещагин соединил в своих лучших произведениях традиции северорусского косторезного искусства с элементами современной ему архитектурной школы, что говорит не только о природной смётке, но и высоких эрудиции и культуре резчика. До настоящего времени дошло несколько декоративных ваз Верещагина, одна из которых была преподнесена им Екатерине II.


Ставец «Всем святым», Мироносица «Помоги земле русской». 1992 г., Кубок «Великий Новгород». 1984 г.

Украшенные сквозной тончайшей резьбой и рельефами, воздушность ажурного рельефа которых подчёркивается чистотой полирования костяной поверхности, – эти изделия мастера просто уникальны. В 1798 году парные вазы конусообразной формы приняла от резчика царствующая чета Павла I и Марии Фёдоровны. Сегодня они хранятся в Государственном Эрмитаже.


Бюро-секретер

В конце XIX-начале XX веков у холмогорской художественной резьбы появляется новый характерный элемент – механика сквозной резьбы. И – новые имена мастеров, виртуозно освоивших этот технологический приём. Такие как Михаил Михайлович Бобрецов и Максим Иванович Перепелкин. Учитель и ученик.

Самым известным изделием первого является блюдо с резным бортиком и вензелем «В» в центре, которое в 1885 году вместе с хлебом-солью было поднесено посетившему Холмогоры великому князю Владимиру Александровичу.

Максим Иванович с 1885 по 1900 год был руководителем класса резьбы по кости при Ломоносовской школе, который организовал статистический комитет Архангельска с целью поддержания промысла, переживавшего на рубеже веков не самые лучшие времена. Будучи отличным мастером, М. И. Перепёлкин в совершенстве владел техникой резьбы. И хотя в то время класс резьбы закрыли, но учившиеся в нём и перенявшие от Максима Ивановича всё лучшее В. П. Гурьев, Г. Е. Петровский и В. Т. Узиков стали той человеческой основой, с которой началось возрождение холмогорского промысла в 30-х годах двадцатого века.


Лоток «Ветер». 1982 г., Колье-бусы «Каприз». 1996 г., Украшение для волос «Розы». 2002 г., Броши «Цветы», Туалетная коробочка «Тюльпаны». 1996 г.

А поскольку говорят, что история идёт по спирали, то есть надежда, что и нынешний кризис холмогорский художественный промысел переживёт. Главное, что искусство резьбы пока не утрачено, оно сохраняется и передаётся ученикам следующего поколения. И пусть в 2007 году на первый курс нынешней косторезной школы, или по современному – ПУ-27 (производственное училище), принято только девять учащихся… Но – они же есть!


Советская косторезная школа. Просвирин В. А. 80-е гг.

А значит, пока не умерла и надежда, что со временем к тем именам, что уже оставили свой след в истории холмогорского промысла добавятся … Обязательно добавятся новые.
И кто-то когда-нибудь напишет и о них. А может, этого ждать не так уж и долго? ...


Ваза «Баллада о Севере», Кубок «Лесные мотивы». 1977г., Настольное украшение «Северные мотивы». 1978г.


Коробочка-репка. 1995, Коробочка «Птица». 1995, Туалетная коробочка «Птицы». 2001, Нож «Фантазия». 2003, Нож для разрезания бумаги 2002 г.

Изделия, созданные из кости животных, очень часто ставят на одну ступень с вещами из драгоценных металлов благодаря качеству выполненной работы и стоимости материала. Чем натуральнее выглядит статуэтка и аккуратнее обработаны ее мелкие детали, тем более ценной считается такая резьба по кости.

История ремесла

Работа с костью прошла долгий исторический путь — именно резьба по кости стала одним из первых человеческих занятий. Со временем благодаря народному ремеслу люди стали получать не только инструменты: иглы, булавки, пуговицы, рукоятки орудия, наконечники, — изделия стали выполнять еще и декоративную функцию. Так, костяные предметы обихода стали украшать замысловатыми узорами и вырезами. Кроме того, появились украшения в виде нашейных ожерелий, браслетов, серег и колец, заколок.

У каждого народа сохранились особые признаки костяной резьбы в виде уникальных мотивов. В России это холмогорская резьба по кости, исторически сформировавшаяся в Холмогорском районе Архангельской области.

Традиции узорчатой резьбы в холмогорском стиле формировались на протяжении XVII-XVIII столетий. Основные признаки холмогорской резьбы заключаются в узорах, которыми она изобилует:

  • резной орнамент со сквозными отверстиями;
  • рельефные сюжетные композиции;
  • разноцветная гравировка элементов;
  • подкладывание цветной фольги под орнамент.

Как правило, мастера используют мамонтовую или моржовую кость в качестве основы, но если нет возможности купить такие дорогостоящие материалы, применяются кости животных — коров или лошадей.

Инструменты и материалы

Искусство резьбы по кости и рогу предполагает наличие специализированных инструментов, без которых невозможна тщательная обработка изделия. К их числу относятся бормашина и штихеля — специальные режущие инструменты с заостренными наконечниками разной формы, предназначенные для резки, выпиливания, выскребания, просверливания, шлифовки костяных поверхностей.

Компактная бормашина, предназначенная дли личного пользования, а не выполнения промышленных заказов, способна заменить множество разнообразных приборов — все зависит от насадки, которую вы выбрали:

  • грубые пилящие наконечники — снятие верхних ненужных слоев;
  • абразивные насадки — функция шлифовки и ошкуривания;
  • острые тонкие насадки — для выделения тонких линий;
  • насадки с шариками диаметром до двух миллиметров максимум — проработка рельефа мелких деталей;
  • резиновые зернистые головки — шлифовка поверхности изделия;
  • щеточки, мягкие материалы — полировка работы.

В отдельных случаях можно применять такой же инструмент, как и во время выжигания по дереву — он поможет создать вогнутые впадинки-линии темно-коричневого цвета.

Выбор инструментов полностью зависит от предполагаемого вида работы, от материала, который вы будете обрабатывать. К примеру, резьба по кости и рогу выполняется по-разному — кость некоторых животных более хрупкая, чем рога. В то же время мамонтовые бивни и элементы скелета одинаково прочны и считаются наиболее твердыми в сравнении с остальными.

Как правило, художественная резьба по кости предполагает использование костей коровы, лошади, оленя, лося, мамонта. Кроме того, очень ценится работа на рогах и бивнях этих животных.

Вы можете приобрести целые рога, кости, бивни и клыки. Но в последнее время практикуется продажа спилов в виде плоских медальончиков или небольших пеньков — такие заготовки можно использовать для создания небольших фигурок, миниатюрных изделий, брошек, кулонов.

Подготовка кости к работе

Мамонтовые и моржовые кости — очень дорогой материал, который, к тому же, довольно непросто достать. Дело в том, что моржи находятся под охраной различных экологических организаций, а число найденных мамонтовых останков с каждым годом все быстрее сокращается.

Имея в виду эти причины, начинающим ремесленникам советуют остановить свой выбор на легкодоступных материалах. К примеру, хорошо будет обучаться на коровьих и лошадиных костях, которые можно легко отыскать на любом продуктовом рынке по доступной цене.

Такая покупка будет лишь заготовкой для предстоящей работы — ее нужно подготовить, избавив от хрупких трубчатых тканей, очистив от пятен и жира.

  • Отпилите концы костей, на которых держатся хрящевидные образования.
  • Вычистите заготовку изнутри и снаружи.
  • Теперь нужно варить материал в течение получаса — постепенно из кости выйдет жир.
  • Промойте заготовки под краном и снова поставьте их варить, но уже в чистой воде. При этом добавьте в кастрюлю примерно половину пачки кальцинированной соды из расчета на восемь литров.
  • Снова оставьте кастрюлю кипеть примерно на полтора часа.

Снимите кастрюлю с печи и оставьте на ночь. Подобный процесс можно повторить на следующий день с пищевой содой, если вы хотите отбелить материал и сделать его еще крепче.

Мастер-класс — резьба по кости для начинающих

Ниже вы увидите, как с помощью базовых инструментов опытные мастера Александр и Елена Коптеловы, работы которых известны далеко за пределами стран СНГ, выпилят фигурку Чеширского кота из сказки «Алиса в Стране Чудес». Поскольку работа очень трудоемкая, а материал — дорогостоящий, новичкам не стоит повторять ее без наличия определенного опыта.

Тем не менее, в данном мастер-классе хорошо видна резьба по кости — фото процесса покажут основные принципы обработки материала. Именно их и следует практиковать начинающим ремесленникам, оттачивая свое мастерство перед тем, как браться даже за самую, казалось бы, легкую работу.

Позаботьтесь об оборудовании рабочего места — рядом со столом, на котором вы будете распиливать и крошить изделие, установите хорошую вытяжку, чтобы избавиться от рабочей пыли. Все инструменты должны находиться в зоне досягаемости и располагаться так, чтобы не стеснять движения во время работы.

За основу нужно взять кусок мамонтового бивня весом примерно в один килограмм.

  • При помощи стамески и молотка отколите части, которые отделены от тела заготовки сквозными трещинами.

  • На начальном этапе используйте грубые фрезерующие насадки бормашины.

  • Снимите с заготовки излишки и придайте ей основной рельеф.

  • С помощью уменьшенного наконечника в виде бутона сгладьте заостренные места.

  • Отшлифуйте заготовку, придав поверхности гладкость.

  • С помощью специального станка проведите торцевание основания статуэтки. Этот процесс также можно выполнить с помощью наждачной бумаги.

  • Начиная с головы, наносите рисунок частей изделия простым карандашом.

  • Дальше резьба по кости должна выполняться тонкой острой насадкой — обработайте основные линии лица.

  • Используйте закругленные наконечники, чтобы вырезать гладкий рельеф поверхности.

  • У вас должна получиться подобная заготовка.

  • Подчеркните основные линии тончайшей насадкой.

  • Проработайте детали.

  • Сделайте заготовку глаз и пуговиц и вставьте на место. Используйте дорогие сорта дерева, к примеру, чтобы соответствовать основному материалу — кости мамонта.

  • Используйте резиновые диски, чтобы отшлифовать поверхность. Запомните, с такой насадкой можно работать только на малых оборотах, иначе вы «подпалите» кость.

  • Отполируйте статуэтку на специальном аппарате или вручную.

Ваше изделие готово! Покройте работу закрепительным лаком, чтобы придать блеск. Если вы еще не решили, как выбрать свое хобби , подумайте — возможно, вам подойдет именно такое интересное и оригинальное занятие как резьба по кости.

Напоследок ознакомьтесь с видео, которое детально показывает процесс изготовления красивого костяного цветка.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Изделия из кости крупных животных с выполненной ажурной резьбой сравнимы с украшениями и предметами обихода из драгоценных металлов. Стоимость материала и качество аккуратно выполненной работы ставит поделки в ряд ценных произведений искусства .

Работа с костью имеет исторические корни с давних времен. Резьба по кости и рогу возникла на заре первых занятий человека прикладным искусством . Благодаря старинному народному ремеслу люди получили инструменты, декоративные булавки, пуговицы, шкатулки, вазы, державки к оружию, наконечники копий и стрел. Когда-то в Древней Руси, резка по кости морского зверя имела в первую очередь сакральное значение — узоры, что вырезались на клыке моржа, были оберегами, несли родовую информацию — на украшениях умещалось целое сообщение для знающего глаза.

Впоследствии декоративная резная кость становится престижным украшением для женской половины человечества, она применяется в большинстве предметов и вещей для повседневной жизни и праздников. Каждый народ славится отточенными веками уникальными мотивами в гравировке по кости. Изделия передают весь народный колорит и чтят традиции страны или местности в великом мастерстве художественной резьбы по кости. Википедия утверждает, что этот народный промысел «… в России распространен главным образом в Северных регионах: Архангельская область (холмогорская резная кость), Ямало-Ненецкий автономный округ (ямальская резная кость), город Тобольск (тобольская резная кость), Якутия и Чукотка (чукотская резная кость), а так же Московская область (хотьковская рез­ная кость).»

В древних раскопках на Китайской земле найдены предметы старины, принадлежащие эпохе 3700 года до нашей эры. Среди них немало предметов, отмеченных китайской резьбой по кости. Многие предметы представляют собой головоломки, искусно украшенные витиеватой резьбой . Некоторые шары головоломок вложены один в другой и являются неразрывно целыми, поэтому учёные пришли к выводу, что их вырезали именно в таком положении. Настоящие головоломки подобного типа составляют до 12 таких сфер, вложенных друг в друга с выполненной гравировкой.

Очень распространенные головоломки из 12 сфер имели смысл сакрального значения, при этом каждая оболочка именовала собой соответствующие мистические сферы планеты Земля. Но современные жители утеряли мистический смысл в такой игрушке, но зато раскрыли технологию изготовления гравировки на внутренних шарах. Она заключается в том, что в целой сфере делают отверстия в форме конуса , стремящиеся вершиной к центру, а резьба на внутренних оболочках выполняется специальным инструментом.

Галерея: резьба по животной кости (25 фото)
















Народный резной промысел России и народов Севера

Обработка кости, сначала простая и незамысловатая, позднее – художественная и богатая берет начало в древние времена. Материалом служили клыки моржей, зубы китов и кашалотов. Чукотские умельцы просто и лаконично оформляли рисунки на материале, для такого промысла характерно небольшое число изображений с деталями при резьбе по рогу.

В основном ценную кость мастера использовали для изготовления предметов обихода, оружия для охоты на крупных животных и морских обитателей, для которых применялись костяные гарпуны . Несмотря на малое число деталей, в картинках по кости вырезались целые баталии и бытовые истории из народного жанра.

Якуты стараются в изображении на предмете передать всю красоту ажурного узора с помощью геометрических узоров, в которых тщательно прорезаны и аккуратно обработаны мельчайшие детали каждого орнамента. Тобольские умельцы делают резные миниатюры по типу бытовых повестей народности, их мастерство способствует созданию множественных украшений для женщин .

Мастера в рабочем поселке Варнавино вначале делали свои изделия по принципу холмогорской резьбы, но постепенно произошло отделение и переход в новое направление народного прикладного искусства. Общая схожесть сохранилась, но на работу существенное влияние оказали городецкие и нижегородские мотивы. Впервые стали использоваться приемы объемного выполнения узоров .

Добавляются в качестве материала слоновьи бивни и кость мамонта, рога крупных млекопитающих. Началом варнавинского резьбового промысла считается 1970 год, с тех пор работает и процветает специальная фабрика с названием «Варко». Здесь трудятся признанные специалисты в этой области, им присвоены заслуженные награды и титулы.

Работы мастеров имеют ценность не только в своем отечестве , их произведения распродаются по всему миру, и оцениваются многими наградами на конкурсах и выставках. Фабрика специализируется на женских украшениях, предметах быта и сувенирах.

Направление развилось в Сибири, там, где в результате охоты появилось много сырья в виде кости мамонта, поэтому заниматься резной костью было просто. Именно тобольские мастера выполняют работу по округлой кости с использованием приемов объемной резьбы . Часто темой для вырезания мотивов становятся бытовые и военные сценки из жизни северных народов, а изображаются они на коробках для сигар, подсвечниках, шкатулках, брелоках и многочисленных украшениях женщин.

Хотьковские мастера резьбы

Направление появилось очень давно в городке Хотьков под Москвой, где опытные мастера передают свои секреты из поколения в поколение . Изделия с изображенными сценами отличаются законченностью и лаконичностью форм, конкретизация присутствует в каждом сюжете. Еще одним характерным признаком является применение комбинированных вставок из дерева или перламутра.

Описание холмогорской резьбы

Является древним искусственным промыслом в Архангельском крае. Изумительная окружающая природа дала толчок таланту мастеров. Их изделия отличаются эффектом воздушности благодаря тончайшей витиеватой резьбе на поверхности шкатулок, ларцов, характеризующихся четырехскатной высокой крышкой. Витиеватая резьба используется для обрамления старинных и современных икон . По своей задумке узоры напоминают следы морозного рисунка на стекле, широко представлены элементы растительности и многочисленные завитки, выполненные в особой технике:

  • орнамент представлен множеством сквозных отверстий;
  • сюжеты выполнены в объемной технике;
  • гравировка выполнена в цветном стиле;
  • под сквозной рисунок подкладывается цветная фольга.

По способу исполнения резьба подразделяется на виды:

  • рельефная;
  • сквозная;
  • гладкая.

В зависимости от этого подготавливается материал, вид готового изделия напрямую зависит от выбора материала. Мастеру важно знать особенности каждого материала и способа его подготовки.

Кость мамонта используется для многих изделий в разной технике. Она мягче моржовых костей , поэтому быстрее обрабатывается и позволяет делать сквозную резьбу. Из-за длительного залегания в земле останки мамонта окрашиваются в различные природные цвета, что с успехом применяют мастера.

Слоновая кость является отличным материалом и не уступает по качеству мамонтовым костям. Благодаря большим размерам есть перспектива получить статуэтки и ларцы внушительных габаритов. Из-за природной белизны работа с материалом требует особой проработки всех элементов, так как неопрятности четко проступают на белом фоне.

Для начинающих мастеров, прежде чем взяться за резьбу по кости, есть возможность освоить более доступный материал — кокосовую скорлупу. Резьба по кокосу уже стала отдельным видом прикладного искусства — мастера создают из нее самые разнообразные предметы декора и обихода: светильники, вазы, чаши, подсвечники, фигурки. Из скорлупы делают и оригинальные украшения, от сережек до браслетов, и даже пуговицы.

Последовательность резьбы

Класс по подготовке материала

Все костные останки животных обрабатываются опиливанием нерабочих участков и обезжириванием, для чего кость варят в кальцинированном содовом растворе на протяжении 2–3 часов. После просушки материал распиливается, шлифуется, отбеливается, полируется. Этапы подготовки с применением специального инструмента для резьбы по кости:

  • распиловка включает выбор оптимальных кусков без дефектов и трещин, делается вручную или механическим способом;
  • шлифовкой выравнивается изделие, снимаются трещины, работа производится сначала грубым абразивом, окончательная шлифовка производится полужидкой пемзой мельчайшей фракции;
  • отбеливание имеет конечной целью удаление пятен и желтизны с поверхности и окончательное обезжиривание, процедуру совершают в растворе каустика при кипении в течение получаса;
  • склеивают отдельные части для увеличения размера изделия на рыбьем клею или используют клей марок ПВА, БФ-4, БФ-2;
  • полировка завершает подготовительную часть и производится меловым раствором вручную.

Окраска изделий

Окрашивают все виды костей, предварительно обработав их пергидролем или спиртом, процесс делается после полировки. Для тонировки используют графит, его втирают в поверхность, поверхность окрашивают с помощью природных материалов и красителей (лук, чай, орех, петрушка), можно применять анилиновые вещества для окраски шерсти.

Оборудование и инструменты

Для обработки и резьбы понадобится круглопильный станок со сменными дисками, шлифовальный, токарный агрегаты. Для художественной части нужна медицинская бормашина, ручной лобзик для тонких работ, полировальный станок. мастер-класс по этапам работы:

  • тщательно наносится рисунок на поверхность, прорисовываются тончайшие детали росписи;
  • тонкой насадкой обрабатываются основные контуры;
  • закругленными резцами врезают гладкий рельеф;
  • тонким инструментом подчеркивают основной узор и прорабатывают детали;
  • делают заготовки всех накладных элементов и вставок из дерева, металла, фольги, рога и помещают их в нужные места, приклеивая к поверхности;
  • (36 оценок, среднее: 5,00 из 5)

В предлагаемой вашему вниманию статье вы ознакомитесь с основными сведениями о видах кости, с кратким обзором мировой художественной резьбы по кости, ее традициями и темами, и серией иллюстрирующих текст фотографий. Основная часть обзора создана по материалам Metropolitan Museum, British Museum, в меньшей степени других зарубежных сайтов, также использовались материалы авторов.

Для резьбы в широком смысле этого слова может использоваться практически любая кость . Вот основные ее виды.

1. Рог копытных животных (оленя, лося, коровы, марала и т.п.)
2. Трубчатая берцовая кость крупных копытных - цевка (верблюд, корова, лошадь)
3. Бивень (мамонт или слон)
4. Зуб кашалота
5. Клык моржа.
6. Рог носорога
7. Рог нарвала

Добыча и реализация некоторых видов кости ограничена или запрещена, - например, рога нарвала, носорога, зуба кашалота. В 2002 г. ООН ввела частичный запрет и на торговлю слоновой костью. Таким образом, абсолютно легальны для продажи остаются только бивень мамонта, рога копытных и цевка. Так как мамонты вымерли более 10000 лет назад, их бивни не запрещены к использованию и экспорту(хотя для добычи и вывоза их все равно требуется специальное разрешение), в отличие от бивня слона и моржового клыка, использование которых наносит ущерб природе, поощряя браконьерство!

Самый пластичный и красивый из этих материалов, но и самый дорогой, конечно, бивень мамонта . Трубчатое строение цевки сильно ограничивает ее использование для скульптурной резьбы. Впрочем, из-за своей дешевизны в настоящее время ее широко используют многие резчики. В России преимущественно используется коровья цевка, в странах Азии – цевка верблюда.
Часто цевку используют для имитации или подделки бивня мамонта. Впрочем, бивень очень легко отличить. Обычно он желтоватого или коричневатого, неоднородного цвета с годовыми кольцами, как на спиле ствола дерева. Трещины на такой кости – обычное явление и не являются значительным дефектом, потому что бивень легко впитывает влагу из воздуха. Кроме того, на изделиях из бивня мамонта часто сохраняются следы внешнего слоя бивня – так называемой «корки», похожей на древесную кору. Цевка всегда однородного ярко-белого цвета, на ней нет прожилок, ее легко отличить по характерной цилиндрической пустотелой форме, либо изделие сборное и склеено из пластин. Главное же отличие – это «сетка» на поперечном срезе. Она образована сетью тонких каналов с нервными волокнами. На бивне слона тоже можно заметить такую сетку, но она выглядит по-другому – линии пересекаются под более тупым углом.

Бивень мамонта – красивый и пластичный материал, один из древнейших, использовавшихся человеком. Его сплошная, практически без пустот, однородная масса, крупные размеры позволяют выполнить из него любую скульптурную форму. Этот материал легко обрабатывается резцом и имеет красивый сетчатый рисунок. Он сохраняет эффектный внешний вид при самых разных способах обработки – покраске, полировке, гравировке. По твердости он близок к природным камням, таким как янтарь, жемчуг, коралл. Как правило, бивень мамонта добывают в районах вечной мерзлоты на дне рек, в болотах, тундре. В России это северные регионы Сибири, Якутия.

История
Наиболее крупные из известных бивней мамонта достигали длины 400-450 см, диаметр 18-19 см, вес 100-110 кг (бивни африканского слона весят около 95 кг). Древние люди использовали бивни как топливо, изготавливали наконечники стрел, украшения, ритуальные предметы. Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима, Византии. Есть сведения, что древние греки делали колоссальные статуи из слоновой кости; остатки этих произведений не сохранились до наших дней, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами.

Так как в Европе не имелось сколько-нибудь значительных собственных залежей бивня мамонта, слоны тоже там не обитали, то развитие косторезного искусства целиком зависело от притока иностранных материалов. 95% всей кости, ввозимой в Европу, составляла африканская слоновая кость, 5% - ввозимый из России ископаемый бивень мамонта. Резьба по кости в Европе пережила несколько упадков и возрождений, связанных с прекращением и возобновлением поставок слоновой кости с африканского континента .
Первоначально европейские резчики заимствовали стиль резьбы с ввозимых африканских изделий из кости. Постепенно формы европейской резьбы усложнялись, и, хотя в Европе не существовало специализированных гильдий резьбы по кости, и художники могли использовать различные материалы для скульптур, мелкая пластика из слоновой кости зачастую более выразительна и экспрессивна, чем монументальные скульптуры. Это связано с тем, что такие работы в основном предназначались для светских коллекционеров, что способствовало свободе выбора тем и сюжетов.